Файл: Понятие и признаки правового государства (Зарождение идей понятия и сущности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под правовым нигилизмом можно понимать направление общественно- политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Проблема правового нигилизма имеет большое значение, так как она затрагивает все сферы общества, все социальные группы. Правовой нигилизм проявляется не только у граждан, но и у представителей властных структур. В российской действительности правовой нигилизм проявляется как в криминальной форме, так и в форме принятия обществом идеи отрицания права.

Итак, возникновение правового нигилизма происходит как следствие несовершенства права, его инструментов, дисбаланса социальных преимуществ и льгот, а также существующего правопорядка в обществе.

Причинами правового нигилизма в России выступает целый ряд особенностей менталитета российского общества, который обуславливается историко-правовыми событиями.

Одной из причин выступает просуществовавшая долгое время и характерная для самодержавия система отношений между властью и гражданами, при которой правитель удовлетворял потребности граждан, необходимые на конкретный исторический период времени, взамен на одобряемую гражданами деятельность правителя, когда люди доверяли большинству принятых им решений, а также установленным моделям поведения, такая система называется – патернализм. То есть фактически устанавливался режим авторитарной власти, при которой гражданам не было предоставлено свободы выбора своего поведения, а существовало подчинение власти, зачастую независимо от того, правомерно ли оно, то есть соответствовало ли подчинение граждан власти существовавшим в то время нормам права. В развитие правового нигилизма внесла вклад православная церковь, которая формировала особую правовую культуру, внедряя в сознание людей, что «Царь – это помазанник Божий»[29].

Причиной правового нигилизма также выступает крепостное право, которое отрицало равенство людей, лишало большинство людей гражданских прав и свобод, в том числе и естественных прав, которые в настоящее время считаются неотъемлемыми.

Новым этапом становления правового нигилизма связано с падением Российской Империи, когда продолжилась межклассовая война, сопровождающаяся беззаконием, которое основывалось на диктатуре пролетариата. Буржуазия была лишена большинства прав и ущемлялась, а класс пролетариата диктовал свои правила. При назначении наказания преступника имело значение принадлежность к определённому классу, при судопроизводстве, в случае пробелов в законодательстве, могли применяться подобные нормы, что свидетельствует о правовом произволе. Культ вождя сказался на укоренении в сознание людей правового нигилизма. Централизация власти происходила путём сужения прав и свобод граждан и сопровождалась самовластием со стороны властных структур.


Причинами правового нигилизма также являются пробелы в законодательстве, когда не существует правовых норм, регулирующих определённые общественные отношения, вследствие чего возникает основа для произвола, как со стороны властных структур, так и со стороны граждан. Юридические коллизии приводят к тому, что имеется возможность проигнорировать закон, то есть обойти его стороной.

Также причиной является массовое несоблюдение и неисполнение определённых юридических предписаний. В случае несоблюдения основных прав и свобод человека, предоставляется возможность господствующему классу эксплуатировать остальные классы общества, сказывающаяся на правовой культуре граждан»[30].

Правовой нигилизм основывается на игнорировании таких главных свойств и качеств права, как обязательность, принудительность и всеобщность.

Существует две основные формы правового нигилизма: правовая индифферентность и правовой негативизм.

Правовая индифферентность – это безразличное отношение индивида к праву, к правовым явлениям, которое проявляется в неиспользовании тех прав, которые ему предоставлены, а также в нежелании обращаться за помощью к правоохранительным органам в случае правонарушения, то есть неверие в возможности права. Правовой негативизм – это крайняя форма правового нигилизма, когда индивид сознательно нарушает и игнорирует законы, предполагая, что их существование исключительно формально и соблюдение законов необязательно. Существование правового государства невозможно без гражданского общества, верховенства права и закона, соблюдения прав и свобод человека, которые являются его базисом. Развитие гражданского общества способствует защите прав и свобод человека, возрастанию ценности права.

Правовое государство предполагает качественно иное развитие общества, право выступает в нём как регулятор общественных отношений, также право основывается на интересах общества, а значит, служит способом выражения интересов и целей граждан.

В правовом государстве существует система разделения властей, многопартийность, выборность высших должностных лиц и следует уделить внимание тому, что через выборы граждане непосредственно осуществляют свою власть, таким образом, оказывая влияние на деятельность государственных органов. Но формирование базиса правового государства возможно лишь в благоприятных условиях, в качестве неблагоприятного условия выступает правовой нигилизм, деформирующий правосознание граждан.


Вследствие чего в сознании людей складывается мнение о том, что деятельность органов государственной власти бесконтрольна, то есть власть ставит себя выше закона, в связи с этим люди теряют веру в силу права и его механизмов, а также считают, что изменить данное положение невозможно.

2.3. Основные тенденции искоренения правового нигилизма в РФ

Решение проблемы правового нигилизма как препятствия к развитию правового государства в Российской Федерации должно включать в себя несколько аспектов.

