Файл: Сходство и отличие требований права и морали.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В своей повседневной жизни и деятельности люди руководствуются различными нормами и правилами, в том числе правовыми и моральными (нравственными) нормами и правилами. Существование человеческого общества вне этих норм и правил невозможно. Правовые и нравственные нормы регулируют общественные отношения и поведение человека в обществе.

Соотношение права и морали – одна из главных общественных проблем.

Иногда в жизни возникают ситуации, при которых человек субъективно хочет поступить «по совести», «по справедливости», но совершить тот или иной поступок ему не позволяет закон. Или, наоборот, закон разрешает то, что запрещено с моральной точки зрения.

Правовые нормы, с одной стороны, ограничивают поведение индивида, но в то же время приводят человеческое общество к более цивилизованному уровню развития.

При отсутствии правовых норм люди по-прежнему жили бы на уровне первобытного общества.

В то же время, в современном обществе очень важно, чтобы при принятии правовых норм в их основу была положена мораль как одно из условий эффективности права.

Целью настоящей работы является исследование вопроса о сходстве и отличии требований права и морали, анализ их единства и взаимодействия. Объект исследования – общественные отношения, регулирующие соотношение правовых и моральных норм. К задачам работы относится выявление признаков сходства и различия права и морали, механизма их взаимодействия.

Место норм права и морали в системе социальных норм. Взаимодействие права и морали

Нормы права и нормы морали являются важнейшими элементами человеческой культуры, выступающими в тесном взаимодействии между собой, и во взаимодействии с другими социальными нормами.

В числе других социальных норм (политических, религиозных, корпоративных, обычаев, традиций, деловых обыкновений и др.) они относятся к нормативным регуляторам общественных отношений и воздействуют на поведение участников общественных отношений посредством установления определенных правил поведения.

С давних времен институты права рассматривались сквозь призму их нравственной обусловленности, моральных категорий и принципов, общечеловеческих ценностей и идеалов, поскольку само право возникло на основе представлений общества о справедливости, о добре и зле, о правом и неправом [1].


Как справедливо отмечается в литературе, «нравственное измерение права - неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, усиления его личностной, гуманистической ориентации» [2].

В разные исторические эпохи менялось представление о праве. Это объяснялось развитием общества, государства, сложной природой права.

В античные времена понятия «мораль» и «право» были практически идентичными.

В средние века, с началом эпохи становления права, достаточно автономной от установок морали, слова «мораль» и «право» ________________________

[1] Ревина И.В. Исторический очерк становления этики как науки о морали, // История государства и права, 2006, №7 – С.2-4, электронная версия СПС Консультант плюс

[2] – Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. Монография // М.: Наука, 1986 с.4

перестали быть синонимами.

Одна из попыток показать нравственное основание права принадлежит Сократу (469– 399 гг. до н. э.). Сократ подобно Конфуцию мораль и право сливает в единое целое; рассуждая о справедливости, он говорил так:

«Я думал, что нежелание поступать несправедливо есть достаточное доказательство справедливости. Если ты с этим не согласен, посмотри, может быть, тебе больше понравится вот что: я говорю, что законно, то справедливо» [3].

Аристотель считал право олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми. Право служит критерием справедливости и является регулирующей нормой политического общения. Платон (428/427–348/347 гг. до н. э.) в своем правопонимании также исходил из совпадения справедливого и законного. По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливость. По мнению Р. Иеринга (1818–1892), содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия, т. е. интересы общества в целом, а единственным источником права является государство. Ж.Ж. Руссо видел цель всякой системы законов в свободе и равенстве [4].

В современной литературе встречаются множество понятий морали и права.

Мораль обычно рассматривают как систему правил поведения, основанных на представлениях людей о добре и зле, долге, справедливости, чести и достоинстве, которые служат для оценки поведения людей, деятельности государственных органов, учреждений, _______________________________

[3] Иванов В.Г. История этики древнего мира// Л.: изд-во Ленинг. Ун-та, 1980, - С.146

[4] Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. 4 издание// М.: Российское юридическое образование, 2010 - С.141

предприятий и других участников общественных отношений.


Л.А. Морозова определяет мораль как «правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов» [5].

Н.И. Матузов дает следующее понятие морали: «Мораль… представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности» [6].

Е.И. Темнов пишет: «Мораль – социальная норма, выражающая автономную позицию индивида, его самостоятельную и сознательную оценку окружающего, исходя из собственных представлений о добре и зле, должном, справедливом и т.п.» [7].

