Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Содержание менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Показатели эффективности менеджмента человеческих ресурсов
Глава 2. Исследование управления человеческими ресурсами в ООО «Ритм Блюз»
2.1. Краткая характеристика ООО «Ритм Блюз»
2.2. Организация управления человеческими ресурсами на предприятии
Ивановская Л. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. – М.: Проспект, 2014.
Маслова В. Управление персоналом. – М.: Юрайт, 2016.
Выводы
Ритм Блюз кафе – это предприятие общественного питания Москвы, одно из немногих мест в столице, где можно услышать очень качественную живую музыку, вкусно поесть и провести время в демократической обстановке духа 70-х в самом центре города.
Управленческая структура Ритм Блюз кафе относиться к линейно-функциональному виду. Преимущества такой структуры управления предопределяются простотой: все обязанности и полномочия в ней четко распределены, что создает условия для оперативного принятия решений, поддержания в коллективе дисциплины. В числе недостатков линейно-функциональной структуры управления отмечается ее негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия.
В 2015-2017 гг. деятельность Ритм Блюз кафе является прибыльной. Однако, выявлен затратный характер деятельности предприятия: темпы роста выручки отстают от темпов роста затрат, что негативно отражается на динамике прибыли. Таким образом, важнейшая задача кафе – повышение уровня прибыльности бизнеса, в том числе и за счет наиболее эффективного использования трудовых ресурсов.
В Ритм Блюз кафе должность менеджера по персоналу не предусмотрена. Все основные функции управления персоналом распределены между руководством кафе.
Численность персонала Ритм Блюз кафе увеличилась за 3 года на 18,5% и составляет на конец 2017 г. 32 чел. В Ритм Блюз кафе большая часть персонала имеет общее среднее образование, что обусловлено спецификой деятельности предприятий общественного питания. Большую часть (26%) персонала составляют сотрудники в возрасте 25-29 лет, которые в дальнейшем могут учиться и получить образование по специальности. Большее половины работников проработали в Ритм Блюз кафе от 5 до 9 лет. 75 % работников – женщины.
Проведенный анализ позволил выделить ряд проблем в управлении персоналом Ритм Блюз кафе:
1) в кафе отсутствует практика применения профессиограмм, не всегда проверяются рекомендации вновь принятых сотрудников. Прием на работу случайных работников негативно сказывается на стабильности кадрового состава, что подтвердил анализ текучести персонала;
2) несмотря на снижение текучести кадров, данный показатель в 2017 г. составил 6,25 %. Как правило, увольняются работники, проработавшие в кафе не более двух лет. Главная причина увольнений – несложившиеся отношения в коллективе. Таким образом, для кафе актуальна проблема адаптации вновь принятых работников;
3) среди всех методов обучения персонала в Ритм Блюз кафе используется только система наставничества;
4) главным мотивом трудовой деятельности работников является приемлемая оплата труда. Это является косвенным свидетельством низкого уровня лояльности персонала к предприятию; работники готовы сменить место работы, если на новом месте будет предложена более высокая заработная плата. Более половины работников не удовлетворены порядком начисления премий; система начисления премий на предприятии не является достаточно открытой и понятной для большой части работников; она носит субъективный характер.
Таким образом, проведенное исследование системы управления персоналом в Ритм Блюз кафе выявило необходимость ее совершенствования.
Глава 3. Основные направления совершенствования управления человеческими ресурсами в ООО «Ритм Блюз»
Основываясь на результатах проведенного во второй главе работы исследования, представим рекомендации, направленные на совершенствование управления персоналом Ритм Блюз кафе.
Во-первых, исследование показало, что в процессе приема персонала на работу не используются профессиограммы. В связи с этим нами разработана профессиограмма для категории работников, по которым имеет место самая высокая текучесть – для официантов. Предлагаемая профессиограмма представлена на рисунке 6.
В основу идеологии составления профессиограммы положен принцип взаимосвязи основных составляющих:
- соответствие данных по представленным документам требованиям предприятия;
- соответствие оценки по собеседованию требованиям по предприятию;
- соответствие оценки профессиональных качеств.
В соответствии с этими категориями кандидаты оцениваются по шкале 0-3 балла. Если кандидат по какому-либо из показателей получал 0 баллов, то в этом случае он снимался с дальнейшего рассмотрения. Использование профессиограммы позволит объективно оценить кандидатов на должность. Такая схема даст возможность Ритм Блюз кафе описать кандидатов уже на первой или второй стадии, и тем самым удешевить и упростить процесс отбора и принять на работу компетентных работников.
Для того, чтобы в процессе подбора и диагностики персонала определить надежность кандидата, и предотвратить принятие на работу ненадежного сотрудника Ритм Блюз кафе рекомендуется использовать ряд методик. При диагностике неблагонадежности кандидата, на наш взгляд, целесообразно использовать систему качеств, которую выделяет К. В. Харский (табл. 5).
№ |
Категория квалификационной оценки |
Вид квалификационной оценки |
Оценка по показателям |
||||
не соответствует должности |
соответствует минимальным требованиям |
соответствует достаточным требованиям |
выше требований к должности |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
||||
1 |
I. Оценка данных |
1. Соответствие данных анкеты требованиям кадровой службы. |
|||||
2 |
2. Медицинское освидетельствование. |
||||||
3 |
3. Уровень образования. |
||||||
4 |
4. Стаж работы по специальности. |
||||||
5 |
Оценка по I категории |
||||||
6 |
II. Собеседование |
позитивизм |
1. Создание дружелюбной обстановки в коллективе. |
||||
7 |
2. Тактичность. |
||||||
8 |
3. Оптимизм. |
||||||
9 |
коммуникативность |
1. Умение работать в команде. |
|||||
10 |
2. Умение слушать и слышать то, что говорят. |
||||||
11 |
3. Стремление к общению. |
||||||
12 |
4. Открытость. |
||||||
13 |
5. Легкость контакта с людьми. |
||||||
14 |
инициативность |
1. Быстрота принятия решений. |
|||||
15 |
2. Умение самостоятельно решать проблемы. |
||||||
16 |
3. Умение выделять в проблеме главное. |
||||||
17 |
Оценка по II категории |
||||||
Рисунок 6. Профессиограмма оценки официанта при приеме на работу
Для определения благонадежности персонала в Ритм Блюз кафе нами рекомендуется использовать следующие методики.
Анализ документов, предоставленных кандидатом. Необходимо провести тщательный анализ документов кандидата, его личного дела. Выявить сведения о каких-либо криминальных социальных контактах, случаях аморального, неблагонадежного поведения в прошлом. Если таковые есть, узнать как можно больше информации и следить за собеседником, скрывает ли он что-то, старается не обсуждать этот вопрос. Следует обратить внимание, имеются ли у кандидата связи с конкурентами. Наличие подобных контактов, тем более личных, повышает вероятность совершения в будущем неблагонадежного поступка.
Таблица 5
Качества, свидетельствующие о неблагонадежности кандидата
Качество |
Проявление |
Негативное влияние на имущественную безопасность организации |
Метод выявления |
1 |
2 |
3 |
4 |
Асоциальное поведение |
Асоциальное поведение — поведение, не принятое в обществе; поведение, которое противоречит общественным нормам, принципам, выступающее в форме противоправных и безнравственных деяний |
Для такого человека свойственно неуважение к личности, пренебрежение этическими нормами, отсутствие раскаяния, совершение действий, не принимаемых обществом, то есть противозаконных. |
Глубинное интервью, наблюдение, моделирование провоцирующих ситуаций. |
Клептомания |
Клептомания — вид маниакальности как болезненная непреодолимая страсть к воровству. |
Значительно повышает вероятность совершения данным человеком неблагонадежного поступка. |
Глубинное интервью, наблюдение, моделированиепровоцирующих ситуаций. |
Кляузничество, склонность к мелким ссорам, дрязгам из-за сплетен, интриг. |
Мелочность и доносительство связаны с невысокой моралью человека, желанием очернить другого, доставить неприятности, возможно с корыстной целью. |
Отсюда можно предположить, что подобный человек может совершить и незаконный поступок, дабы достичь своей цели или навредить кому-то. |
|
Наркомания. |
Зависимость, возникающая в результате употребления наркотических средств. |
Поисковая денежная активность. Снижение важности ограничений закона, превалирование потребности удовлетворить желание. |
Медицинская справка, наблюдение. |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
Небрежность |
Небрежность характеризуется снижением дисциплинированности, невнимательностью, беспечностью, некоторой безответственностью. |
Невнимательность и безответственность значительно повышают вероятность возникновения неблагонадежной ситуации. |
Глубинное интервью, наблюдение, моделирование провоцирующих ситуаций. |
Продажность |
Продажность характеризуется готовностью человека совершать неблагонадежные поступки за конкретное вознаграждение. |
Такое качество свидетельствует о максимальном уровне неблагонадежности кандидата. |
Глубинное интервью, наблюдение. |
Склонность к риску |
