Файл: Японская модель менеджмента (особенности реализации японской модели).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Экономико-географическая характеристика Японии и исторические условия ее развития
1.2 Особенности японского менталитета
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
2.1 Исследование процесса предоставления транспортно-логистических услуг компании ООО «ЯПОНА-МАМА»
2.2 Анализ японской модели менеджмента на примере Тойота-Центр Автово
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
2.1 Исследование процесса предоставления транспортно-логистических услуг компании ООО «ЯПОНА-МАМА»
ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» – предприятие, созданное в 1997 году на территории Российской Федерации. Полное наименование организации: общество с ограниченной ответственностью «Компания «ЯПОНА-МАМА». C 1999 года компания является членом Ассоциации Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП).
ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» берет на себя организацию грузоперевозок и предоставляет услуги по доставке сборных грузов из Европы; услуги по автоперевозкам, авиаперевозкам, железнодорожным, морским и смешанным (мультимодальным, интермодальным) перевозкам; а также услуги по логистике (оптимизации перевозки), экспедированию (сопровождению и охране) груза, таможенному оформлению экспортно-импортных операций. В комплекс услуг компании входит также перевозка негабаритных и опасных (ADR) грузов.
Полный комплекс услуг по доставке включает:
- доставку грузов из любой точки Европы до склада в Германии;
- консолидацию, обработку и хранение грузов на складе;
- страхование;
- таможенную очистку.
Использование всех видов транспорта позволяет оптимизировать доставку груза из любой точки мира. Для перевозки грузов компания использует собственные автомобили и автомобили перевозчиков-партнеров. Это позволяет быстро и качественно выполнять требования клиента по доставке груза. Компания располагает собственным парком большегрузных магистральных тягачей с различными видами тентованных полуприцепов объёмом от 82 кубических метров. При этом основными направлениями международных автоперевозок являются страны Европы, дополнительными направлениями – Россия, страны СНГ и Азии.
ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» – достаточно перспективное предприятие, осуществляющее свою деятельность вот уже более 10 лет. Общество с ограниченной ответственностью «Компания «ЯПОНА-МАМА» успело зарекомендовать себя как успешно развивающаяся компания. Ценовая политика фирмы включает расчет цены на грузоперевозки по двухставочному тарифу, который предусматривает формирование цены из стоимости пробега автомобиля и стоимости затраченного на работу времени, измеряемого в машино-часах. В компании также существует система скидок.
Управление ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Уставом предприятия. В процессе деятельности на предприятии сформировался порядок выполнения должностных обязанностей, определенные правила и нормы по решению производственных задач и реализации основных целей предприятия. Организационная структура управления ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» – это целостная система, разработанная таким образом, чтобы работники предприятия могли с большим эффектом достигать поставленных перед ними целей. Организационная структура предприятия определяет его состав и систему подчинения в общей иерархии управления. В данной организации организационная структура управления – линейная.
ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» возглавляет генеральный директор, который организует всю работу компании и несет полную ответственность за ее состояние и деятельность. Генеральный директор представляет компанию во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом компании, заключает договора, издает приказы по компании, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников компании, открывает в банках счета компании.
Таким образом, можно выделить еще одну особенность данного предприятия – оно является централизованным, так как генеральный директор имеет необходимые полномочия для принятия важнейших решений. Благодаря этому не происходит дублирования работ, а при возникновении определенных проблем в процессе деятельности большинство решений принимается генеральным директором. В компании работают высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее и среднее специальное образование с опытом работы до 10 лет.
Организационная структура ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» представлена на рисунке 1.
Охрана
Генеральный
директор
Бухгалтерия
Коммерческий отдел
Гл. бухгалтер
Транспортный отдел
Директор по комм. вопросам
Таможенный отдел
Финансовый отдел
Начальник отдела
Менеджер по продажам
Менеджер по снабжению и логистике
Зав. информационно-рекламным отделом
Финансовый директор
Начальник отдела
Водители-экспедиторы
Инженер по ремонту авто
Менеджеры по перевозкам
Консультанты по тамож. оформлению экспорт.-импортным операциям
Логисты
Фин.менеджеры
Бухгалтера
Кассиры
Рис.1. Организационная структура ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА»
Перейдем теперь к анализу внутренней и внешней среды компании.
Для оценки внутренней среды ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» необходимо произвести анализ сильных и слабых сторон деятельности, используя SWOT-анализ. Отметим, что при формулировании стратегии компании необходимо четко представлять возможности и угрозы, включая возможности и угрозы на каждом из рынков (если их несколько).
Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 1.
Одной из характеристик сильных сторон деятельности ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» является высокое качество обслуживания. Повышение качества обслуживания происходит под влиянием конкуренции на рынке. Понижение цен для ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» не является приемлемым, так как не покроет основных затрат.
