Файл: Понятие и признаки правового государства (Зарождение идей понятия и сущности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безусловно, подход к рассмотрению современного государства со стороны временного фактора имеет свое логическое обоснование. С помощью данного подхода можно изучать государства изолированно от других, не сравнивая их между собой, при этом используя и анализируя другие – политические, экономические и иные, – факторы в динамике, но обязательно связывая их с временным критерием развития отдельной страны. Государство тогда можно будет назвать современным, если оно существует на данный момент времени, подразумевая его динамику развития на сегодняшний день.

В то же время не стоит ограничивать понимание данного понятия с чѐткой привязкой к временному фактору. Так, можно ли назвать современными государствами и, значит, поставить на одну чашу весов такие государства как Великобритания и Республика Ангола. Если рассуждать с позиции их реальности существования в наши дни, наличия признаков государства (таких как территория, государственная власть, население, суверенитет, законотворчество и пр.), то оба государства назвать современными возможно[9].

Но, если рассматривать их с позиции иных факторов, например, таких как развитость институтов демократического общества, верховенство права, экономические критерии (показатели дохода на душу населения, индекс глобальной конкурентной способности, материально-технической база и пр.), назвать и то, и другое государство современным кажется сомнительным.

Итак, термин «современное государство» может рассматриваться с позиций устройства государственной власти, уровня развития основных сфер жизни общества.

Изучение термина «современное государство» может носить смешанный характер, который позволит рассматривать субъект как изолированно от других – в линейной интерпретации его исторического процесса, – так и в сопоставлении с другими субъектами.

В Новейшее время большинство государств мира, независимо от развитости экономических, политических и иных институтов, обладают высокой осознанной или предполагаемой связью между ними.

Таким образом, термин «современное государство» может быть рассмотрен не только в разрезе обозначения отдельного субъекта, но как более глобальная величина, обозначающая государства современной цивилизации – страны эпохи постмодерна. Тогда термин может носить собирательное выражение, обозначающее государство, существующее в данный момент времени и обладающее всеми или несколькими основными его признаками.


Автор настоящего исследования, считает интересным взгляд на рассмотрение современного государства профессора-правоведа Вениамина Евгеньевича Чиркина, который полагал, что современное государство – более сложное явление, чем само обозначение государства.

Профессор писал, что «…под государством понимается универсальная для общества данной страны организация, обладающая особого рода суверенной публичной властью и специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и легитимного (законного и обоснованного) принуждения».

По мнению Чиркина, современное государство – более глубокое явление, чем оно предстает в приведѐнном определении. У него иные взаимосвязи с обществом и его институтами. Государство, «регулируя общественные отношения, не стесняет принципиальных направлений саморазвития общества, а с другой стороны, не позволяет разрастись саморазвитию до пределов, угрожающих анархией и самораспадом общества»[10].

1.3. Проблема отождествления современного государства с государством правовым. Основные признаки правового государства

Нередко современное государство отождествляется с государством правовым. Можно сказать, что это наиболее частая интерпретация данного понятия.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности[11].

Главным признаком правового государства является верховенство права во всех сферах жизни общества. Однако, в странах, находящихся в стадии перехода от неправового государства к правовому, возникает вероятность в расхождении легальности и легитимности нормативно-правовых актов. Немаловажными признаками правового государства являются система разделения властей и логично вытекающая из неѐ система сдержек и противовесов.

Концепцию разделения властей предложил правовед и философ Шарль Де Монтескье, в работе «О духе законов» он выдвинул свою знаменитую доктрину, считая, что для обеспечения свободы недостаточно одного разделения власти между несколькими органами[12].


Необходимо, чтобы эти органы находились в таком взаимном равновесии и взаимодействии, которое американские конституционалисты назовут «принципом сдержек и противовесов».

Поэтому главное в теории Монтескье – независимость ветвей власти, их конструктивное взаимодействие и возможность сдерживать стремление друг друга к захвату всей полноты власти.

Однако, анализ положений ныне действующих Конституций ряда стран, провозгласивших себя государствами правовыми, позволяет выделить ряд противоречий и проблемных моментов в сфере взаимодействия, возможности взаимовлияния и сдерживания ветвей власти.

Гражданское общество, как признак правового государства, выступает исторической предпосылкой его становления, считает ряд ученых. Тем не менее, построение подлинного гражданского общества, высококачественного и прогрессивного, невозможно вне границ правового государства, т.е. взаимозависимость обозначенных явлений безусловна.

