Файл: Понятие и признаки правового государства (Зарождение идей понятия и сущности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из условий существования гражданского общества является наличие правового государства, которое строится на принципах разделения властей и многопартийной системе с реальными всеобщими выборами.

Только такая система политического бытия обладает реальными естественными механизмами защиты от злоупотреблений, поскольку одна ветвь власти контролирует и удерживает от нарушений другую, а партия, находящаяся в оппозиции, изобличает нарушения, допущенные партией власти.

Подобный уравнивающий характер отображает сущность роли гражданского общества в соблюдении прав человека: постоянный «здоровый конфликт» между элементами гражданского общества и государства помогает предотвратить большинство серьезных конфликтных социальных ситуаций. Именно таким образом обеспечиваются права и свободы индивида в обществе наиболее эффективно.

Отечественная гуманитаристика дает достаточно разнообразные подходы в исследовании понятия «гражданского общества».

С.Л. Серебряков определяет в качестве гражданского общества систему социальных связей, обеспечивающих жизнедеятельность социокультурных и общественно-политических институтов, независимых от государства и призванных обеспечить условия для самореализации индивида[16].

Под гражданским обществом Сердобинцев К.С. предлагает понимать независимое от государства, но при этом взаимодействующее с ним объединение глубоко социализированных индивидов, обладающее развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами[17].

К.Г. Гаджиев определяет суть идеи гражданского общества в признании дуализма общества и государства, индивидуального и коллективного начала. Иначе говоря, гражданское общество[18], по К.С. Гаджиеву, – форма самоорганизации людей, включающая разного рода, добровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, экономические, профессиональные, религиозные и иные институты, организации, союзы.

По оценке М.И. Шилобода, гражданское общество – это система неполитических организаций, находящихся с государственными институтами в постоянном противоречивом, диалектическом единстве. Структуры гражданского общества создаются по преимуществу спонтанно снизу, а не конструируются по приказу государства[19].

Д.Т. Жовтун в гражданском обществе выделяет несколько уровней: экономический – понимаемый автором как сфера частных интересов; социальный – различные общности и группы; культурный – менталитет, духовно-нравственное развитие; религиозный – различные конфессиональные организации[20].


Семенова О.В. считает, что гражданское общество - это социальное пространство, независимое от государства и призванное контролировать его деятельность при помощи общественных организаций, учреждений, объединений, направленное на реализацию и обеспечение всей совокупности прав и свобод человека и гражданина[21].

Говоря о взаимном влиянии гражданского общества и процесса обеспечения прав человека, нужно сказать, что некоторые ученые, уже определяя понятие гражданского общества, прямо указывают на такую связь.

Для уяснения сущности данной проблемы рассмотрим систему признаков гражданского общества.

В современной политико-правовой науке существует следующая общепризнанная система правовых признаков, присущих гражданскому обществу:

1. Персональная, индивидуальная свобода человека и гражданина. Данный признак предполагает наличие в обществе широкого круга субъективных свобод в разных сферах общественных отношений. Однако данный признак не носит абсолютный характер: свобода, права и интересы человека в обществе могут быть ущемлены государством с целью обеспечения общей безопасности. Так, статья 56 Конституции России[22] закрепляет возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом, следуя логике правового государства, такие ограничения также не носят абсолютного характера – в той же статье Конституции закреплен механизм жесткого урегулирования пределов ограничения прав и свобод человека: определен перечень прав и свобод, которые не могут быть ограничены не при каких условиях.

2. Наличие среднего класса. Классовый мир, классовое партнерство. Наличие частной собственности. Свободные рыночные отношения. При этом значение имеет не просто наличие среднего класса, а его количественное доминирующее положение в жизни общества.

Средний класс – это самодостаточная, экономически независимая прослойка общества, обладающая острым чувством ответственности перед обществом. Однако средний класс может иметь место исключительно при наличии частной собственности, которая обеспечивается и утверждается демократическим государством. Частная собственность - это основа независимой от государства деятельности, которая позволяет материально абстрагироваться от властвующего субъекта. Только при наличии существенного, устойчивого среднего класса возможно развитие общественных отношений на качественно новом уровне. Средний класс – это опора гражданского общества, залог его стабильности. Кроме того, необходимо достижение классового согласия для построения истинно гражданского общества. Весь комплекс признаков, приведенных в данном абзаце, можно назвать «признаками экономической свободы».


3. Открытость общества. Данный признак предполагает свободный обмен информации, бурное развитие информационных ресурсов, свободу печати, критики и свободу слова. Доступ к информации со стороны граждан позволяет ограничить произвол со стороны государственных органов.

4. Всеобщий плюрализм. Гражданское общество может строиться исключительно на плюрализме как на многообразии идеологий, концепций, идей и взглядов, отсутствие монополии в какой бы то ни было сфере общественных отношений.

5. Самоуправляемость общества. Данный признак предполагает, что элементы гражданского общества самостоятельно управляют некоторыми аспектами своих отношений между собой. Подобная самоуправляемость может выражаться в создании системы профсоюзов, органов местного самоуправления, системы органов студенческого и молодежного самоуправления и так далее.