Склонен к риску, предпочитает опасную ситуацию безопасной |
Повышается вероятность включенности в неблагонадежную ситуацию. |
|
Беседа, наблюдение. Так как прием персонала осуществляет директор, он при личной беседе должен подробно выяснить взгляды кандидата на жизнь, его приоритеты, жизненные ценности, круг общения в прошлом и на сегодняшний день, увлечения, финансовое положение семьи в настоящее время, наличие заболеваний. Особое внимание следует уделить вопросам профессиональной мотивации и в частности выяснить, что побудило кандидата поступать на работу именно в Ритм Блюз кафе, именно на эту должность; что является для него главным в его деятельности. Необходимо выяснить, какие проблемы для него на сегодняшний день наиболее актуальны, какие факторы имеют для него приоритетное значение (беременность жены, болезнь близких, предстоящий переезд, проблемы с приобретением имущества). Предлагается задать кандидату вопрос: «Что бы Вы никогда не сделали ни при каких обстоятельствах?». Далее - обратить внимание на то, что было названо первым, что он долго вспоминал, над каким пунктом дольше думал. Это поможет приблизительно определить ценностные и мотивационные ориентиры данного кандидата. |
Далее представим рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования персонала Ритм Блюз кафе.
Предлагается разделить заработную плату сотрудника кафе на три части:
1. Постоянная часть - гарантированная ежемесячная выплата зарплаты (ставка и доплата за категорию), которая соответствует уровню на рынке.
2. Сменная часть - возможная ежемесячная премия за результатами выполнения плана продаж.
3. Социальные выплаты - включают обязательную оплату больничных, отпускных, а также, материальная помощь от компании в случае тяжелого заболевания. И так как в Ритм Блюз кафе основном работает женский коллектив в возрасте от 19 до 45 лет, целесообразно установить дополнительную материальную выплату - «подарочные» на роды, сумма зависит от стажа работы в компании.
Остановимся подробнее на сменной части оплаты труда. Суть ее состоит в том, что персонал получает каждый месяц план продаж, от выполнения которого зависит получение премии. Каждая смена получает премию в размере определенного процента от суммы «среднедневной» реализации смены. Хотя каждая смена получает премию на основании своей реализации, для её выплаты учитывается работа всего кафе.
В предлагаемой системе оплаты труда соблюдается принцип справедливости:
1. Премиальный процент одинаковый для всех смен. Сколько каждая смена зарабатывает - столько и получит.
2. Получение премии зависит не только от выполнения плана, оцениваются и усилия сотрудников:
- оплата от 75% + реализация - хотя премия и уменьшается вдвое - оцениваются усилия сотрудников;
- оплата от 100% + реализация - получение определенного процента премии за точное исполнение плана;
- увеличение реализации вдвое и выполнение плана по продаже определенного ассортимента (например, напитков и десертов) – увеличение премии вдвое.
Таблица 6
План работы
Описание |
Описание |
Преимущества |
1. Число позиций меню с указанием количества, которое нужно реализовать |
Выбор «премиальных» видов блюд, напитков с целью обучения презентаций блюд и приобретения навыков коммуникаций с Клиентами; знакомство с новинками. При выполнении плана на 100 и больше процентов персонал получает определенный процент от суммы среднедневной реализации смены, при 75% - премия уменьшается вдвое. Меньше 75% - даже при выполнении плана по реализации, зарплата выдается в размере оклада без премиальных. |
Персонал постоянно обучается презентациям. Для новых сотрудников облегчается контакт с Клиентами. Даже при не выполнении плана продажи на 100% сотрудник может получить часть премии за свои усилия. |
2. План по реализации в денежном выражении и «бонусный» план в денежном выражении для получения двойной премии |
Выполнение плана по реализации в денежном выражении гарантирует выплату премии. План выполнен на 75% - 50 % премии; от 100% - 100% премии, и если план перевыполнен на определенную сумму - премия удваивается. |
Два условия на получение премии: количество проданных блюд и общая реализация |
3. Показатель уровня среднего чека |
Третий показатель плана влияет только на получения премии за продажи руководителем кафе. Сума премии = средней суме размера премии смен. |
Руководитель побужден следить за исполнением плана продаж, и напоминает персоналу про «дополнительные» предложения для Клиентов. |