Файл: Сущность менеджмента и его основных функций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– при разработке концепции ведения бизнеса на перспективу.

Кроме того, заимодавцы или инвесторы, прежде чем вкладывать деньги в бизнес, должны тщательно ознакомиться с бизнес-планом и следует обратить внимание на деловую репутацию предпринимателя, его денежный поток, обеспечения гарантий и долю собственного капитала.

Бизнес-план также является эталоном, с которым можно сравнивать фактические результаты деятельности предприяятия.

Таким образом, бизнес-план всегда является важнейшим документом. В нем следует: ставить реальные цели; показывать пути их достижения; определять необходимые ресурсы и результаты.

Разделами бизнес-плана являются: краткое содержание; историческая справка; основные продукты и /или услуги; управление; организация и персонал; собственность; анализ рынка и маркетинг; производство; финансовый анализ; риски и доходы; задачи и основные этапы; приложения.

Размеры бизнес-плана определяются его целью и предполагаемыми адресатами. Он должен быть настолько лаконичным, насколько это позволяет необходимость полно и точно изложить предмет.

Принципы эффективного планирования [24, 44]:

1. Принцип единства. Организация –целостная система, следовательно составные части должны развиваться в едином направлении. Планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всего предприятия.

2. Принцип участия. Каждый член предприятия является участником плановой деятельности в независимости от занимаемой должности. В процесс планирования вовлекаются все, кого он затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называется «партисипативным».

3. Принцип непрерывности. Внешняя среда предприятия неопределенна и изменчива, следовательно, предприятие должно корректировать и уточнять свои планы с учетом изменений. Процесс планирования должен осуществляться постоянно.

4. Принцип гибкости. На предприятии должна быть обеспечена возможность изменения планов при возникновении непредвиденных обстоятельств и трудностей.

5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с необходимым уровнем точности.

6. Планирование представляет собой начальный этап управления. Следовательно, без четкого представления о целях деятельности предприятия нет смысла его создания.

Другой функцией менеджмента является организация. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента [10, 94].

Задачи функции "Организация":


– деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи при помощи распределения ответственности и полномочий;

– формирование организационной структуры предприятия, налаживание взаимодействия её элементов;

– создание условий для формирования определенной организационной культуры предприятия;

– организация выполнения принятых управленческих решений;

– текущая организация производственного, торгового и других процессов;

– обеспечение деятельности предприятия всеми видами необходимых ресурсов;

– преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организационного состояния в более организационное (техническое перевооружение, реконструкция предприятия и т.д.).

Организация – это функция, которая заключается в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы [24, 48].

При этом важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Данные процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. В качестве предмета труда выступают управленческие решения, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным – операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

Основные условия рациональной организации управленческих процессов:

– ритмичность;

– эластичность действий;

– устойчивость;

– разделение труда;

– кооперация труда;

– соблюдение норм управляемости;

– пропорциональность;

– непрерывность;

– наличие целей;

– делегирование обязанностей и полномочий;

– параллельность;

– прямо-точность (информационных потоков);

– концентрация однородных предметов труда в одном месте;

– гибкость процессов.

При пропорциональности достигается равная пропускная способность разных рабочих мест одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д.;

при параллельности – совмещение операций во времени,

при прямоточности – оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т.д.;

при ритмичности – равномерность выполнения управленческих процессов во времени;

при непрерывности – максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов и т.д.


Для соблюдения этих условий необходимо повышать повторяемость процессов и операций, что достигается путем унификации и типизации разнохарактерных частичных процессов.

Важное условие рациональной организации управления – делегирование менеджером полномочий подчиненным, принимающим решения в порученных областях.

Делегирование полномочий – это передача части функций руководителя другим менеджерам или сотрудникам для достижения конкретных целей организации [24, 56]. Делегирование имеет фундаментальное значение для функционирования организации и роста эффективности управления.

Процесс делегирования полномочий включает такие действия, как: определение отдельных результатов; распределение обязанностей; делегирование необходимых полномочий и возложение обязанностей по достижению необходимых результатов.

Отметим, что понятие «организация» (в анализируемом смысле) имеет противоположное ему по содержанию понятие «дезорганизация», которое означает переход от «порядка» к «беспорядку», от порядка более высокого уровня к порядку более низкого уровня.

Дезорганизация – это также организация, но в данном случае со знаком минус. Она «страшная» для существующей системы.

Для нее дезорганизация – угроза, «болезнь», упадок. Лишь для реорганизуемой организации (системы) дезорганизация позитивна.

Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между персоналом задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. И эта работа будет результативной и эффективной в случае, когда исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными порядками и принимать ее нравственные ценности.

Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала, или просто – мотивацией [12, 25].

1.3. Мотивация, контроль и координация как функции менеджмента

Мотивация  – это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей предприятия [12, 25]. Руководители всегда мотивировали свой персонал, осознавая данный факт или нет. Ранее с этой целью использовались хлысты и угрозы, а вот для избранных – награды.


Мотивация - есть результат сложной совокупности потребностей. С целью мотивировации персонала руководителю надо определить их потребности, которые можно удовлетворить через хорошую работу.

Управленческую мотивацию делят на следующие методы (см.
таблицу 1).

Таблица 1 – Методы управленческой мотивации

№№ п/п

Методы

Назначение

1

экономической мотивации

зарплата, премии, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др

2

социальной мотивации

общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т.д.

3

психологической мотивации

ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч

4

властной мотивации

повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т.д.

5

социально-психологические

повышение социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т.д.

6

моральной мотивации

личное или публичное признание, похвала и критика

7

проектирования и перепроектирования

(обогащения) работ

8

вовлечения

вовлечения сотрудника в управление

9

изучения мотивации и мотивов

экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и пр.

Мотивацию рассматривают двояко, как:

– определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения человека и группы;

– процесс, начинающейся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение цели или получение вознаграждения.

В данном случае мотивацию, как процесс, можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 4.

1. Возникновение потребности

2. Поиск путей устранения е потребности

3. Определение целей (направления) действий


4. Осуществление действий по удовлетворению потребности потребности

5. Получение вознаграждения за осуществление действий

6. Удовлетворение, устранения е потребности

Рис. 4 - Процесс мотивации

Мотивы – это то, что вызывает определенные действия человека и находится «внутри» него, их можно классифицировать по следующим основаниям:

– по видам активности;

– по времени проявления;

– по видам потребностей человека;

– по установкам личности;

– по структуре;

– по функциям;

– по ведущему мотиватору.

Процесс мотивации объясняют содержательные теории, в которых выявляются основные потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работ. При разработке концепций мотивации наибольшее значение имели открытия А. Маслоу,
Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда.

По теории А. Маслоу (1908-1970) все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, при этом потребности нижних уровней влияют на поведения человека прежде, чем потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент человек стремится к удовлетворению той потребности, являющейся более важной или сильной. Потребность следующего уровня является наиболее мощным фактором в поведении человека, когда будет удовлетворена потребность более низкого уровня.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания и включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе.

Потребности в безопасности и защищенности подразумевают защиту от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

Потребности в принадлежности и причастности включают чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

Потребности в признании и самоутверждении подразумевают собой самоуважение (личные достижения, компетентность), уважение со стороны окружающих.

Потребности самовыражения – это потребности в реализации потенциальных возможностей.

Выводы из концепции Маслоу:

– потребности высших уровней не становятся мотивами до тех пор, пока не будут удовлетворены первичные потребности (первых двух уровней);

– чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей являются мотивами к активной деятельности;

– неудовлетворенные потребности стимулируют работников, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности;