Файл: Японская модель менеджмента (особенности реализации японской модели).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Экономико-географическая характеристика Японии и исторические условия ее развития
1.2 Особенности японского менталитета
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
2.1 Исследование процесса предоставления транспортно-логистических услуг компании ООО «ЯПОНА-МАМА»
2.2 Анализ японской модели менеджмента на примере Тойота-Центр Автово
Что касается бюджетно-налоговой системы, то можно отметить, что финансовый год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. Доходная часть формируется в основном за счет поступлений от налогов и гербовых сборов (57,3 %), другие поступления составляют незначительный процент (4,4 %). Однако после кризиса 70-х гг. заметной становится разница между доходной и расходной статьями, и правительство вынуждено прибегать к займам в виде государственных облигаций. Выплата процентов по займам превратилась в крупную расходную статью бюджета. Основными налогами являются подоходный налог (его высшая ставка – 65 %), корпоративный налог (50 %), а также косвенные налоги, прежде всего потребительский.
На долю Японии приходится около 12 % мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: производство связи и информатики, новых материалов, биотехнологий. Страна занимает первое место в мире по производству судов (52 % мирового объема), автомобилей (23,9 %), тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электроники, роботов. На долю Японии приходится 18,4 % мирового производства телевизоров, 14,3 % – выплавляемой стали, 12,3 % – искусственных волокон.
Добывающая промышленность играет незначительную роль в национальной экономике (0,2 % ВВП), практически вся промышленность и энергетика работают на привозном сырье и топливе. Наиболее значительны запасы каменного угля и железной руды, однако в большинстве своем они низкого качества, условия добычи довольно сложные, в связи с чем упор уже давно делается на импорт.
Обрабатывающая промышленность является основой всей промышленной структуры (23,5 % ВВП и 20,5 % занятых) и в настоящее время переживает период структурной перестройки, когда взят курс на приоритетное развитие наукоемких отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
По объему выплавки стали в 80-е гг. ХХ века Японии выходит на второе, а затем и первое место в мире, в течение ряда лет уровень производства стали оставался на отметке 100 млн. т. Отрасль на 100 % зависит от импорта железной руды и коксующегося угля.
Цветная металлургия тоже базируется на привозном сырье, однако собственная выплавка не обеспечивает спрос, например 99 % потребляемого алюминия ввозится.
Характерной чертой сельскохозяйственного производства в Японии является низкая для развитых стран производительность труда и более высокая себестоимость продукции. В настоящее время средний размер землепользования при общей тенденции к увеличению составляет всего 1,4 га. Малые размеры хозяйств делают невозможным применение в широких масштабах сельхозтехники, что снижает возможности страны по расширению масштабов производства сельхозпродукции. К тому же в 80-е и 90-е гг. XX века происходит либерализация импорта сельхозпродукции.
Серьезной проблемой сельского хозяйства страны является обеспеченность трудовыми ресурсами. Особенности географического положения страны и исторически сложившиеся традиции питания уже давно сделали Японию одним из лидеров мирового рыболовства. Для значительной части японцев рыба и морепродукты являются главным источником протеина, ежедневное потребление морепродуктов составляет в среднем около 200 граммов, что в 3 раза превышает соответствующие показатели для США и Англии. В настоящее время Япония занимает второе место в мире после Китая по объему суммарного вылова (прибрежное океаническое рыболовство). Пик был достигнут в 1988 году, когда было выловлено 12,78 млн. тонн рыбы и других морепродуктов, затем происходит сокращение вылова. Снижение уловов произошло под воздействием все более жестких условий международного регулирования рыболовства, неблагоприятного состояния ресурсов, растущей конкуренции.
Социальная сфера. Рецессия 90-х гг. ХХ века создала ряд очагов напряженности в социальной сфере. В настоящее время безработица достигла 5 % численности экономически активного населения. Прекратился рост номинальной и реальной зарплаты, сократились располагаемые доходы. Усилилась стратификация общества. Вместе с тем благосостояние, достигнутое населением страны в минувшие десятилетия, позволяет сохранить достаточно высокий жизненный уровень[6].
