Файл: Первобытное общество: характеристика и особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Традиции хозяйства присваивающего типа пережили себя, отчего люди неолита перестали ждать милости от природы - и взяли курс на хозяйство производящей формы. Приблизительно 10-11 тыс. лет назад, человечество пришло к необходимости расширения источников пищевых ресурсов через земледелие и скотоводство. Но период хозяйственных изменений зависел от географических характеристик местности. На некоторых территориях, этот переход растянулся до наступления века железа, а в иных местах, производящее хозяйство появилось еще до появления керамики. [7]

Чтобы выжить в суровых условиях, люди неолита вели комплексное хозяйство, включающее земледелие, скотоводство, а также собирательство, рыбную ловлю и охотничий промысел. [5, 7]

Бронзовый век. В конце четвертого тыс. до н. э. человечество начало открывать для себя полезные свойства металла и использовать их в своей жизни. После открытия бронзы, ее освоения и распространения, она стала играть важную роль в жизни людей. Для добычи и плавления металла требовались специализированные знания и умения. Именно поэтому литейное и кузнечное дело, впоследствии стали отдельными профессиями.

Для этого периода характерно изготовление холодного оружия и орудий труда из бронзы, появление первых скотоводов, письменности, государственных образований основанных на рабовладельческом строе. Возделывание земли перешло на новый уровень, что дало возможность совершенствовать производства. Теперь люди могли вести семейное хозяйство и оставлять себе излишки произведенной продукции. Так создались благоприятные условия для дальнейшего появления частная собственность и имущественного расслоения. Железный век сменил данную эпоху в первом тыс. до н.э. [2]

Большая часть истории человечества приходится именно на первобытный период. Если историю человечества «спрессовать до суток, то окажется, что в начале суток (0 ч) люди делали первые оружия. «Человек выпрямленный», питекантроп, жил между 14 и 19 ч, а древняя разновидность «человека разумного», неандерталец, - между 19 ч и 23 ч 30 мин. Поздний период каменного века – неолит – начался совсем близко к концу суток, в 23 ч 55 мин. В 23 ч 56 мин начался бронзовый век, а государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего 3 мин назад.» [13, с. 12]

Таким образом, первобытное общество – это период детства современного человека, за продолжительное время существования которого человек прошел сложный путь эволюции, оформился внешне и внутренне. Произошло не только физическое совершенствование человека, но и развитие его культурно-духовной жизни. Ведь именно в период первобытности оформились зачатки духовности и культуры, появились такие общественные отношения, которые помогли превратиться человеческому стаду в общины и племена, ставшие в последствии первыми государствами.


Становление человека происходило в тесной связи с развитие общества. Общество возникло в силу необходимости выживания и преимуществ, которые давал коллективный труд.

Общественные отношения возникли вместе с обществом, как следствие необходимости кооперации и согласования действий при обеспечении защиты и безопасности, добычи пропитания и изготовлении орудий труда.

    1. Общественные отношения в первобытном обществе

Сообщество живых существ как система организации и биологической адаптации широко известно среди различных групп животных, многие виды объединяются в сообщества с весьма сложной организацией [10, 11].

Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков отмечают, что «…самого высокого развития форма общественного организации достигла в процессе историко-эволюционного становления человечества, благодаря…целенаправленной разумной деятельности – постепенно создавалась принципиально новая обстановка – социальная среда» [11, с. 109]

Изменения климата и поиск более выгодных для выживания отношений вынудил древних людей, появившихся на заре человечества, объединяться в немногочисленные группы, стада. Как правило, в этих группах насчитывалось не более 20-40 человек. Такая численность позволяла выжить, ведь более многочисленное сообщество труднее прокормить и обеспечить безопасность как снаружи, так и внутри группы. Меньшее количество было незащищенным как перед лицом природы и ее опасностей (неудача в охоте – угроза выживанию), так и перед другими людьми, объединенными в более многочисленную группу. [2, 5]

«Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности» [4, с. 244].

В общеисторической периодизации эпохи первобытности главным признаком является социально-экономическое развитие, в котором общественные отношения становятся связующим звеном между членами группы и движущей силой развития.

Выделяют различные типы первобытных общин: праобщина, раннеродовая община, позднеродовая община, первобытная соседская община [5, 7, 10].

Первобытное человеческое стадо – это праобщина. Это наименее изученный этап становления общественных отношений человечества. Появившись в палеолите, она совпадает с выделение человека из животного мира и появления общества.

Праобщина предшествовала родовому строю, представляла собой небольшую группу людей от 20-40 человек, объединенных коллективным трудом и обеспечением безопасности. Во главе группы был вожак. Отношения между полами были организованы или по принципу гаремной семьи или промикуитету. В палеолите источником пищи для людей были охота и собирательство. Собирательство, которым обеспечивали пропитание люди не давало много пищи и требовало много времени и сил в одиночку. Изготовление орудий также способствовало объединению людей в группы: проще изготавливать и обрабатывать материал коллективно [7, 11, 13]


Необходимость выживания в сложных условиях, добыча пропитания, обеспечение безопасности не только вынудили древних людей к кооперации и сотрудничеству, но и развили чувство альтруизма и механизмы торможения агрессии. Развитию речи и абстрактного мышления способствовало коллективная обработка материалов, изготовление изделий, совместная охота, поддержание безопасности группы [11]

Раннеродовая община сменившая праобщину отличалась более усложненной организацией. Род стал играть главную роль в жизни первобытных людей.