Ведущий отечественный исследователь в области этики Р.Г. Апресян считает, что в слово «мораль» в зависимости от контекста могут вкладываться различные смыслы: мораль как поучение; мораль как душевная (психическая) жизнь человека (именно к этому значению, кстати, наиболее близки такие применяемые в гражданском праве конструкции, как «моральный вред» и «нравственные страдания»); мораль как высокие побуждения; мораль как рекомендуемые обществом правила поведения; мораль как синоним сокровенного и возвышенного и т.п.

Общим между этими представлениями Р.Г. Апресян считает то, что

_______________________

[5] Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. 4 издание// М.: Российское юридическое образование , 2010 - С.156

[6] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права// М.: Юристъ, 2002 – С.215

[7] Темнов Е.И. Теория государства и права // Право и закон XXI, 2004 – С.45

мораль понимается как нечто отличающееся от непосредственно данной действительности и задающее ей идеальный стандарт.[8]

Нормы права также идеализированы, представляют собой определенные правила должного поведения.

В современной литературе наиболее часто встречается определение права как системы общеобязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством и регулирующих общественные отношения.

Для наиболее полного представления о праве приведем несколько определений, данных современными авторами.

Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех образах:

– общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений, т. е. речь идет о реалиях, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;


– особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;

– явление мирозданческого порядка – одно из проявлений жизни людей [9].

С.Ю. Наумов дает следующее определение права: «Право – это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, санкционированных и охраняемых государством, выражающих меру свободы и ответственности личности, направленных на регулирование общественных отношений [10].

__________________

[8] Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы // М.: ИФ РАН, 1995 – C.7-9

[9] Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения //М.: Норма, 2001 – C. 289

[10] Общая теория государства и права: учебник под редакцией С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой.// Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018 – С.87

Л.П. Рассказов раскрывает понятие нормы права: «Норма права – это отдельное общеобязательное, формально определенное и общее правило поведения, издаваемое компетентными органами (государственными или муниципальными), охраняемое и обеспечиваемое государством (в том числе и силой государственного принуждения) и регулирующее конкретный аспект общественных отношений [11].

Современные право и мораль имеют общее поле действия, подчиняясь общим причинно-следственным зависимостям, не сливаясь при этом и не совпадая. Осмысление права в его взаимосвязи с моралью - одна из самых давних традиций истории общественной мысли [12].

Взаимодействуя между собой, нормы права и нормы морали воздействуют друг на друга, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

Право, как правило, направлено на защиту моральных норм.

Взаимосвязь права и морали прослеживается в законодательных актах. В качестве примера такого взаимодействия можно привести Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе, нравственности [13].

Мораль также оказывает влияние и на основные положения гражданского законодательства. В Гражданском кодексе Российской Федерации фигурируют такие этические понятия как «свобода», «добросовестность», «нравственность».

___________________

[11] Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. // М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015 – С.185

[12] Карцев В.А. Методологический смысл идеи взаимосвязи права и морали// Российская академия адвокатуры и нотариата, Государственная власть и местное самоуправление, 2013 №8 – с.3-7, электронная версия СПС КонсультантПлюс


[13] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), ст. 55// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

Так, в статье 1 Гражданского кодекса РФ закреплены основные начала гражданского законодательства, среди которых: свобода договора, добросовестность участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей, возможность ограничения гражданских прав в исключительных случаях, в том числе для защиты нравственности.

Кроме того, в указанной правовой норме закреплена идея справедливости, которая выражается в таком принципе гражданского законодательства как восстановление нарушенных гражданских прав.

В качестве способов защиты гражданских прав Гражданский кодекс РФ предусматривает компенсацию морального вреда, защиту чести, достоинства и деловой репутации [14].

Взаимосвязь права и морали также находит свое отражение и в нормах уголовного законодательства.

В статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплен принцип справедливости наказания и иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицу, совершившему преступление, означающий, что наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Также в качестве одного из принципов уголовной ответственности Уголовным кодексом РФ установлен принцип гуманизма, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства [15].

___________________

[14] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

[15] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 64-ФЗ // СПС КонсультантПлюс

На защиту моральных норм направлена статья 128.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая наказание за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию [16].

Одной из задач законодательства об административных правонарушениях также является защита общественной нравственности.

Статьей 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право на возмещение морального вреда, причиненного административным правонарушением.

Некоторые статьи КоАП РФ предусматривают ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность: