Файл: Первобытное общество: характеристика и особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство осуществляет властные полномочия, но оно также может быть в регулировании различного рода конфликтов. [9]

Вышеизложенное показывает, насколько неоднозначным является понимание сущности государства и показывает причины отсутствия четкой характеристики его определения.

Вот почему изучение догосударственного периода общества может помочь в определении не только понимания, но и сущности государства.

Пытаясь определить в какой момент времени, произошло такое усложнение общества, которое позволило ему стать государством историки пытались выработать периодизацию первобытного общества. На этот счет в современной науке нет однозначного решения [5, 18]. Часть исследователей выделяют в первобытном обществе матриархат и патриархат [2]. Матриархат – материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде. В самом начале образования общества отношения полов никак не регулировались, был распространен промискуитет, беспорядочные половые связи [5]. В связи с чем установить родство представлялось возможным только по материнской линии [2, 7]. Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому роду, родство в котором велось уже по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства. [7]

Другая периодизация выделять три периода в существовании первобытного общества: ранний, средний и поздний. Ранний период – это становления первобытнообщинного строя, средний - период зрелости, а поздний - период распада первобытного общества [5]. Другие исследователи, акцентируют внимание на экономической стороне вопроса, выделяют период присваивающей и период производящей экономики, связывая с последним процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства [7]. Исходя из предложенных периодизаций учеными однозначно выделяются в истории первобытного общества такие периоды, как период зрелого первобытного общества, где первобытнообщинный строй существует как таковой в чистом виде, и период распада первобытного общества, когда происходил процесс разложения первобытнообщинного строя на его постепенную замены государством [20].

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя [5, 7]. Родовая община – это семейно-производственный союз, основанный на родстве, коллективном труде и совместной добыче пропитания и обеспечения безопасности. Племя – имеет более сложную организацию, чем родовая община. Оно хоть и основывается на кровных связях, но включает в себя несколько родовых общин. Объединение таких общин имеет свою территорию, язык, общие религиозные и бытовые обряды, а также общее название. Соединение в союз родовых общин было вызвано разными факторами, но чаще всего это была взаимная выгода в охоте, ведение военных действий против других племен, родовых общин [7]


Наряду с родовой общиной и племенем в первобытном обществе существовали и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии – это объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Их еще считают предшественниками племени, промежуточной формой от рода к племени [7]. Союзы племен – это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен, развивались ранние государства. [7, 20]

Власть появляется одновременно с возникновением общества как регулятор жизни этого общества и является ее неизменным атрибутом. Власть придает жизни общества управляемость, упорядоченность и порядок. Общественная власть – это всегда публичная власть, но не всегда государственная.

В первобытном обществе общественная власть осуществлялась самим обществом, не было никакого специального аппарата или института ее осуществления. Также общественная власть первобытного общества опиралась на авторитет и опыт тех, кто ее осуществлял [14, 15]

Для понимания отличительных свойств человеческого общества в догосударственный период рассмотрим объединяющие и отличающие признаки догосударственного и государственного периодов в истории человечества.

Общественную власть родовой общины и государство объединяет наличие территории: в догосударственный период земля – коллективная собственность общины, в период цивилизации – это обширная территория проживания конкретного народа.

Так как общественная власть родовой общины опиралась на кровные отношения внутри определенной группы людей, то члены одно родовой общины не вмешивались в дела другой родовой общины. Независимость общественной власти одной родовой общины от другой может быть прообразом суверенитета первых государств.

Общественная власть в первобытном обществе имеет другие признаки, отличающие ее от государства: не было аппарата управления обществом, правовая регуляция осуществлялась общеродовым собранием, и не имело базы в виде законов и правил, предписываемых к исполнению всему обществу.

Система налогов и сборов отсутствовала, частная собственность и производственные отношения были в самом начальном развитии [5, 7]

Общественная власть родовой общины была регулятором отношений внутри себя, помогала организации производственных отношений и способствовала дальнейшей эволюции догосударственного общества в цивилизацию и появлению первых государств [5, 7, 13]


Таким образом, человеческое общество в догосударственный период – это первобытное общество с простой организацией жизни людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Общественная власть в этот период была по настоящему общественной, строилась на принципах самоуправления, в ней принимали участие все члены общества, которые сообща решали важные вопросы. Никакого специального аппарата или управления, который имеется в любом государстве, не существовало. Не было также и специального аппарата принуждения в виде различных карательных органов, что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение исходило только от общества, т.к. общество определяло кому жить в нем, а кто может его покинуть.

