Файл: Проблема личности в социальной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Невзирая долго на некоторые нами мнения о том, болезненную что процесс формирования социализации обрывается с опирался окончанием процесса необходимого образования личности, различные большая часть применяемый исследователей говорят о через безусловном продолжении множество процесса социализации в дискуссию период трудовой называемых деятельности человека. своих Помимо этого, настаивает суждение о том, последней что индивид мобилизации не только носителю постигает социальный эмоциональные опыт, но и пониманию воспроизводит его, ходом придает особое факторы значение этой виду стадии. Признание средств трудовой стадии категория социализации логически особенностей следует из отношений признания ведущего специальных значения трудовой интроверсия деятельности для под развития личности. вывод Мы не разными можем сегодня играет согласиться с утверждением, актуализации что труд счете как предпосылка решить мобилизации сущностных подобной сил человека сами прерывает процесс которыми приобретения социального поведения опыта; мы высшей также не активно принимаем то, множеством что в период говорится трудовой деятельности Мудрик прекращается воспроизводство шаблон социального опыта. субъективных Несомненно, юность – ролевой важнейшая пора в стыкуется становлении личности, важных но труд в сложного зрелом возрасте сверстники не может эмоциональные быть сброшен предоставляют со счетов Она при выявлении компенсаторы факторов этого уровня процесса.[19]

Утилитарную некоторое же значимость ребенок рассматриваемого вопроса закладывается нельзя переоценить: представленная введение трудовой может стадии в орбиту распространения проблем социализации Значимость заслуживает особого архетипы внимания в современных Сам условиях в связи с Все принципом постоянного вслед образования личности, методологии включая все образования возрасты. Подобный свидетельствуют подход ведет к непосредственном возникновению новых жизненных возможностей для подтверждают построения междисциплинарных отражения исследований, в частности, в изд сотрудничестве с педагогикой, в высшей отношении раздела, главным занимающегося проблемами общественно трудового воспитания. типологическую На протяжении программы уже нескольких среде лет актуализуются или исследования по Другие акмеологии, науке о важнейшая зрелом возрасте.

программу Послетрудовая стадия развитии социализации сегодня воздействий является еще признанием более непростой другим проблемой. Некоторым надо оправданием, разумеется, множества может служить личностном тот факт, заложенности что проблема Следовательно эта еще важно более новая, убежденность чем проблема часть получения социального отнесены опыта в период права трудовой стадии. Основными Постановка ее символика вызвана объективными уровнем требованиями общества к Социально социальной психологии, общается которые порождены признания самим ходом информацию общественного развития. той Рост продолжительности Определить жизни – с одной слуха стороны, обусловленная из социальная политика производства государств – с другой Карл влекут за легко собой то, ребенок что в структуре обусловлена народонаселения пожилой Исследовать возраст начинает подтверждают занимать значительное выбора место. В первую учеб очередь увеличивается естественной его удельный людей вес. В достаточной теоретической степени сохраняется определяется трудовой потенциал личными тех лиц, индивидуальными которые составляют психической такую социальную тезис группу, как Социализация пенсионеры. Проблемы присвоение пожилого возраста несознательного становятся актуальными возникает для ряда включает наук в современных на обществах. Не внутренняя случайно сейчас ранний переживают период мышление бурного развития влечет такие дисциплины, влечений как геронтология и мир гериатрия.


Проблема Методологию послетрудовой стадии Все социализации сегодня состоит присутствует и в социальной логичны психологии. При необходимость этом ключевые отражением точки зрения в личностных дискуссии полярно представленная противоположны: одна социуме из них смысл полагает, что представлении само понятие говорить социализации просто НИЦ бессмысленно в применении к труд тому периоду смена жизни человека, поиному когда все ориентации его социальные Андреева функции свертываются. С трехкомпонентную этой точки Лекции зрения указанный каждое период вообще фактор нельзя описывать в прав терминах "усвоения социального положением опыта" или логичны даже в терминах последние его воспроизводства. гуманистической Крайним выражением поведенческую этой точки два зрения является идея "десоциализации", наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.[20]

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – "зрелость" может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности.[21] Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом стыкуется в дискуссию о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.


Социализация – процесс, детерминированный множеством явлений, в значительной степени меняющихся с объективными изменениями в человеческом обществе. Исходя из результатов множества сравнительных исследований, проведенных в последние десятилетия, можно утверждать, что процесс социализации детерминирован не только институциональными образованиями, но и меняющимися условиями бытия: возможностями мобильности, бытием в виртуальном пространстве, отсутствием жизненной необходимости длительное время пребывать в определенном сообществе, возможностью легко менять группы поддержки и т.п. В частности, возрастные психологи отмечают снижение длительности дружеских связей современных подростков и юно­шей, демографическая статистика свидетельствует в пользу чрезвычайной неустойчивости браков и т.п. Таким образом, изменяющиеся обстоятельства жизни накладывают существенный отпечаток на процесс социализации и видоизменяют ее эффекты как по времени, так и по содержанию.[22]

Основными определяющими факторами на внеличностном уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д. На следующем - межличностном уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий. В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации. В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно смысловой основы рискованного поведения и способности личности к инновационному поведению. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия


Заключение

Итак, в проведенном исследовании был рассмотрен социально-психологический подход к пониманию личности. Анализ научной и учебной литература отечественных и зарубежных авторов позволил выявить такие особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности. Во-первых, данный подход показывает социально-психологическую структуру личности; во-вторых он раскрывает механизмы социализации личности; в-третьих он предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее. Помимо этого можно отметить, что главное внимание социальных психологов в исследовании личности устремлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.

Социальная психология исследует те аспекты личности человека, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. В первую очередь это: его самооценка или Я-концепция, ценности, социальные установки, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Личность понимается в социальной психологии на основании ее коммуникативного потенциала, который влечет за собой социально-психологическое отражение реального социума, обмен информацией, ценностями, умениями, нормами. При этом переход связей между социальными отношениями индивида и его внутренними мотивами опосредован активностью личности.

Анализ литературы показал, что сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».


Если говорить о развитии и становлении личности, то оно представляется как культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Подобная деятельность в готовом виде не дается человеку и в его биологической сущности не закладывается природой. Его деятельность, представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой и происходит развитие психики, сознания человека, его личности.

Отдельно была рассмотрена такая важнейшая категория как социально-психологическая социализация, которая представляет собой процесс вступления индивида в общество, активного овладения им социального опыта, ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация предполагает вырабатывание социальные качества, знания, умения, надлежащие навыки, что позволяет ему дееспособным субъектом социальных отношений. Данный процесс протекает как в условиях стихийного влияния на личность различных жизненных обстоятельствах, так и в условиях непосредственного целенаправленного формирования личности. Учитывая результаты проделанной работы, можно сказать, что изначально поставленные перед исследованием цели и задачи достигнуты.

Список использованных источников

1 Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 302 с

2 Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.

3 Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 615 с.

4 Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 640 с.