Внешнеэкономические связи. В течение всего послевоенного периода внешнеэкономическая стратегия сводилась к форсированию экспорта готовой продукции для оплаты во все возрастающих масштабах ввоза сырья и передовых технологий, при этом внутренний рынок защищался четко отлаженной системой тарифных и нетарифных барьеров. Такая система не могла не вызывать недовольства у торговых партнеров. По мере роста экономического могущества Японии, совершенствования ее производственного аппарата, удорожания рабочей силы страна начала сопровождать товарный экспорт экспортом капитала и поэтапной либерализацией своего внутреннего рынка. Таможенные тарифы Японии теперь одни из самых низких в мире, система нетарифных барьеров близка к полному демонтажу, рынок практически открыт, за исключением нескольких видов сельскохозяйственной продукции, японские ТНК активно поглощают зарубежные компании или создают с ними стратегические альянсы.
Таким образом, можно сделать вывод, что Япония является высокоразвитой страной с благоприятной государственной политикой. Несмотря на то, что в экономико-географическом положении страны присутствуют определенные проблемные области, Япония в настоящее время занимает ведущие позиции в международной социально-политической системе. Перейдем теперь к рассмотрению особенностей японского менталитета.
1.2 Особенности японского менталитета
Даже в одной стране можно найти компании с разными организационными культурами, но еще более заметно различие национальных деловых культур. Именно поэтому актуально рассмотрение наиболее интересных особенностей японского менеджмента. Но перед тем как перейти к описанию особенностей японского менталитета, дадим определение менеджменту как процессу управления и рассмотрим его сущность.
Менеджмент (от англ. management – организация, управление, заведование) – это процесс управления производством, который представляет собой «совокупность методов, принципов, форм и средств управления организацией, которые ставят своей целью повышение эффективности производства и, как следствие, увеличение прибыли»[7]. Менеджмент можно определить как умение достигать целей организации с помощью использования физического и интеллектуального труда сотрудников, которые работают в организации. Менеджмент можно также рассматривать как практическую деятельность, науку, предмет изучения, а также направление подготовки специалистов. Менеджмент как строгая наука и теоретическая концепция возник в начале ХХ века. Менеджмент реализуется в коммерческой сфере, социальной сфере, политической и других сферах общества. При этом термин «менеджмент» чаще всего применим к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, которая действует в рыночных условиях. При этом именно в XX веке знания о поведении впервые создаваемых систем могут быть получены только с помощью активных форм познания, основанных на эксперименте. Это означает, что менеджмент становится не только наукой, но сферой практической деятельности.
Менеджмент является сложным объектом изучения, который может быть представлен в различных аспектах. По мнению российского исследователя В.Н. Андреева изменение системы менеджмента, которые происходят практически постоянно, «определяются изменениями среды хозяйствования, с одной стороны, и естественным развитием и совершенствованием форм и методов производственно-хозяйственной деятельности, – с другой»[8].
Как считает российский ученый Л.И. Лукичева менеджмент – это «вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей предприятия, путем использования труда, интеллекта и мотивов поведения людей с учетом обеспечения их удовлетворенности трудом»[9].
По мнению известного зарубежного исследователя Майкла Х. Мескона менеджмент – это «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, который необходим для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации»[10].
Существует несколько точек зрения на сущность менеджмента:
- считается что введение термина «менеджмент» – это дань моде, увлечение западными экономическими теориями; поэтому можно без ущерба для дела заменить иностранное слово «менеджмент» русским словом «управление»;
- менеджмент рассматривается как средство капитализации экономики, то есть как управление экономикой в условиях частной собственности;
- менеджмент – это система управления в условиях рыночной экономики, при этом рыночная экономика рассматривается как межформационное образование, то есть как смешанная экономика;
- менеджмент – это управление людьми.
