Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность системы финансового планирования и прогнозирования
1.2. Проблемы оценки эффективности системы финансового планирования и прогнозирования
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ООО «ЮНИТИ»
2.2. Анализ системы финансового планирования и прогнозирования на предприятии и выявление проблем
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ООО «ЮНИТИ»
3.1. Пути выявления резервов увеличения прибыли ООО «Юнити»
Постоянные меры должны быть направлены на непрерывное повышение эффективности деятельности предприятия. К этой группе мер можно отнести повышение производительности труда; совершенствование обслуживания клиентов; обеспечение качества продукции; внедрение автоматизированных информационных систем; совершенствование продукции; развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат; быстрое реагирование на изменяющиеся условия рынка; внедрение инноваций.
Как же можно измерить эффективность созданной системы финансового планирования? В первую очередь, отметим, что речь будет идти об экономической эффективности, под которой будем понимать способность какого либо ресурса или вида затрат обеспечивать получение большего или меньшего результата, соответствующего цели деятельности. Результатом является получаемый экономический эффект. При этом эффективность измеряется тем точнее, чем более используемый для измерения эффекта показатель соответствует цели, которая вызвала применение ресурсов или осуществление затрат [7, с. 29].
Так, цели формирования (развития) системы можно сформулировать в качественном и количественном выражении. В качественном выражении целями могут выступать укрепление положения предприятия на рынке, выход на новые товарные и региональные рынки и др. В количественном выражении цели формирования (развития) системы - это рост капитализации, повышение уровня рентабельности показателей деятельности предприятия и т.д.
При постановке целей развития системы большое значение играет то, кто выступает инициатором процесса. Например, если развитие происходит по инициативе местных или региональных органов власти, то в качестве цели будет заявлено, по всей видимости, увеличение поступлений от деятельности предприятия в соответствующие местные или региональные бюджеты. Отсюда при оценке эффективности созданной системы необходимо будет сравнивать прирост поступлений в бюджеты после реализации проекта развития (экономический эффект) с затратами на развитие. Собственников будет в большей степени волновать прирост рыночной стоимости предприятия в результате совершенствования системы, и именно этот прирост они будут сопоставлять с затратами на развитие системы. Менеджеры компании, скорее всего, будут сопоставлять чистые денежные потоки от проекта формирования (развития) системы, генерируемые в соответствующие периоды времени, с размером инвестиций (т.е. затрат на мероприятия) [14, с. 81].
Комплексный взгляд на оценку созданной системы финансового планирования и прогнозирования заключается в том, что необходимо в основу построения методики оценки эффективности системы закладывать две концептуальные установки:
- достижение конкретных факторов успеха хозяйственной деятельности предприятия, повышающих его конкурентоспособность,
- достижение целей формирования (развития) системы финансового планирования в глобальном плане (на уровне повышения «цены бизнеса» и вклада в приоритеты социально-экономического развития региона).
В соответствии с этими концептуальными установками целесообразно в качестве ключевых показателей эффективности созданной системы использовать количественные и качественные оценки, позволяющие охарактеризовать [4, с. 56]:
- основные области концентрации результатов проекта формирования (развития) системы;
- определение ожидаемого экономического эффекта от разработки и внедрения мероприятий по повышению качества продукции;
- получаемую прибыль от реализации изделий, выпущенных производственной системой предприятия, после совершенствования системы;
- экономический эффект от перепроектирования бизнес-процессов;
- оценку вклада человеческих ресурсов предприятия в эффективность его деятельности;
- оценку капитализации компании и рыночной цены отдельных пакетов ее интегрированных структур;
- оценку потенциальных возможностей по вкладу предприятия в решение приоритетных задач социально-экономического развития региона, являющегося местом расположения данного предприятия.
Анализируя показатели эффективности, можно отметить, что показатели со второго по шестой фактически отражают результаты совершенствования деятельности предприятия по отдельным аспектам ССП. Так, второй показатель позволяет оценить эффективность деятельности по аспекту отношений предприятия с клиентами. Третий и шестой показатели отражают эффективность деятельности в рамках финансового аспекта. Четвертый показатель отвечает за изменение бизнес-процессов компании, пятый - характеризует перспективу ССП - обучение и рост персонала.
Оценка эффективности созданной системы финансового планирования является далеко не однозначной и сталкивается с целым рядом проблем. Разделим эти проблемы на две группы: общие и частные, и рассмотреть последовательно (рисунок 2) [11, с. 132].
Одной из важнейших проблем оценки созданной системы является их комплексный характер. Так, комплексный эффект от внедрения ССП можно разложить по составляющим: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и рост. Таким образом, при оценке полученных результатов важно определить, что же являлось изначальной целью проекта.
Рисунок 2 - Состав проблем, связанных с оценкой результатов формирования системы финансового планирования
В нашем случае с самого начала объектом рассмотрения была выбрана только система финансового планирования, а не все аспекты деятельности предприятия, поэтому и цель проекта формирования (развития) системы - повысить значения финансовых показателей деятельности предприятия. Если бы ставилась цель кардинально изменить отношения предприятия с клиентами, то эффектом можно было бы считать, например, увеличение числа заказов за период или процент повторных заказов.
Еще одной важной проблемой общего характера является проблема выбора показателей оценки. Нужно отметить, что часто в отечественной практике в качестве измерителя экономического эффекта используется прирост объемов продаж. Однако при выборе показателя, который будет использоваться в качестве измерителя эффекта, нужно исходить из того, в чьих интересах проводится развитие.