Для государств современного мира, вступивших на тропу становления правового государства, само явление правового государства на сегодняшний день является скорее не достигнутым результатом, а целью.

Рассмотрим основные признаки правового государства. Правовому государству, как необходимому условию гражданского общества, присущи следующие принципы его деятельности[13]:

1. Принцип верховенства права. Этот правовой принцип содержательно включает в себя:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций примата права, закона; минимизируется влияние на общественные отношения со стороны внеправовых явлений;

б) слияние общечеловеческих морально-нравственных ценностей (разумность, справедливость и прочие) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой); достижение наиболее полного их слияния под эгидой правовой нормы;

в) необходимость полного и ясного правового обоснования всех решений государственных и общественных органов, что позволит сократить возможности для властного произвола;

г) в рамках правовой системы наличие в государстве системы права и системы законодательства.

2. Принцип правовой защиты человека и гражданина.

Этот принцип лежит в основе абсолютно всех взаимоотношений гражданина с государством в лице его уполномоченных органов, а также в отношениях с негосударственными общественными образованиями, другими гражданами в рамках правоотношений в самых разных сферах общественных отношений. Константный характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, которое возникло по существу из стремления человека сохранить, защитить свою жизнь, свои права и свободы.


Абсолютность этого принципа заключается в том, что все взаимоотношения индивида и объединений индивидов с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться исключительно на правовой основе. Если такие отношения выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым нарушением прав, свобод и законных интересов человека, игнорированием его нужд со стороны государства.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки, к которым относятся[14]:

1) Равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина (данный признак может раскрывать в готовности государства признавать ошибки и нарушения в деятельности своих органов и возмещать вред, причиненный такими нарушениями).

2) Специальный тип правового регулирования, отражающий основные направления деятельности государства.

3) Устойчивый политико-правовой статус человека и комплекс юридических гарантий его осуществления.

3. Принцип правового закона. В настоящем правовом государстве любой акт власти должен не только соответствовать внешним требованиям, но и по своему содержанию частью быть правовым. Это означает, что он обязан отражать естественную природу права, соответствовать международным нормам о правах человека, быть принятым уполномоченным органом государственной власти, в установленном законом порядке.

4. Принцип правового разделения власти. Обыкновенно в юридической науке концепция разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную воспринимается не как дележ власти и не как банальное разграничение полномочий, а как создание системы сдержек и противовесов, которые будут способствовать качественному исполнению своих обязанностей каждой ветвью власти. Однако при этом каждая власть должна удерживать две другие от внеправового, незаконного поведения, используя всю полноту своих правовых возможностей.

5. Наличие «верховной» функции государства.

«Верховной» функцией правового государства в юридической науке принято называть функцию, которая, по мнению многих правоведов, является базовой, основной, является ядром всей «правовой» сущности правового государства. Верховной, по мнению ведущих исследователей феномена правового государства, называется функция по обеспечению реальной правовой защиты свобод и законных интересов человека и гражданина[15].


Именно эта функция определяет существо всей деятельности «государственной машины». Однако наличие столь сложной системы ограничений, сдержек и противовесов в правовом государстве отнюдь не являются препятствием для здорового развития гражданского общества, общественных отношений и государства.

Только правовое государство, способное нести ответственность перед гражданским обществом и обеспечивать качественное исполнение верховной функции государства, может рассчитывать на стабильный рост и уверенное развитие, на доверие со стороны гражданского общества и процветание.

Рассмотрев признаки правового государства и реалии их существования в странах современного мира, отметим, что полное отождествление правового и современного государства не представляется возможным, также на сегодняшний день существования чистой законченной формы правового государства нет.

Более того, рассмотрение современного государства лишь через призму организации политической власти также является неполным.

Проанализировав основные точки зрения, под правовым государством мы понимаем некую идеальную политическую и правовую модель общества, для которой базовым принципом является верховенство закона.

Это может означать только то, что ни один государственный механизм, политическая или общественная организация, должностное лицо или гражданин не лишаются обязанности подчиняться закону, в безусловном порядке соблюдая его.

Данное понимание правового государства в свою очередь означает, что нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти, также должны основываться на законе и не противоречить ему.

Современная концепция правового государства должна обеспечить, основу возрождения в нашем государстве ценностей правового государства и гражданского общества.

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РФ

2.1. Гражданское общество как важнейший признак становления современного правового государства