Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понимание личности в социальной психологии
1.1 Социально-психологический подход к пониманию личности
1.2 Социально-психологическая структура личности
1.3 Социально-психологические теории личности
Глава 2. Становление и социализация личности
др Структура человеческой другим личности как наличия явления весьма условиями сложного, представляет специалистов собой совокупность, никаких иерархию и определенное любом взаимодействие различных механизмы элементов. Всякая происхождение структура характеризуется ученый некоторой устойчивостью и меняющимися вместе с тем встраивания подвержена различным удельный изменениям – прогрессивным и детерминанты регрессивным – вплоть индивидуализма до распада, черты который характеризуется новую понятием деструкции. сплоченность Деструктивные явления в важной структуре личности целенаправленного приводят к отклонениям, надлежащие получившим название Различные девиантного поведения. В специалистов характеристике модели которых социально-психологической структуры открывает личности можно способностей выделить два лиц основных параметра. науке Во-первых, тот, детерминирован который связан с переоценить определением характера субъективных самой модели, росте могущей быть Ярошевский статической или литература динамической, и, во-вторых, позволил тот, который Исследуя связан с определением изменении инструментального подхода к осуществлена исследованию, могущего ответственности быть аналитическим находится или интегральным.
жизненном Общечеловеческие психические изменениям свойства индивида. политический Общечеловеческим в психике каждый человека является, побуждало во-первых, наличие обозначения необходимого комплекса человека основных психических духовному процессов (ощущение, восприятие, через память, мышление, Говоря воля) и состояний, Юнг подчиняющихся общим причину для всех данный людей психофизиологическим Трудность механизмам, без снижение которых не изменениям может быть и различных речи о психической продолжением деятельности личности; самооценка во-вторых, факт Следует биосоциальной детерминированности возрасты психического мира и Список поведения человека (результатом и истекают проявлением последней обнаружить являются такие идеалистически устойчивые черты и нем свойства личности, стадии как ее множеством темперамент и характер); в-третьих, помощи факт социальности состоит психики человека в экзистенциальной отличие от приоритетности психики животных.[3]
поведении Социально-специфический опыт. обнаруживали Наряду с общечеловеческим совмещение опытом необходимо Уотсон различать социально-специфический экстраверсия опыт личности. опосредован Здесь имеются в общественную виду все утверждения те особенности изучении психики личности, создана которые связаны с Следует фактом ее формы принадлежности к той учений или иной последние социальной общности продолжается или совокупности интенсивной социальных общностей (этнических, многие классовых, политических, генах идеологических, экономических, особенностях профессиональных, национальных и т. д.). определенном Общим для вносящий названных элементов сложное социально-специфического опыта сохраняющейся личности является необходимые то, что естественной все они основах выполняют определенные восприятия функции, санкционируя, регулируя регламентируя, регулируя и объективного направляя поведение группе индивида. Для Так обозначения как прочего раз тех приводят специфических форм определенное отражения социальной внешних действительности человеком, психические которые носят неё предельно обобщенный, личными безличный характер (роли, трудах нормы, ценности и изучению символы).
Социальные сообщества нормы. Понятие элементарных социальной нормы образование широко практикуется в Так социологии и социальной прочие психологии и обозначает должность правила или разных модели поведения, середине санкционированные социальными наличии группами и ожидаемые в гериатрия реальном поведении послетрудовой входящих в эти вузе группы лиц
вытекают Социальные роли члена являются исходными и раскрывает определяющими элементами изменении социального опыта, символического поскольку в них относятся наиболее полно направляя программируется тот норм или иной другим шаблон социального Ставится поведения. Роли — наблюдать это предписанные от обществом в целом, явление специфической социальной роста организацией или институциональными конкретной совокупностью области групп права и советский обязанности личности, результат которые вытекают ИГУП из ее становление социального положения.[4]
переоценить Каждая из высшая ролей, вытекающих желании из определенного предоставленных статуса человека, в несвободу свою очередь, преуменьшения представляет собой переживают целый набор эти прав и обязанностей изд по отношению к выяснение окружающим индивида в означает конкретной ситуации проявлений людям. Роли совокупностью личности весьма требованиями многообразны, человек группами является, как участию правило, одновременно и представить отцом семейства, и результатом членом производственного линия коллектива, и членом числа приятельской компании и т. д. В значимых результате складывается Он некий "узел" прав и него обязанностей личности, Ключевым которые вытекают скрыты из набора государств ролей и образуют ведущие ее социальное отражения поле деятельности. предмета Последнее есть Конспект целая система результатах норм-шаблонов поведения, процессе вытекающая из наступающей ролевой структуры Деструктивные личности.
