Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие о счетах и двойной записи
1.1 Счета бухгалтерского учета
1.2 Двойная запись и ее значение. Бухгалтерские записи
1.3 Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь. Субсчета
Глава 2. Счета и двойная запись в организации ТОО «Энергостроймонтаж» г. Атырау
2.2 Работа со счетами и двойной записью в организации ТОО «Энергостроймонтаж» г. Атырау
Введение
В балансе организации приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Оперативное управление организацией с целью принятия соответствующих управленческих решений вызывает необходимость иметь непрерывную информацию о состоянии и движении активов и источников их образования. С этой целью в бухгалтерском учете применяется система счетов и двойная запись.
Система счетов - это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за активами организации и хозяйственными операциями. Каждый счет предназначен для отражения конкретных объектов бухгалтерского учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям.
Счет может иметь остаток (сальдо). Сальдо показывает наличие имущества, прав или источников их образования на начало или конец периода. На счетах для учета имущества и прав (счета для учета активов) сальдо отражается по дебету. На счетах для учета источников образования активов сальдо показывается по кредиту.
Для правильного отражения операций на счетах бухгалтерского учета следует усвоить их классификацию по отношению к балансу.
Все счета по отношению к балансу делятся на две группы: счета активные и счета пассивные. Существуют активно-пассивные счета, в которых присутствуют признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть и дебетовым, и кредитовым.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что бухгалтерские счета и двойная запись – это одни из основополагающих понятий бухгалтерского учета.
Целью данной курсовой работы является исследование счетов и двойной записи.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Дать определение счетов и двойной записи.
2. Выявить их особенности и задачи.
3. Охарактеризовать работу со счетами и двойной записью в организации ТОО «Энергостроймонтаж» г. Атырау.
Объект исследования – ТОО «Энергостроймонтаж» г. Атырау.
Предметом исследования является особенности применения системы счетов и двойной записи в бухгалтерском учете.
Курсовая работа написана с использованием учебников о бухгалтерском учете следующих авторов: Агеева О. А. Алексеева Г. И. Бабаев Ю. А. Вахрушева О. Б. Голикова Е. И. Лебедева Е. М. Смольникова Ю. Ю. Чувикова В. В. и др.
Глава 1. Понятие о счетах и двойной записи
1.1 Счета бухгалтерского учета
В процессе хозяйственной деятельности в организации происходит множество различных фактов хозяйственной жизни. Каждый из них отражается в первичных учетных документах. Однако из первичных учетных документов трудно получить оперативную информацию, сгруппированную по какому-то признаку (по виду активов, например). [5, с. 92]
Наблюдение, группировка и контроль за фактами хозяйственной жизни осуществляется при помощи системы счетов бухгалтерского учета.
Система счетов бухгалтерского учета - это способ группировки, текущего контроля и отражения фактов хозяйственной жизни, которые совершаются с активами, обязательствами, источниками финансирования деятельности организации, ее доходами, расходами и хозяйственными процессами. [6, с. 18]
Для учета каждого вида активов, обязательств, источников финансирования деятельности организации, доходов и расходов открываются отдельные счета. Счета служат для отражения состояния активов, обязательств и источников финансирования деятельности организации, наблюдения за ходом хозяйственных процессов, совершаемых в организации, и получения необходимых данных о повседневном их движении. На каждом счете отражаются экономически однородные объекты. Например, готовая продукция, уставный капитал, основные средства отражаются на отдельных счетах.
Графически счет представляет собой таблицу, в которой производят записи фактов хозяйственной жизни. В начале таблицы дается название счета - наименование объекта учета. Например, счет «Материалы», счет «Основное производство», счет «Уставный капитал» и т.д. [9, с. 27]
Схема счета имеет вид («Т-модель» счета) изображенный на рисунке 1:
INCLUDEPICTURE "http://be5.biz/ekonomika/b039/image/2-1.png" \* MERGEFORMATINET
Рисунок 1. Схема счета («Т-модель» счета)
Бухгалтерский счет открывается на месяц. На бухгалтерских счетах могут отражаться факты хозяйственной жизни, как в количественном, так и в стоимостном выражении.
Счет состоит из двух частей. Левая часть называется дебетом (в переводе с итальянского - он должен), правая часть - кредитом (в переводе с итальянского - он верит, имеет получить). Сокращенно дебет можно обозначать буквой Д, а кредит - буквой К. [11, с. 73]
Сумма (стоимость учитываемого объекта), числящаяся на счете на определенную дату, называется остатком или сальдо (с итальянского - расчет). Остаток на начало совершения факта хозяйственной жизни (на начало отчетного периода) называется начальным остатком или начальным сальдо (Сн), а остаток на конец совершения факта хозяйственной жизни (на конец отчетного периода) называется конечным остатком или конечным сальдо (Ск). [10, с. 54]
Открыть бухгалтерский счет означает записать в таблицу этого счета сумму, характеризующую начальное состояние объекта - начальное сальдо или данные по первому факту хозяйственной жизни.
По дебету и кредиту счета записываются данные о фактах хозяйственной жизни, характеризующих движение учитываемого объекта - его увеличение или уменьшение. Записи по дебету счета называют дебетованием счета, по кредиту - кредитованием. Отсюда, соответственно, и счет называют дебетуемым или кредитуемым.
Итог записей сумм по дебету счета за отчетный период (месяц) без начального остатка называется дебетовым оборотом (ОД). [11, с. 76]
Итог записей сумм по кредиту счета за отчетный период (месяц) без начального остатка называется кредитовым оборотом (ОК).
