Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты стилей руководства в организации
1.1 Роль руководителя в деятельности предприятия
1.2 Качества и черты личности руководителя
2. Понятие стиль руководства и факторы формирования
2.1 Понятие и факторы формирования стилей руководства в организации
2.2 Классификация стилей руководства
3. Анализ стилей управления и типологии руководства на примере магазина ООО «Лента»
3.1 Описание организации ,вид деятельности
Введение
Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации, поэтому одной из важнейших проблем менеджмента является выбор стиля деятельности менеджера.
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Таким образом, эта область менеджмента действительно приобретает огромное значение в управлении предприятием.
Цель курсовой работы — выработать рекомендации по совершенствованию стилей руководства, наиболее приемлемых на данном этапе развития организации. Задача руководителя компании заключается в том, чтобы добиться положительного финансового результата с помощью современных инструментов управления персоналом.
Объект работы – ООО «Лента».
Предмет работы – стиль руководителя ООО «Лента».
Задачи работы заключаются в следующем:
1)рассмотреть понятие стиля руководства и факторы формирования, классификацию стилей руководства;
2)рассмотреть анализ стиля управления, применяемого в ООО «Лента» анализируемого предприятия.
Для достижения поставленной цели были использованы научные методы исследования: тестирование, интервьюирование, изучение документации и результатов деятельности предприятия, анализ документации.
Объектом исследования выбрано ООО «Лента».
Предмет исследования — стили руководства, применяемые руководителем данной фирмы.
Для выполнения курсовой работы была изучена научная литература, учебные пособия, материалы периодической печати, интернет-ресурсы.
Анализ изученных источников показывает, что за десятилетия активного изучения проблемы первоначальная схема К. Левина претерпела значительные изменения. К числу наиболее перспективных результатов в этой области могут быть отнесены попытки создания вероятностных моделей эффективности руководства и рассмотрения стиля руководства как многомерного образования.
1. Теоретические аспекты стилей руководства в организации
1.1 Роль руководителя в деятельности предприятия
Руководитель является фундаментальным звеном в кадровой системе.[1] Основываясь на аппарате, руководитель руководит деятельностью всей команды организации. Он является одновременно представителем высшего руководства (или владельцем) в управленческой команде и руководителем группы.
Система управления персоналом основана на трех «столпах» - профессионализме сотрудников и менеджеров, мотивации команды к работе и приверженности людей своей организации.[2]
Система управления как феномен управленческой и коммуникационной деятельности организации представляет собой многогранную и многофункциональную концепцию, которая включает в себя различные аспекты функционирования организации как внутри, так и снаружи.[3]
Государственное (социальное) управление, имея интересы и власть в качестве поддержки, всегда основывалось на существующей системе управления, степени ее развития в обществе.
Система управления является именно сущностью социального управления (государства). Роль менеджера – управленца, профессионала - является одним из элементов общей системы управления организацией, которая является ее неотъемлемой частью.[4] Действительно, система управления, как противоречивая единица бытия и сознания, порождает множество живых ветвей, которые все больше и больше придают своим формам независимость, оригинальность и некоторое своеобразие. Элементы общей роли и значения лидера, появляющиеся в недрах единой системы управления, начинают функционировать в соответствии со своими собственными законами, отражая те аспекты бытия и сознания, на которых они развивались. Но каждая «ветвь» общей системы выражает и повторяет характеристики и свойства универсальной человеческой культуры, но не абсолютно, а только в соответствии со своей природой. Одним из неотъемлемых свойств всех «частей» культуры является их управляемость. Именно поэтому роль руководителя и ее «живые» звенья связаны с системой управления.
Такие понятия, как роль руководства в системе управления, по своей сути неразделимы, неразрывны и могут быть реализованы только в единстве и взаимодействии, потому что управление не может существовать как социальный орган вне определенного уровня профессионализма руководителя, этот уровень профессионализма был изначально конкретным и историческим, он детерминировал над такими социальными отношениями стоят такие социальные узы, которые сложились в данный исторический момент, поэтому социальное управление всегда понималось в контексте управления организацией, что отражает поиск сознательно, должным образом регулируемого поведения человека.[5]
Он основан на знании социальных законов, положительных и отрицательных переживаний, преемственности форм организации социальных структур.[6] Профессиональная деятельность менеджера организации - это состояние, когда разрабатываются методы и способы управления организацией и работниками.[7] Классическим методом социального управления является метод регулирования, суть которого заключается в том, что эффективность управления достигается путем распределения и объединение задач, ролей, прав и обязанностей. Путем установления отношений между субъектами управленческой деятельности или, скажем, сотрудниками с прямым откликом и персоналом, связывающим эту область работы, а не с деятельностью компании в целом, как это часто бывает. Использование этих, а также других методов социального управления служит индикатором благосостояния и качества организации.
С точки зрения деятельностного подхода, роль руководителя - это особый вид деятельности в учреждении.