В советской исторической энциклопедии род – «коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнская или отцовская) от общего предка, носящих общее родовое имя; в роде обычно соблюдалась экзогамия. Это основная общность людей первобытного общества, представляющая союз больших семей, находящихся в родственных отношениях, носящих имя одного родового предка.» [31]

В терминологическом словаре истории государственного управления род — это «группа людей, связанная кровным родством (происходит от общего предка) и обладающая общей собственностью.» [32]

Раннеродовая община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. лет назад. Помимо коллективного труда, присваивающего хозяйства и коллективной собственности на промысловую территорию также присущи уравнительное, равнобеспечивающее распределение добытого пропитания и орудий труда. В этот период произошел переход от приобретаемых продуктов к их производству, развивалась охота, рыбная ловля. Все это обеспечило переход к земледельчеству и скотоводству позднеродовой общины [7]

Возникновение брака и семьи как особых общественных институтов, регулирующих отношение между полами, также связано с раннеродовой общиной. В этот период произошло и разделение обязанностей мужчин и женщин. Для мужчин охота и рыболовство стало основной деятельностью, в противовес женскому собирательству и поддержанию порядка на территории стоянки рода. Внутри рода по мимо полового было и разделение по возрасту. Эти особенности способствовали появлению такого явление как организация власти. Несомненно, что, и в период становления человечества, существовали некоторые формы управления коллективом. Характерными чертами власти были: принцип народовластия, все решалось коллективно на общих собраниях рода – в решающих вопросах значение имела воля всех взрослых членов коллектива, мнение старших по возрасту превалировало над мнением остальных, как имеющих опыт. Как правило было несколько вожаков или вождей рода, существовал совет старейшин, которые были блюстителями родовых норм. [1, 7]


Позднеродовая община датируется примерно 6-3 тыс. до н.э., ее характеризует смена присваивающего хозяйства производственным, а также активным развитием земледелия и скотоводства.

«Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая.» [7]

Развитию скотоводства, при котором происходило приручение о одомашнивание различных видов животных способствовало ведение более оседлого образа жизни, чем в предыдущие столетия, также изменения климата и увеличение роли земледелия помогали развитию этой деятельности человека.

Оседлый образ жизни вел к увеличению общин и объединению нескольких в более крупно организованную общину – племя.

Племя – это общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. [28]

Основными характеристика позднеродовой общины были общественное владение землей, благоприятные климатические условия способствовали распространению земледелия и скотоводства, благодаря которым производственное хозяйство активно заменяло присваивающее, а также появилась возможность регулярного появления излишков продукта (земледелия или скотоводства). Теперь член племени, получивший хороший урожай или приплод мог распоряжаться им по своему усмотрению, например подарить его в другую общину, что помогало приобрести ему общественный престиж.

Численность общины в этот период постоянно увеличивалась, усложнялась и его структура. Росло не только число участников общины, но и их вовлечение в производственные отношения, разделение труда помогало оперативно и продуктивно решать насущные проблемы общины. Разделение труда по полу сохранялось, хотя мужчины и женщины на равных принимали участие: «мужчина берет на себя главные и более трудные работы – постройку хижин, тяжелые работы на плантациях, рыбную ловлю, охоту. На женщине лежат уход за детьми, легкие работы на плантациях: им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома – носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи. Кормление свиней и собак лежит на них же» [5].

В отличие от раннеродовой общине, где отношения между полами наряду регулировались парным браком и промискуитетом, в позднеродовой общине господствует парный брак, чему способствовало возникновение и распространение трудового распределения и появления частной собственности.


Потребности в широкой кооперации труда, обмене, защите от врагов, а нередко и в поддержании мирных отношений, установлении брачных контактов способствовали завязыванию связей на межобщинном уровне.

Организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Все важные вопросы продолжали решаться на собраниях племени, вместе развитие общиннородового строя способствовало появлению и развитию иерархии органов коллективной власти. [7, 14, 20]

Таким образом, общественные отношения в первобытном обществе претерпели значительные изменения от начала зарождения человеческого общества как такого, до появления родовой общины, приведшей к возникновению государства. Возникшее как необходимость выживания в непростых условиях первобытное общество в процессе адаптации к условиям среды усложнялось, систематизировалось и организовывалось.

    1. Догосударственный период в истории человечества

Период до возникновения государств представляет огромный временной плат в истории человечества. Он идет бок в обок с возникновением и развитием человеческого общества.

Возникновение общества и возникновение государства не происходили одновременно. Образование общества предшествовало появлению государства. Период, когда человеческое общество не знала ни права, ни государства принято называть догосударственным. [6, 16]

Изучение и понимание догосударственного периода помогает понять причины и побуждающие факторы появления государства.

Сначала рассмотрим, что такое государство и каковы его отличные признаки.

Морозова Л.А. отмечает, что «с древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.» [6, c. 46]

Тем не менее Попова А.В. приводит следующее определение государства: «это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории» [29]

Государство имеет отличительные признаки: территорию, наличие публичной власти и ее политическую организацию, располагает определенным аппаратом управления общества, организует общественную жизнь на основе законов, а также имеет систему налогов и сборов, суверенную организацию власти [29]

Государство как социальное явление имеет объективный характер. Обобщая имеющиеся понимания государства и объединяя политико-организационный и социологический подходы, Рассказов Л.П. выводит следующий общий знаменатель для понимания сущности государства и причины его возникновения: «…государство возникло из общества в определенный исторический период. Однако это самостоятельный институт, который будет подчинен обществу, когда в полной мере будет функционировать гражданское общество и правовое государство» [9, c. 31]