Искоренение правового нигилизма предполагает, во-первых, стремление к массовому развитию у граждан правовой культуры, то есть формированию у граждан объективного отношения к праву и определённый уровень знаний. Отношение к праву должно строиться на трёх основных принципах: знание, понимание, уважение[31].

Развитие правовой культуры, как среди граждан, так и среди представителей власти - основной шаг в борьбе с правовым нигилизмом, ведь развитие правовой культуры приведёт к формированию определённых правовых знаний, норм, убеждений и поспособствует осознанию истинной силы и ценности права. Развитие правовой культуры предполагает использование определённых методов культурного и правового воспитания. Осознание ценности права усилит стремление людей к формированию правового государства.

Во-вторых, реформирование общей правовой базы и системы исполнения, следовательно, необходимо провести кодификацию законодательства для устранения коллизий, и восполнить пробелы в законодательстве.

В-третьих, развитие системы правоохранительных органов, так как причинами правового нигилизма являются существенные изъяны следственно-прокурорской и судебной практики.

Далее. Высшие учебные заведения должны стремиться выпускать максимально обученных и квалифицированных специалистов, обучение должно проводиться в соответствии с современными реалиями, представители правоохранительных органов должны прогрессировать своевременно развитию права. И в целом деятельность правоохранительных органов должна быть максимально чёткой, отлаженной и соответствующей требованиям законодательства. Это приведёт к укреплению веры граждан в безопасность и защиту их прав[32].


В-четвёртых, должно быть более слаженное сотрудничество государственной власти и СМИ для осведомлённости граждан о политической ситуации в стране.

В-пятых, содействие дальнейшему развитию гражданского общества, без которого правовое государство не сможет существовать. Также в качестве решения проблемы выступает проведение антикоррупционной политики для устранения от должности тех лиц, которые злоупотребляют властью, вследствие чего, ставят под угрозу доверие населения к органам государственной власти и к правоохранительным органам. Действия, направленные на решение проблемы правового нигилизма, приведут к тому, что будут сформированы условия для развития правового государства, а значит граждане будут обладать более высоким уровнем правовой культуры и возрастёт доверие к государственной власти, что изменит менталитет российского общества в положительную сторону.

Правовой нигилизм представляет собой негативное влияние на правосознание граждан и имеет широкое распространение в сознании российского общества, что обусловлено историческим опытом России и несовершенством законотворчества, вследствие чего правовой нигилизм является препятствием развития правового государства.

Таким образом, приходим к выводу о том, что преодоление проблемы правового нигилизма как препятствия к развитию правового государства в Российской Федерации возможно при повышении уровня правовой культуры, а также при комплексном выполнении всех необходимых преобразований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоги исследования позволяют автору сформулировать следующие выводы:

1. Ретроспективный анализ позволил прийти к выводу о том, что множество определений понятия государства и его признаков может быть сведено к двум основным подходам.

Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им.

При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод).

При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода.


2. Современная теория государства и права предлагает широкое толкование понятия «государство», определяя его как «политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность, осуществляющую посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающую праву общеобязательное значение, гарантирующую права и свободы граждан, законность и правопорядок».

3. На сегодняшний день современное государство ассоциируется с государством правовым.

Под правовым государством автор предлагает понимать некую идеальную политическую и правовую модель общества, для которой базовым принципом является верховенство закона. Это может означать только то, что ни один государственный механизм, политическая или общественная организация, должностное лицо или гражданин не лишаются обязанности подчиняться закону, в безусловном порядке соблюдая его.

Рассматривая содержание термина «правовое государство», автор выделяет следующие его признаки: равенство перед законом, верховенство закона, разделение властей. Права и свободы человека являются высшей ценностью общества.

Следует сказать, что существование правового государства немыслимо без гражданского общества, его институтов, независимости общества от государства в общесоциальном его понимании.

4. Гражданское общество и правовое государство – это взаимосвязанные политико - правовые явления. Государство выполняет общие социальные функции, затрагивающие интересы всех граждан.

Гражданское общество - частные интересов, подчас совпадающие с общественными (государственными), ибо в их основе лежат общие условия жизни, культура, мировоззрение и т.п.

5. Гражданское общество, безусловно, является правовым обществом, ибо предполагает обеспечение оптимального соотношения управления и самоуправления, саморегуляции и самоорганизации. Все преобразования в сфере экономики, политики и т.д. в обществе и государстве должны быть облечены в юридическую форму, обеспечивающую соблюдение прав человека и исполнение юридических обязанностей.

Для создания реальных перспективы в саморегулировании гражданского общества и самореализации личности в нем необходимо:

- нормативные правовые акты должны отвечать не только уровню правового развития общества, но и немного опережать его;

- содержать апробированные решения, четко прогнозирующие правовые последствия.

6. В современной России делаются только еще первые шаги на пути формирования развитого гражданского общества, ибо между юридическим закреплением правовой свободы и ее реализацией в практической жизни целая пропасть.