Файл: Анализ реализованных инновационных проектов...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сущности, процессные функции отражают единые технологии осуществления всех главных задач управления: формирование целей и планирование инноваций на предприятии, организация и контроль инновационных процессов [15, c.73]. Процессные функции содержат два основных элемента инновационного менеджмента - это коммуникационные процессы и принимаемые в компании решения.

Для создания эффективной инновационной системы предприятия во всем многообразии необходима некая классификация. Существует опять же множество подходов к классификации инноваций. Обратимся к наиболее часто используемой классификации инноваций по признакам [1, c.76-78].

  1. С точки зрения цикличного развития (крупнейшие инновации – основа революционных переворотов в технике; крупные – новые поколения техники в рамках данного направления; средние – замена устаревших моделей; мелкие – улучшение некоторых параметров модели).
  2. С точки зрения интенсивности использования (от нулевого до седьмого порядка).
  3. В зависимости от степени использования научных знаний.
  4. По возможности планирования жизненного цикла (нововведения, позволяющие совершить революционный скачок в производстве и становящиеся неотъемлемым элементом (прогноз); сдвиги в отдельных элементах производительных сил при сохранении исходного принципа (долгосрочный характер); количественное изменение и улучшение некоторых параметров (текущее и перспективное планирование).
  5. По способу (экспериментальные и прямые инновации).
  6. По области управления (продуктовые, процессные (технологические), управленческие и др.).
  7. По предмету (продукты или процессы).
  8. По цели создания (стратегия или реакция на изменяющиеся условия рынка).
  9. По потенциалу (базисные, модифицирующие).

Основные виды инноваций предприятия представлены на Рисунке 1.2.1.

Рис.1.2.1. Классификация основных видов инноваций [36]

Таким образом, в современных условиях в качестве неотъемлемого условия повышения эффективности работы предприятий выступает инновационная деятельность. Внешние факторы отличаются неопределенностью и динамизмом, и развитие компаний всегда сопровождается высоким риском. Между тем, отказ от инноваций может повлечь достаточно серьезные негативные последствия.

Инновации проходят в своем развитии несколько стадий и на всех из них имеют высокую степень неопределенности. Очень важным моментом является внедрение новшеств в производство, принятие рынком этих новшеств.


Рис.1.2.2.Основы и стадии управления инновационным процессом

Таким образом, цикл управления представляется тремя стадиями: разработкой идеи, внедрением инновации и управлением реализации инновационного продукта.

При создании инновации проходят стадию разработки, реализации и завершения. Стоит обратить внимание на основные этапы:

  1. формирование идеи;
  2. исследование возможностей;
  3. подготовка документации для заключения контракта;
  4. подготовка документации для оформления проекта;
  5. работы по реализации программы;
  6. мониторинг экономических показателей.

При оценке инновации оцениваются два основных показателя – доходность и значимость продукта и его риск для предприятия.

Также к оценке инноваций существует множество подходов, однако во всех них уделяется большее внимание не на целевой направленности, а, скорее, на средствах достижения для компании. Эффективный инновационный проект направлен на повышение экономичности и результативности деятельности хозяйствующих субъектов.

В основе оценки эффективности инновации лежит ряд основных принципов [17, c.189]:

  1. Либеральный и творческий подход к разработке инноваций
  2. Наличие коммерческой выгоды от нововведений
  3. Уникальность разрабатываемого продукта
  4. Комплексный подход к оценке риска внедрения новации на процессы функционирования предприятия.

Инновационная деятельность, как деятельность по созданию инноваций, включает в себя ряд мер для достижения главной цели [3, c.118]:

  1. Нахождение идей для инноваций
  2. Выбор лучшей идеи
  3. Оценка жизненного цикла выбранной идеи
  4. Проработка бизнес-плана проекта инноваций
  5. Оценка разработанного плана экспертами
  6. Производство нового продукта в экспериментальных условиях
  7. Коррекция схем производства и продвижения продукта
  8. Запуск на производство и продвижение массового продукта.

В любом проекте инновация проходит различные стадии, называемые всовокупности жизненным циклом. Поэтому эффективность реализации инновации может быть рассмотрена на каждой отдельной стадии.

Жизненный цикл состоит из фаз. Каждая из них характеризуетдостижение одного или нескольких результатов.Первая фаза – концепция, вторая – разработка, третья – реализация,четвёртая – завершение. Фазы инновационного процесса включают в себя стадии. Стадии проекта- этапы. Этапы процесса - работы. Все это определяется спецификой конкретной инновации.


Главным фактором эффективностиявляется обеспечение наилучшей управляемости каждой стадией.

На фазе концепциирешается вопрос о существовании новации. Если все вопросы во время первойфазы решены, то переходят ко второй фазе. Необходимо так же учитыватьжизненный цикл продукта. Жизненные циклы инновационного продукта связаны между собой.

Основные компоненты инновационного процесса включают [2, c.108]:

а) состав работ;

б) структура;

в) временная реализации;

г) ресурсы;

д) бюджет;

е) ограничения, определяющие специфику новации или отдельных ее составляющих.

Таким образом, эффективность инновационного процесса можно оценить как определение четкого состава и структуры, который соответствует конечным целям реализации инновации с учетом временных и ресурсных ограничений.

1.3. Показатели оценки инновационного потенциала предприятия

Потенциал организации — это ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для достижения целей предприятия

Научно-технический потенциал характеризует способность организации к производству новых знаний и технических решений (изобретений, промышленных образцов, ноу-хау).