6. Правовое государство. Будучи одной из наиболее обсуждаемых в юридической науке концепций концепция правового государства сама является правовым признаком и необходимым условием для формирования развитого гражданского общества. Не обращаясь к сложной классификации признаков правового государства, обратимся лишь к сути этого явления[23].

Можно сказать, что правовое государство – это такое государство, в котором власть стремится закрепить, защитить и обеспечить полный спектр естественных прав человека, а сам человек, его права и интересы объявляются высшей ценностью.

Нужно отметить, что большинством авторов вполне справедливо отмечает, что правовое государство является наиболее важным признаком гражданского общества.

При этом правовое государство, как условие и признак формирования гражданского общества, должно носить легитимный и демократический характер.

7. Верховенство права. Согласно данному признаку государство в нормативных правовых предписаниях образует систему правил, которым обязано подчиняться само государство, которые выработало эти правил в пределах своей компетенции. Право должно быть высшим господином, а деятельность всех государственных органов должна быть подчинена нормативным предписаниям.

8. Разделение власти. Данный признак содержит вполне логичное обоснованное веление, обращенное к устройству органов государственной власти, которое предписывает любому прогрессивному государству исходить из того, что власть должна быть разделена между тремя независимыми ветвями. Среди этих ветвей принято выделять законодательную, судебную и исполнительную. Именно такая система ветвей власти отражена в Конституции России.


9. Правовое обеспечение прав человека и гражданина. Согласно данному признаку естественные права должны получать логическое отражение и закрепление в нормах закона (в т.н. позитивном праве).

В правовой системе должны сочетаться два диаметрально противоположных способа правового регулирования: действия гражданина оцениваются по принципу «разрешено все, что не запрещено законом», действия государства - по принципу «запрещено все, что не разрешено»[24].

Государство и его органы должны строить свою деятельность лишь в рамках, которые строго очерчены существующим законом. Государство и право имеют своей главной целью обеспечение благосостояния и благополучия человека - это высшая цель государства.

10. Политика общего невмешательства государства в частную жизнь граждан, их взаимоотношения, обязанности и ответственность. Данный признак не носит абсолютного характера - государство будет и должно вмешиваться в некоторые сферы правоотношений. Например, при совершении преступления государство вмешивается во взаимоотношения граждан и принудительно подчиняет их своей воле. Однако, в целом, государство должно придерживаться политики невмешательства.

11. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни. Речь идет о наличии социального государства - такого государства, которое имеет своей целью обеспечение социального минимума всем гражданам в государстве. Ведь действительно, наличие всех благ в обществе не гарантирует социального мира и партнерства при наличии существенной разницы в доходах граждан с разгулом нищеты. Только качественная социальная политика позволит сформировать гражданское общество[25].

Таковы, на наш взгляд, сущность гражданского общества в современном понимании, и основные правовые признаки этого явления. Каждый из этих признаков является неотъемлемым - отсутствие хотя бы одного из них влечет невозможность развития зрелого гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество - это не просто совокупность людей, осознающих свои интересы (общие и частные) и потребности, а совокупность граждан, т. е. лиц, принадлежащих к постоянному населению конкретного государства (территории), с которым как формой организации жизни общества у человека установлена правовая связь (гражданство), а значит, последний пользуется его защитой и наделен совокупностью прав и обязанностей.

В связи с этим приходим к выводу, что гражданское общество и правовое государство как политико-правовые явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.


Завершая данный пункт курсового исследования, можно сделать вывод о том, что современное гражданское общество с реальным уровнем политико - правовой культуры характеризует: постепенное преодоление действовать в рамках только дозволенного; включение права в систему ценностей общества; повышение инициативы личности, ее активности – как гаранта самореализации личности; ориентация на нравственные оценки правовых предписаний, определяющих свободу поведения личности; признание и осознание личностью факта, что право есть общественная необходимость и потребность.

2.2. Проблема правового нигилизм как препятствие к развитию правового государства

Правовой нигилизм является основным препятствием для построения в России правового государства, поскольку невозможно дальнейшее развитие правового государства без уважения к его высшим ценностям, а именно к праву, к закону.

В юридической литературе существует множество подходов к понятию правового нигилизма.

Например, Н.И. Матузов определяет правовой нигилизм как «психологически отрицательное (негативное) отношение к праву со стороны граждан, должностных лиц, государственных и общественных институтов, а также фактически правонарушающие действия указанных субъектов; данный феномен выступает как элементом сознания (индивидуального, группового, общественного), так и способом, линией поведения индивида либо коллектива»[26].

В.А. Туманов определяет правовой нигилизм как «скептическое, негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость»[27].

В.Б. Ткаченко рассматривает правовой нигилизм как негативное социальное явление, как девиантная форма общественного сознания, которая характеризуется совокупностью чувств, представлений, настроений, переживаний, эмоций по поводу отрицания правовых форм регуляции и наличием альтернативных праву идеи и способов организации общественных отношений[28].

Иными словами, все вышеперечисленные позиции ученых-юристов сводятся к тому, что правовой нигилизм представляет собой негативное явление, выраженное в отрицательном отношении к праву.