Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Статьей 20.1 КоАП РФ установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, а также распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации [17].
Статья 20.21 КоАП предусматривает административную ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную
________________________
[16] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 64-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
[17] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
нравственность [18].
В качестве примера норм международного права, подтверждающего взаимосвязь права и морали, можно привести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, заключенную в г. Риме 04.11.1950 г.
Конвенция содержит нормы о запрете пыток и иного бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, о правах на справедливое судебное разбирательство, на свободу мысли, совести, а также о запрете на ограничение этих прав, за исключением, в том числе, случая, когда они ограничиваются в целях защиты нравственности [19].
Таким образом, нормы права выражают идеи нравственности, гуманизма, справедливости, естественных прав человека, свободы личности; баланса интересов между различными слоями общества.
В области права практически нет отношений, которые были бы за пределами оценок с позиций добра и зла и основанных на них иных моральных категорий («совесть», «честь», «достоинство и др.). Все правовое подлежит моральным оценкам с позиций добра и зла. Это одна из форм связи правовых и моральных систем.
Я согласен с мнением, что в основе права лежит мораль, и для оценки поведения субъектов правоотношений необходимо принимать во внимание этические критерии. Нормы права, принятые без учета сложившихся моральных норм, будут неэффективными, недействующими.
_____________________
[18] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
[19] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СПС КонсультантПлюс
Глава II. Сходство правовых и моральных норм
Право и мораль имеют много общего. Как мораль, так и право, являются эффективными регуляторами общественных отношений, носят социальный характер.
Мораль, так же как и право, руководит поступками людей, формирует модель поведения, направлена на поведение эгоистических начал и ориентирует на приоритет справедливости, общего блага, гуманности, законности равноправия и другие важнейшие принципы и правила человеческого общежития.
В основе моральных норм - категории добра, чести, совести, долга, достоинства, личной ответственности и т.д. Они являются универсальными, то есть способными проникать в самые различные сферы общественных отношений (экономических, политических, трудовых и т.д.). Например, для различных профессий (адвокатов, нотариусов, бухгалтеров, государственных служащих и др.) существуют кодексы профессиональной этики, которые определяют моральные принципы и правила поведения работников. Также язык морали используется при составлении международных договоров.
Право возникает в сфере отношений собственности и политической власти, однако имеет тенденцию выходить далеко за пределы этих отношений, охватывать все более широкие сферы общественной жизни. Так, трудовая деятельность регулируется трудовым правом, брачно-семейные отношения – семейным правом, деятельность в сфере земельных отношений – земельным правом, отношения в сфере налогов и сборов – налоговым правом и т.д.
Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в различные сферы общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, действуют в едином «поле» социальных связей [20].
Общность морали и права также определяется их сложной структурой, элементами которой являются общественные отношения, общественное сознание, нормы, принципы (правосознание и правовые нормы, нравственное сознание и нравственные нормы, моральные принципы и правовые принципы). Эти элементы находятся между собой в тесном взаимодействии.
И правовые, и моральные нормы всегда являются фиксацией сущего и формулированием на его основе должного. Формирование должного всегда связано с оценкой фактического поведения, выражающей субъективную заинтересованность общества в определенных эталонах, нормах для обеспечения своих интересов [21].
То есть, и нормы права, и нормы морали оценивают действительность с точки зрения ее соответствия определенному идеалу (образцу) и предписывают следование этому идеалу (образцу).
Еще один общий признак морали и права – многообразие их источников. Так, моральные нормы могут выражаться в религиозных заповедях, определенных обычаях, традициях, преданиях, ритуалах, пословицах, поговорках, легендах, общественном мнении и т.д. Источниками права являются правовые обычаи, договоры, судебные прецеденты, религиозные тексты, нормативно-правовые акты, принципы права.
В юридической науке выделяют следующие общие черты морали и права:
1) и право, и мораль выделились из слитных (синкретических) обычаев первобытного общества, оба они функционируют в сфере
______________________
[20], [21] Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции / отв. ред. Т.А. Сошникова // М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014 – С.11-14
общественных отношений и в реальной жизни их сложно разграничить;
2) они распространяются на весь социум и имеют одну и ту же нормативную природу;
3) право и мораль преследуют общие цели – поддерживать общественный порядок, согласовывать, гармонизировать интересы индивида и общества, координировать поступки людей во имя общего блага;
4) право и нравственность основываются на общности социально-экономических интересов, зависят от культурного прогресса в обществе:
чем выше культурный потенциал общества, тем более прочным является нравственный и правовой порядок;
5) они имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения;
6) в качестве нормативных явлений право и мораль определяют границы должного и возможного;
7) во многом совпадают механизмы нравственного и правового регулирования (им присущи понятия прав, обязанностей, ответственности);
8) право и мораль выступают мерой свободы и ответственности личности;
9) право и мораль являются важнейшей гуманистической общеисторической и фундаментальной ценностью, показателем цивилизованности (или не цивилизованности) того или иного общества [22].
Из вышеизложенного следует, что право и мораль как социальные регуляторы имеют много общего: единство сфер действия и функционального назначения, одинаковые структурные элементы,
_________________________
[22] Общая теория государства и права: учебник под редакцией С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой.// Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018 – С.110
категории свободы и меры ответственности. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделен свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений [23].
Являясь продуктами развития общества и взаимодействуя между собой, право и мораль имеют одну цель – соблюдение законов. Противоправное поведение является противонравственным.
Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.
______________________
[23] Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции / отв. ред. Т.А. Сошникова // М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014 – С.15
Различия и противоречия правовых и моральных норм
Имея много общего, мораль и право являются самостоятельными социальными регуляторами и обладают своей спецификой.
В литературе различия морали и права выделяются по следующим критериям:
1) по времени возникновения: право возникло вместе с государством; а нормы морали возникли вместе с обществом и существовали еще до возникновения государства, при общинном строе;
2) по способам их установления и формирования: нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости и признаются большинством членов общества. Нормы права санкционируются государством и становятся обязательными для всех;
3) по форме выражения: нормы права содержаться в письменных документах (законах, указах, постановлениях и иных нормативных правовых актах). Нормы морали существуют в основном в общественном сознании, передаются литературой, искусством, СМИ;
4) по способам обеспечения и характеру ответственности: мораль обеспечивается собственной совестью и силой общественного мнения, право – государственным принуждением.[24] При нарушении норм права наступает юридическая ответственность, выраженная в различных негативных последствиях для правонарушителя, носящих личный, организационный, имущественный и иной характер. Порядок применения этой ответственности носит строго процессуальный характер. Человек наказывается от имени государства, что исключает произвольное толкование наказания за правонарушение.
___________________
[24] Общая теория государства и права: учебник под редакцией С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой.// Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018 – С. 111-112
Результатом безнравственного поведения является моральное осуждение. За нарушение моральных норм не предусмотрены четкие процедуры ответственности и не установлены заранее определенные санкции. Это ответственность не перед государством, а перед обществом, перед коллективом, перед семьей. Иногда она может выражаться в мерах общественного воздействия (предупреждение, замечание, выговор и др.)
Лафитский В.И. пишет: «Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознавать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия» [25].
5) по характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей: мораль требовательна не только к поступкам человека, но и к его мыслям, чувствам, устремлениям. Правовые нормы не могут внедряться в эту сферу. Правовое значение имеет только поведение человека, выраженное вовне [26];
6) по критериям оценки: нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, плохого или хорошего, справедливого и несправедливого, гуманного или негуманного, нормы права – с точки зрения законного или незаконного, правомерного или неправомерного;
7) по механизмам функционирования правовых и моральных норм: в отличие от правовых норм, все моральные нормы сводятся ________________
[25] Лафитский В.И. Принцип верховенства права в этико-правовом измерении // Журнал российского права. - 2007. - №9. - С. 24-28.
[26] Общая теория государства и права: учебник под редакцией С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой.// Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018 – С. 112
к велению или запрету, адресованному индивиду.
Еще до революции русский ученый-юрист, философ права Н.М. Коркунов (1853-1904) писал: «Из нравственных норм выводится только безусловный нравственный долг; из юридических – обусловленные друг другом право и обязанность» [27].
Таким образом, в отличие от морали, право регулирует поведение людей не только при помощи предписаний (обязанностей), но и посредством представительно-обязывающих норм.