В этом контексте следует отметить, что управленческая деятельность характеризуется следующими особенностями:
1) Развитая структура управления, которая координируется для выполнения конкретных задач и достижения общей цели организации;
2) Система обратной связи от подчиненных к руководству;
3) Систематизация результатов внедрения управленческих решений, их критическая оценка;
4) Делегирование руководящих полномочий, признание права управленческого персонала исходя из обстоятельств корректировать решения, принимаемые руководством организации.[8]
В современных условиях одной из главных проблем деятельности организаций в России является контроль над системой демократического правления.[9] Для сравнения типов систем управления в разных обществах и странах современная наука использует «четырехфакторную модель» системы управления («матрицу управления»), разработанную западными экспертами по управлению Г. Хофстеде и Д. Боллинже.
Авторы определили четыре основных критерия для определения основных характеристик системы управления в данной стране:
1) уровень иерархии или «дистанция власти», к которой, однако, ученые предлагают провести различие между обществом с высоким показателем дистанции власти («вертикальные системы управления») и обществом с небольшой дистанцией власти («горизонтальные системы управления»);
2) стремление избежать небезопасности (оценка степени, в которой население боится неорганизованных структур);
3) индивидуализм - коллективизм (выясняется, в какой степени индивидуальные или коллективные ценности преобладают в массовом сознании);
4) система мужественности (культуры сравниваются дихотомией: маскулинизация - феминизация). Эта рейтинговая система определяет степень, в которой мужские ценности (сосредоточенность на результатах, конкуренция, борьба) или женские ценности преобладают в общественном сознании и поведении.[10]
Исходя из приведенных критериев для типов систем управления, можно выделить ряд специфических особенностей российской системы управления, которые отличают ее от западных обществ[11]:
1) Требование справедливости преобладало в российской традиции общественных отношений власти, тесных (непосредственных) отношений с властью, подкрепленных твердым недоверием к чиновникам («царь хорош, а бояре плохие»). Понимание этой характеристики делает очевидной необходимость большей прозрачности (открытости) государственного управления в России;
2) для русского человека характерна более низкая степень осознания значения государственных структур (неприязнь к организации как принцип внешнего принуждения). Это приводит нас к выводу, что сложившиеся в России властные отношения требуют более гибких форм организации;
3) групповые ценности и взгляды преобладали в сознании и поведении россиян, а не в их личных качествах;
4) для российского общества наиболее близкими были «женские» ценности (Н. А. Бердяев писал о «вечно бабьем» в русской душе). В России они всегда предпочитали достигать результата коллективно, с менее четким разделением ролей.
1.2 Качества и черты личности руководителя
Изучение личностных психологических качеств, определяющих успешность лидерства, позволило нам выделить необходимые качества и черты личности:
- доминирование - способность влиять на подчиненных[12];
- уверенность в себе;
- эмоциональный баланс и стрессоустойчивость - способность руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, проявлять самоуправление и повышенную эмоциональную разрядку[13];
- креативность, умение творчески решать проблемы;
- погоня за целями и предприятиями, умение рисковать;
- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность этому обещанию и гарантиям;
- независимость, автономность в принятии решений;
- поведенческая гибкость в меняющихся ситуациях;
- коммуникабельность, умение общаться, общаться с людьми.[14]
Наличие лидера с четкими личными ценностями и разумными личными целями важно для карьерного и личного успеха. Генри Мингцберг определил восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
1 Искусство быть равным - установить и поддерживать систему отношений с равными людьми.
2 Искусство быть лидером - это умение управлять подчиненными, справляться со всеми трудностями и проблемами.
3 Искусство разрешения конфликтов - способность выступать в качестве посредника между двумя сторонами в конфликте, разрешать проблемы.
4 Искусство обработки информации - способность выстраивать коммуникационную систему в организации, получать достоверную информацию и эффективно ее оценивать.
5 Искусство принимать нестандартные управленческие решения - умение находить проблемы и решения в условиях, когда информация и цели неясны или сомнительны.
6 Искусство распределения ресурсов в организации заключается в умении находить наилучший вариант в условиях ограниченного времени и нехватки ресурсов.
7 Дар предпринимателя - умение рисковать и внедрять инновации в организации.
8 Искусство самоанализа - это способность понимать позицию лидера и его роль в организации, способность видеть, какое влияние лидер оказывает на организацию.[15]
Для успешного руководства лидеру команды требуется обучение[16]. Что это значит - профессиональная подготовка руководства? Означает что характеристики лидера, связанные с особенностями конкретного производства или другой образовательной, научной, юридической или социально-политической деятельности, включаются в профессиональную подготовку. По этой причине руководство должно обладать специальными навыками, которые характеризуют основные действия этой команды. Лидер должен уметь выслушивать мнения экспертов и вникать в суть проблем. Требования к качествам современного образования требуют адекватного знания специфики выполняемой ими работы. Обучение должно учитывать практический опыт. Личный опыт руководителя как исполнителя, как руководителя более низкого уровня, является чрезвычайно важной предпосылкой для проверки его знаний и их пополнения. Наряду с профессионально важными личностными качествами лидера, необходимо изучать современного лидера как объект. Социальная активность лидера, как и каждого человека, разнообразна по своим целям, мотивам, способам действия, результатам действий, а также потребностям, выступая в качестве исходной побудительной силы. Цели, мотивы и другие составляющие социальной активности руководства не только охватывают сферу системы управления, но и выходят далеко за ее рамки. Полный спектр качеств лидера может быть сведен к трем группам: политическим, профессиональным и организационным.[17]