Остаток или сальдо на конец отчетного периода (Ск) определяется как разница между дебетовым и кредитовым оборотами с учетом начального остатка (сальдо). [2, с. 69]
Если сальдо записывается на левой стороне счета (по дебету), то оно называется дебетовым, если на правой стороне (по кредиту) - кредитовым.
В случае если конечный остаток (сальдо) отсутствует, то есть когда он равен нулю, счет считается закрытым.
Счета открывают на основании статей бухгалтерского баланса. Поэтому они в основном носят те же названия, что и статьи баланса и также, как и статьи баланса, делятся на активные и пассивные. [10, с. 58]
Счета, отражающие движение активов организации, называют активными. К таким счетам относятся, например, счет 01 «Основные средства», счет 10 «Материалы», счет 50 «Касса» и т.д. [5, с. 98]
На активных счетах учитывают все виды активов организации, их наличие, состав, движение. Сальдо на активном счете всегда показывается по дебету счета. По дебету счета учитывают факты хозяйственной жизни по увеличению данного вида актива, по кредиту - уменьшение этого актива.
Схема записей на активном счете приведена на рисунке 2:
INCLUDEPICTURE "http://be5.biz/ekonomika/b039/image/2-2.png" \* MERGEFORMATINET
Рисунок 2. Схема записей на активном счете
Чтобы рассчитать сальдо конечное (Ск) на активном счете, необходимо к сальдо начальному (Сн) прибавить дебетовый оборот (ОД) и вычесть кредитовый оборот (ОК) за отчетный период:
Ск = Сн + ОД - ОК (1)
Остаток не может быть отрицательным числом, т.к. нельзя израсходовать актива больше, чем его имеется. Сальдо может равняться нулю. Это будет означать, что данный вид актива полностью израсходован. Остатки активных счетов показываются в активе бухгалтерского баланса. [8, с. 49]
Счета, на которых учитываются обязательства и источники финансирования деятельности организации, называются пассивными. К таким счетам относятся счет 80 «Уставный капитал», счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и т. д. [5, с. 98]
На пассивных счетах отражаются наличие, состав и движение обязательств и источников финансирования деятельности организации. Сальдо на пассивном счете всегда показывается по кредиту счета. Факты хозяйственной жизни, отражающие возникновение и увеличение данного обязательства, источника, записываются по кредиту счета, а факты хозяйственной жизни, вызывающие уменьшение, - по дебету счета.
Схема записей на пассивном счете отражена на рисунке 3:
INCLUDEPICTURE "http://be5.biz/ekonomika/b039/image/2-4.png" \* MERGEFORMATINET
Рисунок 3. Схема записей на пассивном счете
Чтобы рассчитать сальдо конечное (Ск) на пассивном счете, необходимо к сальдо начальному (СН) прибавить кредитовый оборот (ОК) и вычесть дебетовый оборот (ОД) за отчетный период:
Ск = Сн + ОК - ОД (2)
Сальдо конечное не может быть отрицательным, так как нельзя приобрести активы, не имея для этого источников его образования, то есть нельзя расходовать источников больше, чем их было. Сальдо конечного может и не быть, когда обязательство, источник ликвидируется. [7, с. 132]
Помимо активных и пассивных счетов, в бухгалтерском учете применяются также активно-пассивные счета, предназначенные для учета расчетных операций с различными организациями, учреждениями, отдельными лицами. Например, счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 75 «Расчеты с учредителями», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. [4, с. 153]
Схема записей на активно-пассивном счете имеет вид, приведенный на рисунке 4:
INCLUDEPICTURE "http://be5.biz/ekonomika/b039/image/2-6.png" \* MERGEFORMATINET
Рисунок 4. Схема записей на активно-пассивном счете
Сальдо на этих счетах может быть как по дебету, так и по кредиту счета. Сальдо по дебету показывает дебиторскую задолженность
Сальдо может быть отражено одновременно и по дебету и по кредиту, то есть остатки не сворачиваются (не погашаются друг другом). Такое сальдо называется развернутым. При этом сальдо дебетовое по бухгалтерскому счету показывают в активе бухгалтерского баланса, сальдо кредитовое - в пассиве баланса. [5, с. 100]
На активно-пассивном счете по дебету отражают увеличение дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской задолженности. По кредиту счета показывают увеличение кредиторской задолженности и уменьшение дебиторской задолженности.
Для расчета сальдо конечного следует иметь в виду следующее. Если сальдо начальное отражено по дебету счета, то сальдо конечное рассчитывается так же, как на активном счете. Если начальное сальдо отражено по кредиту счета, то конечное сальдо определяется как на пассивном счете. [7, с. 131]
При наличии развернутого начального сальдо конечное сальдо определяется как сумма сальдо по данным аналитического учета.
В процессе хозяйственной деятельности сальдо может меняться местами. Например, сальдо начальное было отражено по дебету счета, сальдо конечное может оказаться по кредиту счета или наоборот.
Активные, пассивные и активно-пассивные счета принято называть балансовыми счетами, так как они соответствуют статьям актива и пассива баланса.
Таким образом, между бухгалтерскими счетами и бухгалтерским балансом существует тесная взаимосвязь.
В бухгалтерском учете применяются еще забалансовые счета. На этих счетах формируется информации об имуществе, не принадлежащем организации. [5, с. 103]
Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета представляет собой План счетов бухгалтерского учета (утвержден Министерством финансов Российской Федерации 31.10.2000 г. ред. от 08.11.2010 г.). [1] Он определяет круг применяемых в организациях счетов бухгалтерского учета и представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.