Очевидно, что справедлива каждая из приведённых точек зрения. Поэтому будем рассматривать менеджмент как особый тип управления предпринимательской деятельностью в условиях рыночных отношений.
При этом управление, как считают В.В. Азимина, В.Н. Андреев и Г.П. Соляник, является «существенной частью трудовой деятельности на любом предприятии, так в его рамках координируется использование ресурсов и усилий работников, обеспечивается успешное достижение целей предприятия»[11].
Данные авторы также выделяют черты, которые характеризуют управление:
- процесс управления нацелен на последовательное выполнение непрерывных и взаимосвязанных видов деятельности;
- управление предполагает работу с людьми и посредством их с другими ресурсами предприятия;
- управление концентрируется на достижении целей предприятия[12].
Менеджмент можно выразить с помощью такой формулы: обучение + опыт + искусство = менеджмент. То есть для успешного управления организацией необходимо иметь необходимую теоретическую базу, владеть терминологией, знать сущность процессов, происходящих в организации. Обучение заключается в усвоении и теоретических и практических знаний (например, участие в различных тренингах, деловых играх). Опыт приобретается в процессе практической деятельности. Искусство в менеджменте подразумевает тот факт, что для управления организацией все же нужны особые, специальные способности и качества. При этом менеджмент как качество руководства, по мнению зарубежного ученого Джона Стредвика, «предполагает реализацию преимуществ организации»[13].
В настоящее время для успешной деятельности любой организации необходимо создание системы управления организацией, которая состоит из четырех подсистем:
- методология управления (включает цели, задачи, законы, принципы, функции, средства и методы, школы управления);
- процесс управления (включает систему коммуникаций, варианты процесса управления, разработку и реализацию управленческих решений, выбор характеристик информационного обеспечения);
- структура управления (включает функциональные структуры, схемы организационных отношений (линейные, матричные), организационные структуры, систему обучения персонала);
- техника и технология управления (компьютерная техника, сети связей, система документооборота).
При этом центральное место занимает цель (цели) предприятия. Цели предприятия – это «конкретные уровни или результаты, которых оно хотело бы достигнуть в процессе своей деятельности»[14]. При этом общая цель предприятия и подцели, сформированные для его различных структурных подразделений, а также подцели отдельных работников составляют иерархию целей, под которой понимается многоуровневая структура взаимосвязанных и взаимосогласованных целей, распределенных между исполнительными структурами организации и направленных на достижение общей цели.
Методология управления и процесс управления формируют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника – как явление. Все элементы, входящие в систему управления, должны быть профессионально организованы. Рассмотрим более подробно различные структуры управления и их элементы. Отмечено, что отношения между элементами «поддерживаются благодаря коммуникациям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные»[15].
На горизонтальном уровне характерными связями являются процессы согласования. На вертикальном уровне – процессы подчинения. При этом в рамках структуры управления происходит управленческий процесс (коммуникации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления.
Выбор структуры управления зависит от стратегии развития организации, технологии, ее размеров, характеристик окружающей среды (клиенты, партнеры, конкуренты и т.д.) Иерархическая структура управления эффективна для тех организаций, которые выполняют рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи. Дивизиональная структура управления характерны для организаций, которые расширяют границы своей деятельности. Проектная структура управления характерна для организаций, которые хотят быть лучше приспособленными к динамичным изменениям внешней и внутренней среды. Матричная структура управления позволяет организациям решить проблемы координации и связать вместе процессы деятельности элементов базовой структуры и временных групп. Бригадная структура управления характерна для организаций с групповой формой организации труда и производства. Отметим, что в настоящее время в России существует большое число различных организаций с разными структурами управления. Однако структура управления во многом определяется типом организации (производственная, научная, творческая и так далее). Для традиционных организаций наиболее характерны структуры, коммуникации в которых происходят в основном в вертикальном направлении (иерархическая, дивизиональная), а для творческих организаций характерны гибкие связи и коммуникационные процессы, носящие как горизонтальный, так и вертикальный характер.