Файл: Методики выявления стилей мышления: сравнительный анализ исследовательских подходов.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Подсчет результатов
В каждой колонке указаны номера вопросов. Каждый ответ "Да" на вопрос считается за 1 балл, ответ нет - "0". Посчитайте количество баллов в каждой колонке.
Проведение тестов на испытуемых.
Таблица 1
Испытуемый 1 |
Испытуемый 2 |
Испытуемый 3 |
Испытуемый 4 |
Испытуемый 5 |
|
1-нет 2-нет 3-да 4-да 5-да 6-нет 7-нет 8-да 9-да 10- нет 11- да 12- нет 13- нет 14-нет 15-да 16-нет 17-да 18- нет 19-нет 20-нет 21-нет 22-да 23-нет 24-нет 25-нет 26-да 27-да 28-нет 29-да 30-нет 31-да 32-нет 33-да 34-нет 35-нет 36-да 37-нет 38-да 39-нет 40-нет |
1-да 2-да 3-нет 4-нет 5-нет 6-да 7-нет 8-да 9-да 10- нет 11- да 12- нет 13- нет 14-нет 15-да 16-нет 17-нет 18- да 19-нет 20-нет 21-нет 22-нет 23-да 24-нет 25-нет 26-да 27-нет 28-нет 29-да 30-да 31-да 32-нет 33-да 34-нет 35-да 36-да 37-да 38-да 39-да 40-да |
1-нет 2-да 3-да 4-нет 5-да 6-нет 7-нет 8-да 9-да 10- да 11- нет 12-да 13-да 14-нет 15-да 16-нет 17-нет 18- да 19-нет 20-нет 21-да 22-да 23-да 24-нет 25-нет 26-да 27-нет 28-нет 29-нет 30- да 31-да 32-да 33-нет 34-да 35-да 36-нет 37-нет 38-да 39-да 40-нет |
1-да 2-нет 3-нет 4-да 5-нет 6-да 7-нет 8-да 9-да 10- да 11- нет 12- да 13-нет 14-да 15-нет 16-нет 17-нет 18- да 19- да 20-нет 21-да 22-нет 23-да 24-нет 25-нет 26-да 27-да 28-да 29-да 30-нет 31-нет 32-нет 33-да 34-да 35-да 36-нет 37-да 38-да 39-нет 40-да |
1-нет 2-нет 3-да 4-да 5-да 6-да 7-нет 8-да 9-да 10- да 11- да 12- нет 13-нет 14-да 15-да 16-нет 17-нет 18- да 19-нет 20-нет 21-да 22-да 23-нет 24-да 25-нет 26-да 27-нет 28-да 29-да 30-нет 31-нет 32-да 33-да 34-да 35-нет 36-да 37-да 38-да 39-нет 40-нет |
|
результат П-Д |
результат А-С |
результат С-Л |
результат Н-О |
результат К |
Таблица 2
Испытуемый 6 |
Испытуемый 7 |
Испытуемый 8 |
Испытуемый 9 |
Испытуемый 10 |
|
1-да 2-да 3-нет 4-нет 5-нет 6-нет 7-нет 8-нет 9-нет 10- да 11- нет 12- да 13- да 14-да 15-да 16-да 17-да 18-да 19-да 20-да 21-да 22-нет 23-да 24-да 25-да 26-да 27-нет 28-нет 29-нет 30-нет 31-нет 32-нет 33-да 34-да 35-да 36-нет 37-нет 38-нет 39-да 40-да |
1-да 2-да 3-да 4-да 5-да 6-да 7-да 8-да 9-да 10- да 11- да 12- нет 13- да 14-да 15-нет 16-да 17-нет 18- да 19-да 20-да 21-да 22-да 23-нет 24-да 25-нет 26-нет 27-нет 28-нет 29-нет 30-нет 31-нет 32-нет 33-нет 34-нет 35-да 36-нет 37-да 38-да 39-нет 40-нет |