Символы. обмен Одним из надлежащие средств распространения, школьный внедрения и закрепления разрешено официально санкционируемой результате системы ценностей актуализации является символика. смыслом Символы соединяют в выбору себе рациональный способностей смысл и рационально наделенный истолкованное значение типологию той или общенаучные иной социальной получается ценности с высоким стороны эмоциональным уровнем и особую остротой ее темперамент восприятия и переживания.
социуме Ценностные ориентации. обычно Любая общественно-экономическая Стадия формация характеризуется понятия определенной системой и чувств даже иерархией отвергаются ценностей, которые сравнение надо различать находится на ценности, могущей санкционируемые и культивируемые отсутствии официально. Другими крайней словами с помощью ошибкой разветвленной системы новым средств, которыми педагогика располагает государство, и исследованию ценности, которые аналитический функционируют на объективные уровне обыденного Личность сознания, независимо причину от того, мало культивируются или, чего наоборот, отвергаются Другим они официально.
такую Самосознанием личности сегодняшний является самооценка Пер человека, то процесс есть его выбору оценка своих педагогикой возможностей и способностей, потребность соотнесенная определенным значение образом с его нашего реальным положением и вышеизложенное совокупностью выполняемых психического им обязанностей, реальностью функций и ролей. сейчас Самосознание личности ходе представлено:[5]
родовым государство самосознанием или акмеологический фактом осознания окончанием человеком своей сразу принадлежности к человеческому составляющих роду
индивидуальным всеми самосознанием или эти фактом осознания заложена индивидом его перспективы индивидуально-неповторимых особенностей, Мастера черт характера и действительно специфических жизненных невербального интересов.
В конечном времени счете, можно но говорить о четырех правила основных модификациях творческой динамической структуры зрелой личности (Приложение А):
вербального плодотворнее поведения;
невербального сформированная поведения;
внутреннего профессиональная вербального состояния;
кризис невербального психического своих состояния.
Значимость теоретические психического настроя одного личности определяется, в компоненты первую очередь, связано многообразием его первую функций, а именно в конфликтов качестве:[6]
аккумулятора над всей текущей форму информации, воспринимаемой и информации перерабатываемой индивидом в присущи единицу времени;
выработанное регулятора и тонизатора механизмы активности человека;
целесообразно установки восприятия ожидаемые информации и деятельности;
самодетерминации фактора ценностной сил ориентации личности.
становлению Социальная структура трансакцей личности постоянно Общечеловеческие изменяется, поскольку естественные постоянно меняется рождения ее социальное Основы окружение. Личность значимых получает новую вопроса информацию, новые фиксированы знания, которые концепции превращаются в убеждения, Помимо которые, в свою насколько очередь, определяют так характер поступков отводят человека. Следовательно, и роль процесс социализации инструментальный личности может неожиданно быть понят Мастера как изменение учёта социальной структуры когнитивистский личности в соответствии с раз требованиями общества.
1.3 Социально-психологические теории личности
Сегодня элементов существует множество естественной различных социально-психологических интуиция теорий личности, самореализации которые предоставляют четвертого нам возможность соответственно говорить о ней прав как о индивидуальности и весьма одновременно как о Шибутани социально-психологическом явлении. В Швейцарский социальной психологии вопросы нет общей родовой теории личности; установить это связано, в процессов первую очередь, с концепции историей развития выяснении самой социальной Стимул психологии, где к процессов середине прошлого пришел века образовалось влияние четыре основных внутренняя подхода к объяснению целесообразно социального поведения общая личности: необихевиористский, акцент когнитивистский, психоаналитический и отнесены интеракционистский. Все, человеческому кроме четвертого счетов соответствуют общепсихологическим типологию течениям, а последний сравнительных имеет социологическое осознания происхождение. Все вузе они характеризуются выдающимся общими теоретическими образными принципами анализа и переориентацию интерпретации социального роли поведения личности и дисциплинах содержит ряд профессиональных конкретных социально-психологических определяется теорий личности, класса так называемых «теорий Юнга среднего ранга».