Инновационный потенциал — степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т. д.).

Рис.1.3.1. Инновационный потенциал предприятия

Оценка инновационного потенциала основана на следующих положениях:

1. Обобщающая оценка инновационного потенциала является комплексной и многоуровневой. Она основана на показателях, отражающих специфику конкретной организации, ее сферы деятельности, масштаба производства и т. д.

2. Оценка инновационного потенциала не сводится к одному абсолютному показателю и основана на сопоставлении комплекса показателей организации с соответствующими характеристиками инновационного потенциала предприятия-лидера, основных конкурентов или со средними по отрасли и т. д.

Рис.1.3.2.Этапы оценки инновационного потенциала

Методика оценки инновационного потенциала основана на выделении инновационной составляющей во всех сферах деятельности организации, т. е. оценка проводится как непосредственно подразделений НИОКР, так и производственной сферы, маркетинга, финансовой деятельности и т. д.


Выделяются следующие блоки оценочных показателей:

  • продуктовый;
  • функциональный;
  • ресурсный;
  • управленческий;
  • организационный.

Анализ инновационного потенциала организации используется для формирования стратегии предприятия и определения его рыночной перспективы.

Рис.1.3.3.Показатели оценки инновационного потенциала

Составляется таблица оценки состояния инновационного потенциалаорганизации и проставляются оценки по 5-балльной шкале следующим образом:

5 - очень хорошее состояние, полностью удовлетворяющее поставленной инновационной цели, характеризуется как очень сильная сторона инновационного потенциала;

4 - хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения — сильная сторона.

3 - среднее состояние, требует ограниченных изменений, чтобы довести до требований нормативной модели;

2 - плохое состояние, требует серьезных изменений, классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;

1 - очень плохое состояние, требует радикальных преобразований, очень слабая сторона.

Таким образом, инновационный потенциал предприятия как его способность создавать новшества оценивается с помощью различных показателей, к важнейшим из которых относят экономические, трудовые, организационные и т.д.

2. Анализ реализации инновационных проектов в компании ПАО «Т Плюс»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Группа «Т Плюс» — крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. 

Группе «Т Плюс» принадлежит более 6% установленной мощности электростанций России.

Группа «Т Плюс» — лидер на рынке теплоснабжения страны с долей около 8%. 

Компания обеспечивает стабильное и бесперебойное энергоснабжение в 16 регионах России. Клиентами компании являются более 14 млн физических лиц и более 160 тысяч юридических лиц.

Группа «Т Плюс» объединяет 61 электростанцию, среди которых 54 ТЭЦ, 4 ГРЭС, 2 ГЭС и 1 СЭС.

Общая установленная электрическая мощность станций «Т Плюс» — более 15,7 ГВт, тепловая мощность — более 55 000 Гкал/час.

Протяженность тепловых сетей Группы «Т Плюс» — более 17 000 километров.

Ежегодно объекты компании Группы «Т Плюс» вырабатывают более 55 млрд кВтч электроэнергии и более 100 млн Гкал тепла.


В 2014 году согласно новой бизнес-стратегии холдинга генерирующие активы компании были консолидированы — ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6» и ОАО «ТГК-9» присоединились к ОАО «Волжская ТГК». На базе сбытовых активов холдинга создана объединенная энергосбытовая компания "ЭнергосбыТ Плюс".

Численность сотрудников Группы «Т Плюс» составляет более 45 000 человек.

На конец 2016 года в состав ПАО «Т Плюс» фактически входило 13 региональных филиалов, Самарский учебно-курсовой комбинат, 2 филиала по реализации приоритетных инвестиционных проектов, инженерно-технический центр. Организационная структура ПАО «Т Плюс», включающая филиалы, а также дочерние общества (ДО), представлена на схеме, приведенной ниже. В связи с тем, что в конце отчетного года в Обществе произошли изменения в составе его филиалов (филиал «Ивановский» и филиал «Пензенский» вошли в состав филиалов «Владимирский» и «Мордовский» соответственно, Пермский филиал по реализации приоритетных инвестиционных проектов Общества и филиал «Инженерно-технический центр Пермского края» были ликвидированы, «Орский филиал по реализации приоритетных инвестиционных проектов» был переименован в «Оренбургский филиал по реализации приоритетных инвестиционных проектов»), а государственная регистрация указанных изменений в составе филиалов Общества осуществилась в начале следующего, 2017 года, на схеме зафиксирован официальный состав филиалов по состоянию на конец отчетного года.

Рейтинговое агентство Эксперт РА в 2016 году подтвердило присвоенный ПАО «Т Плюс» 22 июня 2015 года рейтинг кредитоспособности на уровне А++ (исключительно высокий (наивысший) уровень кредитоспособности), прогноз стабильный.

Генерирующие объекты ПАО «Т Плюс» расположены в 16 субъектах Российской Федерации: Самарской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Кировской, Нижегородской, Ивановской, Владимирской, Пензенской областях, Пермском крае, Республике Коми, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Республике Марий Эл, Республике Мордовия.

Большое значение для Общества имеет его управленческая деятельность в дочерних компаниях, особенно теплоснабжающего и сбытового профиля, составляющих с Обществом единую технологическую цепочку энергоснабжения потребителей. Осуществляя в них функции управляющей компании, Общество активно внедряет принцип клиентоориентированности, обеспечивает общую согласованность деятельности, позволяет распространять однородные подходы и практики, направленные на снижение затрат и, в конечном результате, на рост прибыли.