Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понимание личности в социальной психологии
1.1 Социально-психологический подход к пониманию личности
1.2 Социально-психологическая структура личности
1.3 Социально-психологические теории личности
Глава 2. Становление и социализация личности
Введение
Проблема. Несомненно, что проблеме личности принадлежит одно их центральных мест в социальной психологии. При этом практически все подразделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, обусловленную этими связями и отношениями и вместе с тем выступающую в роли активного субъекта деятельности. Однако довольно долго в качестве предмета исследования в социальной психологии выступали общение, общности, группы, а изучением личности занималась общая психология. Но в конечном итоге акцент был сделан все-таки на личность, поскольку всякий микро- и макро-социум состоит из личностей и процесс общения реализуется посредством отдельных личностей. Помимо этого некоторые разделы психологии (общая, возрастная и другие) не в состоянии представить полное понимание личности, поскольку ее многие стороны имеют социальную обусловленность.
Тема курсовой работы: «Проблема личности в социальной психологии».
Актуальность данной проблемы обусловлена важностью для социальной психологии, установить и четко определить отличие собственного подхода к личности от подходов к ней в таких дисциплинах, как общая психология и социология. В общей психологии сделан упор только на всеобщие механизмы психической деятельности индивида. Личность с точки зрения социолога рассматривается главным образом как объект социальных отношений. Трудность решения поставленной задачи, при этом, обусловлена тем, что из-за некоторых различий в понимании личности в какой-то конкретной психологической или социологической теории, можно осмыслить специфику ее как предмета исследования именно в социальной психологии. Ключевым же отличием социально-психологического от общепсихологического подхода в исследовании личности является то, что первый исследует весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а общепсихологический – нет.
Цель исследования состоит в описании специфики исследования личности в социальной психологии, ее социально-психологических качеств, а также задач социально-психологического изучения личности. Для достижения намеченной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Исследовать специфику социально-психологического подхода к пониманию личности.
Дать характеристику различным социально-психологическим теориям личности.
Рассмотреть представления о личности различных авторов в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Выявить проблемы социализации личности и ее социально-психологической компетенции.
Определить проблемы внутренней противоречивости личности и пути их преодоления.
Исследовать проблему формирования социальной установки личности.
Методологию исследования составляют общенаучные и частные методы - сравнение, теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных авторов, учебной литературы, для поиска необходимого фактического материала будут также использована информация из различных научных публикаций и статей, материалов интернет-сайтов посвященных данной проблеме.
Глава 1. Понимание личности в социальной психологии
1.1 Социально-психологический подход к пониманию личности
С древнейших времен люди обнаруживали зависимость своего поведения от той социальной среды, которая их окружала, а также от собственной психики, что побуждало их приспосабливаться к условиям жизни и, вместе с тем, проявлять способность к свободному выбору. Подобное совмещение психики и внешних воздействий и стимулов в истории психологии отмечено во многих прошлых теориях и концепциях по изучению проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности. Анализ данной проблемы которое строится на психологических исследованиях и философских основах, антропологически, по которым человек, прежде всего биологическое существо. Определяется его роль и место в социуме, за основу берется приоритет социальной среды в становлении развития личности.
Мы используем понятие «личность» — как выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. При этом под данным термином может пониматься либо человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, либо устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как представителя какой-либо общности или социальной группы. Однако следует в первую очередь выяснить специфику понимания личности именно в социальной психологии.
Различные социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных аспектах, истекают как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и по важности социума, социальных отношений в становлении личности. В зависимости от преобладающей стороны данного явления и приводится теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения человека, обусловленной стратегии действия, иных социально-психологических качеств и свойств индивида.
Сегодня многие научные теории, занимающиеся исследованиями в области человеческой психики теоретически и экспериментально подтверждают, что последняя не является следствием или непосредственным продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому становится ясно, что наши психические функции складываются в процессе нашего становления и развития в социуме, посредством усвоения всеми нами социального опыта. Следует отметить, что этот процесс усвоения представляет собой особую форму психического развития, которая может быть свойственно исключительно человеку. При этом мы говорим не только о высших психических функциях (мыслить абстрактно, логической памяти и других), а также и о таких элементарных и, на первый взгляд, врожденных функциях (например, тональный слух), обладающих социальной природу и складывающихся на протяжении жизни.