По результатам SWOT-анализа наиболее актуальной стратегией на данном этапе является стратегия ST (усиление конкурентоспособности), использование всех сильных сторон для усиления конкурентоспособности на рынке, более тщательная реклама. При этом ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» должно использовать свое конкурентное преимущество для привлечения клиентов и увеличения объемов от оказания услуг.
Таблица 1 – Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны: 1.Цены на услуги ниже, чем у конкурентов; 2.Ассортимент предлагаемых услуг очень широкий; 3.Подход к работе с клиентами на высоком уровне; 4.Менеджеры фирмы имеют высшее образование; 5.Сильная корпоративная культура фирмы. |
Слабые стороны: 1.Нехватка сотрудников (менеджеров), подходящих для работы в данной организации; 2.Имидж компании еще не на высоком уровне |
|
Возможности: 1.Расширение бизнеса; 2.Выход на новые рынки (расширение круга клиентов за счет выхода на регион); 3.Возможности привлечения заемных средств |
Стратегия SO (позиция лидера) |
WO (возможности инвестирования) |
Угрозы: 1.Появление новых сильных конкурентов; 2.Активизация существующих конкурентов; 3.Увеличение законодательного давления. |
Стратегия ST (усиление конкурентоспособности) |
WT (уход с рынка, либо объединение) |
Воздействие внутренней среды обусловлено сильными сторонами с точки зрения клиентов:
- демократичная ценовая политика ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА»;
- широкий ассортимент предлагаемых товаров;
- индивидуальный подход и комплексное обслуживание;
- налаженный сервис;
- рентабельность деятельности;
- менеджеры – высококвалифицированные специалисты с соответствующим образованием;
- культура внутри организации.
К слабым сторонам деятельности относятся:
- слабая информированность потенциальных потребителей о деятельности ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА»;
- невысокие капиталовложения в рекламу.
Что касается внешней среды ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА», то для ее оценки был использован PEST-анализ, представленный в таблице 2.
Таблица 2 – PEST-анализ внешней среды компании
Политика 1.Возрастание роли России в мировой экономике 2.Изменение законодательства РФ 3.Отношения организации с правительством и федеральной властью в целом 4.Государственное влияние в отрасли 5.Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
Экономика 1.Уровень инфляции, мировой финансовый кризис 2.Динамика курса рубля к доллару США 3.Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ 4.Инвестиционная активность 5.Динамика занятости населения 6.Платежеспособный спрос населения 7.Платежеспособный спрос главных потребителей услуг |
Социум 1.Изменения в базовых ценностях 2.Изменения в уровне и стиле жизни 3.Экологический фактор 4.Здоровый образ жизни 5.Отношение к работе и отдыху 6.Демографические изменения 7.Изменение структуры доходов 8.Изменение структуры расходов 9.Изменения основных потребительских предпочтений на услуги 10.Коммерциализация образования 11.Нехватка квалифицированных кадров |
Технология 1.Государственная технологическая политика 2.Значимые тенденции в области транспортных перевозок 3.Новые патенты 4.Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий 5.Развитие Интернета 6.Появление новых видов конкурентов |
Следующим этапом анализа внешней среды ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» является оценка уровня конкуренции.
Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности компании: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями.
Для степени интенсивности конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил.
1. Угроза выхода на рынок новых компаний. Выход на рынок новых транспортных компаний в настоящее время осуществляется за счет выделения транспортных подразделений от крупных холдингов.
2. Рыночная власть поставщиков. Рыночная власть поставщиков влияет на величину партии закупки, что отражается на рентабельности отрасли.
3. Рыночная власть покупателей. Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, ввиду снижения цен на бензин и под влиянием мирового финансового кризиса.
4. Угроза появления товаров-заменителей. ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» не грозит появление товаров заменителей.
5. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли. Интенсивность конкуренции между фирмами можно оценить как высокую, так как в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция на рынке в настоящее время высокая, кроме того, в будущем конкуренция будет усиливаться. Но в ближайшие 5 лет спрос на транспортные услуги ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» будет постоянным.
Таким образом, проведенный анализ внешней среды ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» показал, что развитие компании подвержено влиянию внешних факторов, а складывающаяся на рынке под влиянием мирового финансового кризиса ситуация оказывает в настоящее время негативное влияние на развитие компании. В будущем ожидается увеличение спроса, что не позволит внешней среде оказывать значительное негативное влияние на деятельность предприятия в целом. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что внешняя среда в настоящее время оказывает негативное влияние на деятельность предприятия, но с учетом положительных факторов внутренней среды предприятие имеет возможность развиваться путем улучшения конкурентоспособности за счет повышения качества оказания услуг и совершенствования процессов внутри компании. Далее перейдем к анализу финансовых показателей деятельности компании.
Финансирование деятельности ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» осуществляется за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности. Основные показатели, характеризующие деятельность ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА» за 2016 – 2017 гг. представлены в табл. 3.
Таблица 3 – Динамика основных показателей ООО «Компания «ЯПОНА-МАМА»