определения На сегодняшний форм день, к самым возрастная известным социально-психологическим осмыслить теориям личности, в представлено частности относятся:[7]
терминах психоанализ (3. Фрейд, К. авторов Юнг, А. Адлер и познания др.);
поведенческую взгляд школу (бихевиоризм);
понимание общепсихологическим личности с позиций утверждал гуманистической психологии (А. прошлых Маслоу, К. Роджерс);
ролевым изучение личности в особенностями контексте экзистенциальной регулируя психологии;
трансакционный положением анализ личности (Э. представителя Берн);
акмеологический основанное подход к пониманию среду личности (О. Бодальов, А. процесс Деркач, Л. Орбан-Лембрик и Роджерс др.);
стратегию признанием жизни личности К. восприятия Абульхановой-Славской;
социально-психологические профессионал концепции личности.
функциональных Рассмотрим вкратце компетентность основные положения локус данных теорий.
Роджерсу Психоанализ. Отец-основатель подвержена психоанализа Зигмунд индивидуально Фрейд положил обобщенности начало одного Социально из глубочайших Кокорев учений о человеческой способность индивидуальности. Психоанализ социализация основан на родитель двух доктринах:
полагает Доктрина психического обмен детерминизма. Это специфике означает, что общих любое психологическое факт явление имеет актуальными причину;
Утверждение о вплоть том, что знать бессознательные процессы право играют значительно внутренняя более весомую национального роль в формировании формирующимся мышления и поведения духовный человека, нежели притязаний сознательные.
Фрейд меняющимися считал, что бурного именно в бессознательном зрелый скрыты основные выработанных личностные детерминанты, состоянии что именно делает здесь основной желании источник психической теоретическими энергии, побуждения, вкратце инстинкты.
Швейцарский разных ученый Карл исследование Юнг рассматривал структурированный личность как почти сложное структурное индивидуализма явление, основанное потенциала на идее о вербального сосуществовании индивидуального должны несознательного с коллективным заложенности бессознательным. Коллективное ее бессознательное содержит в микросреды себе архетипы, возможно определенные формы функциях представлений, которые в всегда процессе индивидуальной самим жизни наполняются рассматриваем личными образными и групповой эмоциональными содержаниями. Психологи Еще одна Некоторым известная идея предстает Юнга о интроверсии и неустойчивости экстраверсии. Юнг Основоположник предложил типологию программу характера, согласно без наличия преимущественных Научное функций (мышления, чувств, основанных интуиции) и личностной предоставляют направленности на играет внутренний или Другая внешний мир.
достижения Также Юнг содержит ввел такие вопросы понятия, как типологических интроверсия и экстраверсия, несвободу для определения противоречие двух противоположных Общечеловеческим типов личности. формирование Экстраверты обращены подрастающего на окружающий насколько мир, а интроверты функционируют фиксированы на над собственном внутреннем самостоятельно мире. Исходя Методологию из этого, развивающегося Юнг выделил энергии восемь типологических зависимости групп, основанных носителю на четырех авторов типах ориентации (мышление, действительную эмоции, ощущения, исследованием интуиция) и двух ослабить личностных установках (интроверсия и осуществить экстраверсия).
Бихевиоризм. риск Основой бихевиоризма являющегося являются теоретические него взгляды американских организации психологов Д. Уотсона и Б. мы Скиннера. Уотсон осуществлена предложил программу дисциплинах построения новой обозначения психологии, в основу чтобы которой он вслед вкладывал не менталитета сознание, а поведение. зрелой Он утверждал, важно что любое При поведение человека понимание можно описать противоречий стимулом и реакцией. изменениям Стимул – это хорошо изменение внешней студентов среды, реакция – отвергаются ответ организма внешних на изменение изменения внешней среды. социальное Скиннер расширил механизм теорию условных известным рефлексов. Он определенном выделил разнообразие народонаселения операционных реакций, Не которые можно предстает ослабить или нормы усилить при нормам помощи наказания результатов или поощрения. психофизиологических Отрицательное подкрепление противодействие стимулов часто было вызывает непредсказуемые семья последствия, в то важностью время, как дискуссии положительное подкрепление истекают вызывает изменения в последствия поведении обычно в приоритетности желаемом направлении. виде Положительное подкрепление функциональных стимула формирует организации поведение индивида и десятилетия повышает самооценку ответ человека.