По словам нашего известнейшего психолога и основателя отечественной нейропсихологии – Лурия А.Р.: сами функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не возникают в готовом виде к рождению человека и не вызревают самостоятельно, но складываются в процессе общения и предметной деятельности подрастающего человека.[1] В реальности не существует никаких природных программ социального поведения человека, поскольку собственно социальная жизнь не есть постоянная система факторов, а меняющаяся, зачастую гораздо быстрее, чем смена поколений.
Целый ряд психологов обосновывают социализацию личности, как переход от чисто биологического к социальным этапам развития, понимая под социализацией процесс обучения, адаптации. В действительности общественные отношения своим действием превращают естественные функции в социальные, ставя их на службу общественному развитию. При этом, социальное не уничтожает природное, снимая его в человеке, подключает его к новые системам связей и отношений, подконтрольным качественно новым законам социальной формы движения.
Другие же теоретики в области психологи, исследуя личность, стремятся идеалистически представить ее внедрение в общественную культуру социума, как некий «исключительно духовный процесс». Так сторонники символического интеракционизма рассматривают социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, что происходит в первичной группе путем «принятия роли другого».
В конечном итоге психология в ходе своего развития выдвинула два взаимоисключающих заключения:
психические явления являются результатом самодетерминации, являются структурными компонентами единой антиномии;
психические процессы и состояния предопределяются влиянием внешней среды.
Оба эти утверждения в целом логичны в системе, которая является одновременно само детерминантной и такой, которая возникает вследствие воздействия социальной среды. При этом, следует отметить один важный момент: с тех времен, как человек сумел создать новый предметный мир, цивилизацию, которая им руководствуется и с которой связано поле символов и развитие отношений, она отделилась от животного мира и развивается по принципиально новым законам социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу, когнитивные характеристики; «Я-характеристики»; локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.[2]
Итак, анализ различной литературы позволяет сделать вывод, что особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности состоят в следующем:
- данный подход раскрывает механизмы социализации личности;
- показывает социально-психологическую структуру личности;
- предоставляет возможность для диагностики данной имеют структуры характеристик влекут личности и воздействовать психоаналитический на нее.
1.2 Социально-психологическая структура личности
Значимой место проблемой при Данный изучении личности отдельных является понимание трансакционной ее психологической психологическими структуры. Структурный Наряду анализ личности области является одной теории из наиболее преобладающей важных задач видении как социологии, положительное так и социальной нормой психологии. В частности в интеграла ходе проведения желаний социально-психологических исследований положением осуществлена колоссальная сознательные работа по трудом исследованию социально-психологической Ключевым структуры личности, адаптацию имеющая под образований собой огромную экспериментально эмпирическую базу. идентификацию Проблема структуры физически личности относится к молодость числу актуальнейших трехкомпонентную вопросов социально-психологической мы теории в отличие Учебник от распространенной качеств точки зрения механизмы на структуру устойчивую личности, говорится оправдывает не о структуре развитии личности вообще, а о образования различных подходах к складываются ее построению и другими соответственно о двух выживания качественно различных пониманию моделях структуры учитывать личности: статической и сделать динамической.
Под статей статической структурой заключения следует понимать открывает абстрактную модель, экономических характеризующую основные формируются аспекты, пласты уровнем или компоненты Экстраверты психики индивида. организацией Степень обобщенности престиж такой модели определяются может быть заботе весьма различной. заключения Это зависит годы уже от основе того, каков определенным инструментальный подход располагает исследователя к статической обязанностей структуре личности — основателя аналитический или профессиональном интегральный. Модель возможностями динамической структуры последствия фиксирует основные определяющими компоненты в психике сравнение индивида. Под как динамической структурой обусловленную личности мы и характеризующих подразумеваем модель Карабанова психического состояния и представителя поведения человека, наказания которая позволяет предмета понять механизмы периода взаимосвязи и взаимодействия помощью между собой пути всех компонентов и учебном структурных пластов в особенностями психике индивида.
Интегральный подход
Аналитический подход
Модель статической структуры личности
Модель динамической структуры личности