Процесс модернизации системы финансового планирования часто затягивается, поэтому если рассматривать его как инвестиционный проект, можно констатировать и не единовременный характер инвестиций, и неопределенность временного интервала, характеризующего эксплуатационную фазу проекта. Отсюда возникает проблема определения интервала, в рамках которого можно оценить результат оценки. Дело в том, что характер инвестиций в рамках проекта развития часто носит неоднородный характер, в связи с чем возникают проблемы в определении сроков реализации проекта. Вот почему оценить эффективность развития системы на основании чистых денежных потоков представляется затруднительным.
Проблемы частного характера, связанные с оценкой результатов развития системы, обуславливаются непосредственно выбранным объектом. Здесь нужно исходить из сформированной программы мероприятий. Так, можно объединить мероприятия по совершенствованию системы в три блока. Соответственно, и проблемы оценки результатов этой деятельности можно рассмотреть по блокам [17, с. 38]:
- блок 1 - проблемы, связанные с установлением взаимосвязи между стратегическим и оперативным финансовым планированием;
- блок 2 - проблемы, связанные с организацией процесса бюджетирования и использованием данных бюджетирования в управлении предприятием;
- блок 3 - проблемы, связанные с совершенствованием подсистемы финансового контроля.
Определиться с составом проблем в рамках каждого из перечисленных блоков можно лишь рассмотрев мероприятия, предусмотренные проектом развития.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ООО «ЮНИТИ»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Юнити»
Компания «Юнити» учреждена на основании решения участников от 15 ноября 2007 года в форме общества с ограниченной ответственностью в соответствии с Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданским кодексом РФ.
Целью деятельности общества является получение прибыли его участниками на основе удовлетворения потребностей граждан, хозяйственных обществ и любых других законных образований в товарах, работах и услугах, предлагаемых обществом.
Основные виды деятельности общества в соответствии с Уставом:
- производство, реализация запасных частей к автомототранспортной технике;
- мелкосерийное, штучное и опытное производство преимущественно автомототранспортной техники;
- предпродажная подготовка и продажа автомототранспортной техники;
- торгово-закупочная и посредническая деятельность;
- организация автостоянок;
- ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств;
- другие виды деятельности, не противоречащие законодательству, при получении, в случае необходимости, соответствующей лицензии.
В настоящий момент предприятие работает на рынке дооборудования автотранспортных средств системами безопасности и комфорта и оказывает услуги по обслуживанию и ремонту различных систем и узлов автомобилей. Оно выполняет работы по установке противоугонных систем и сигнализаций, акустических и видеосистем различной степени сложности, шумоизоляции, тонированию стекол, установке люков, стеклоподъемников, кондиционеров, подогревателей и отопителей, монтажу спецсигналов и датчиков, и многое другое. Таким образом, товаром предприятия является услуга потребителю по дооборудованию его автомобиля. Эта деятельность осуществляется предприятием на основании Сертификата соответствия №РОСС RU.У087.У00177 от 05.03.2008 г.
При формировании и осуществлении технической политики предприятия основной упор делается на высокое качество выполняемых работ и разнообразие в предлагаемом оборудовании.
Предприятие арендует торгово-выставочный зал и производственные площади для проведения различных работ с автомототранспортной техникой.
Работы выполняются по индивидуальному заказу конкретного потребителя. Работа предприятия подвержена воздействию цикличности сезонного спроса, когда наибольшая загруженность весной и летом, наименьшая загруженность – зимой.
В настоящее время в ООО «Юнити» работает 150 человек. Во главе организации стоит директор. Из всех сотрудников, занимающих руководящие посты на предприятии образовательный уровень директора в сфере менеджмента и сопутствующих дисциплин самый высокий, поэтому именно от него исходят большинство инициатив в сфере развития организации, контроля и мотивации на производстве.
2.2. Анализ системы финансового планирования и прогнозирования на предприятии и выявление проблем
Анализ начинается с оценки динамики показателей балансовой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателей и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую прибыль.
Таблица 1 - Показатели динамики и состава прибыли в ООО «Юнити» за 2016-2018 гг., тыс.руб.
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонение, (+, -) 2018 к 2016 году |
Темп роста 2018 к 2016 году, % |
Темп прироста 2018 к 2016 году, % |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
||||||
Выручка от продажи товаров |
3183278 |
4401996 |
4015374 |
832096 |
126,14 |
26,14 |
Себестоимость |
2597186 |
3665987 |
3256249 |
659063 |
125,38 |
25,38 |
Валовая прибыль |
586092 |
736009 |
759125 |
173033 |
129,52 |
29,52 |
Коммерческие расходы |
421011 |
473044 |
533963 |
112952 |
126,83 |
26,83 |
Прибыль (убыток) от продаж |
165081 |
262965 |
225162 |
60081 |
136,39 |
36,39 |
Проценты к получению |
4705 |
4138 |
28202 |
23497 |
599,40 |
499,40 |
Проценты к уплате |
43734 |
52544 |
64154 |
20420 |
146,69 |
46,69 |
Доходы от участия в других организациях |
632 |
958 |
12374 |
11742 |
1957,91 |
1857,91 |
Прочие доходы |
244593 |
303487 |
273464 |
28871 |
111,80 |
11,80 |
Прочие расходы |
284685 |
357102 |
312820 |
28135 |
109,88 |
9,88 |
Прибыль до налогообложения |
86592 |
161902 |
162228 |
75636 |
187,35 |
87,35 |
Отложенные налоговые активы |
-2955 |
182 |
-117 |
2838 |
3,96 |
-96,04 |
Текущий налог на прибыль |
20423 |
39870 |
29180 |
8757 |
142,88 |
42,88 |
Чистая прибыль |
63214 |
122214 |
132931 |
69717 |
210,29 |
110,29 |