Глава II. Генезис и эволюция власти в первобытнообщинном строе

  1. Характеристика и понятие власти

Власть и господство встречается в жизни каждого человека довольно часто. Так власть имеет место быть в любой сфере деятельности человека, будь то авторитет родителей в семье, властные полномочия вышестоящего сотрудника на работе или блюстителей порядка. Власть присуща всем этапам развития человечества, и всегда сопутствовала его развитию. Однако обрела свои черты уже после становления родовых общин. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Теория государства и права определяет власть как «способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.» [9, с. 36]

В Большой российской энциклопедии власть определяют как «отношение между людьми, в котором одни могут навязать свою волю другим; оно имеет место в тех случаях, когда человек (группа, организация) обладает возможностью целенаправленно воздействовать на других людей, заставить их делать то, что сами они в ином случае не стали бы делать» [22].

В энциклопедическом словаре истории и науки власть это - «особое отношение между людьми, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на их деятельность, поведение посредством авторитета, права, насилия, традиции, техники манипуляции сознанием» [21]


«Власть – это авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей» [3, с. 151]

«По К. Марксу и Ф. Энгельсу, власть является фактором, который делает более прочным положение господствующего класса… при этом определяющее место в этой жизни занимает в конечном счете способ производства материальных благ.» [19, с. 14]

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присутствующий на всех этапах формирования и развития человеческого общества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные интересы и запросы индивидуального и группового порядка, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации. [8]

Власть неразрывно связана с государство, т.к. помогает обеспечивать реализацию общих интересов.

«Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном.» [8, с. 64]

За период возникновения и существования первобытного общества в процессе эволюции и социогенеза человеческого общества развилась особая организация власти, осуществляемая в интересах всего общества, ее основной характеристикой было народовластие при совете старейшин с вождем племени во главе. Взрослые мужчины и женщины обладали равными правами и возможностями в участия в жизни племени. [5, 7]

К особенностям социально-экономической жизни можно отнести коллективное право на землю, преобладание производственного хозяйства над присваивающим, появление и развитие института семьи, а также активное развитие культурной и духовной жизни первобытных людей.

Исходя из вышеизложенных определений власти и характеристики первобытного общества в данной курсовой работе под властью будет пониматься особое отношение между людьми при котором авторитет группы лиц имеет возможность и воздействие на деятельность остальных членов общины для управления и организации жизни всего общества и прежде всего, материальных благ.


Власть в своем проявлении обладает следующими характеристиками:

  1. «Присуща любому организованному обществу людей.
  2. Существует и функционирует в рамках общественных отношений между людьми: один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного.
  3. Воплощается в определенных учреждениях и институтах.
  4. Воля властвующего требует оформления в виде определенных указаний, социальных норм. Они – обязательное условие и средство функционирования власти.
  5. Проявление власти и подчинение ей должно быть осознанным» [6, с. 60].

Власть в первобытном обществе не была единоначальной, осуществлялась в интересах всего общества, всех его членов, это был своеобразный способ обеспечения коллективного запроса в безопасности, обеспечении пропитании и выживании доступными и приемлемыми средствами.

  1. Система организации общественной власти в первобытном обществе

Власть – это особый вид общественных отношений, обеспечивающий контроль, организацию, продвижение интересов общества и индивида.

Любые общественные отношения имеют своим ядром взаимодействия индивида (или группы индивидов) с другой группой (или индивидом).

Многие исследователи отмечают естественный характер возникновения власти [8, 14, 15]. Можно сказать, что как только возникло общество вместе с ним и появилось необходимость власти. Первоначально власть осуществлялась всем обществом, отсюда и ее название – общественная власть.

В теории государства и права дается следующее толкование общественной власти «власть, рожденная в обществе и обусловленная объединением совместно живущих людей. При этом разные виды социальных объединений и соответствующие им виды общественных связей рождают разные виды общественной власти.» [15, c. 136]

В период становления первобытного общества люди жили малыми родственными группами, а охота и собирательство были основным источником пропитания. Развитие первобытного общества прошло этапы формирования общества в праобщине до позднеродового общества из которого потом развилось в классы.

Необходимость действовать сообща и преимущества коллективного труда вынудили первых людей объединяться в небольшие группы – праобщины [5, 7, 13]

Экономика в период праобщины и раннеродовой общины была преимущественно присваивающей и основывалась на общей собственности. Решение по важным вопросам принимались всеми взрослыми членами общества, пользование орудиями труда и добыча пропитания были также коллетивными. С развитие общественных отношений она преобразовалась в производственную, которая дала толчок к развитию ремесел и торговлей, производимой ремесленниками, продукцией.