1-да 2-нет 3-да 4-да 5-нет 6-нет 7-нет 8-да 9-нет 10- нет 11- нет 12-да 13-нет 14-да 15-да 16-нет 17-нет 18- нет 19-нет 20-нет 21-нет 22-нет 23-нет 24-нет 25-да 26-нет 27-нет 28-да 29-нет 30- нет 31-да 32-нет 33-да 34-нет 35-да 36-нет 37да 38-нет 39-нет 40-да |
1-нет 2-нет 3-да 4-нет 5-да 6-да 7-да 8-да 9-нет 10- нет 11- нет 12- да 13-нет 14-да 15-да 16-нет 17-нет 18- да 19- нет 20-нет 21-нет 22-нет 23-да 24-да 25-нет 26-да 27-да 28-да 29-нет 30-нет 31-да 32-да 33-нет 34-да 35-да 36-да 37-да 38-да 39-да 40-нет |
1-да 2-нет 3-да 4-нет 5-нет 6-да 7-нет 8-нет 9-да 10- нет 11- да 12- нет 13-нет 14-да 15-нет 16-нет 17-нет 18- да 19-да 20-нет 21-нет 22-нет 23-нет 24-да 25-нет 26-нет 27-да 28-да 29-да 30-нет 31-да 32-да 33-нет 34-нет 35-нет 36-да 37-нет 38-нет 39-да 40-да |
|
результат П-Д |
результат А-С |
результат С-Л |
результат Н-О |
результат К |
Таблица 3
Испытуемый 11 |
Испытуемый 12 |
Испытуемый 13 |
Испытуемый 14 |
Испытуемый 15 |
|
1-да 2-да 3-нет 4-нет 5-да 6-да 7-да 8-да 9-нет 10- нет 11- да 12- да 13- нет 14-да 15-нет 16-да 17-нет 18- да 19-да 20-нет 21-да 22-нет 23-да 24-нет 25-нет 26-да 27-нет 28-да 29-да 30-нет 31-да 32-да 33-да 34-нет 35-да 36-да 37-да 38-да 39-да 40-да |
1-да 2-нет 3-нет 4-нет 5-да 6-нет 7-да 8-да 9-нет 10- нет 11- да 12- да 13- да 14-да 15-нет 16-да 17-да 18- нет 19-да 20-нет 21-да 22-да 23-да 24-нет 25-нет 26-да 27-нет 28-да 29-да 30-нет 31-да 32-да 33-да 34-нет 35-да 36-да 37-да 38-да 39-да 40-да |
1-да 2-нет 3-нет 4-нет 5-нет 6-да 7-да 8-да 9-да 10- нет 11- да 12-нет 13-нет 14-да 15-нет 16-да 17-да 18-нет 19-да 20-да 21-нет 22-нет 23-да 24-нет 25-нет 26-нет 27-нет 28-да 29-да 30- нет 31-да 32-да 33-да 34-да 35-да 36-да 37-да 38-да 39-да 40-да |
1-да 2-да 3-нет 4-нет 5-да 6-нет 7-да 8-да 9-нет 10- нет 11- да 12- нет 13-да 14-нет 15-нет 16-да 17-да 18- да 19- нет 20-нет 21-нет 22-нет 23-да 24-нет 25-нет 26-нет 27-нет 28-да 29-да 30-нет 31-да 32-да 33-да 34-да 35-да 36-да 37-да 38-да 39-да 40-да |
1-да 2-да 3-нет 4-нет 5-нет 6-нет 7-да 8-да 9-нет 10- нет 11- да 12- да 13-да 14-нет 15-нет 16-нет 17-да 18- нет 19-да 20-да 21-да 22-нет 23-да 24-нет 25-нет 26-нет 27-нет 28-да 29-да 30-нет 31-да 32-да 33-да 34-да 35-да 36-да 37-да 38-да 39-да 40-да |
|
результат П-Д |
результат А-С |
результат С-Л |
результат Н-О |
результат К |
Каждая колонка соответствует определенному типу мышления.
- Предметно-действенное мышление
- Абстрактно-символическое мышление
- Словесно-логическое мышление
- Наглядно-образное мышление
- Креативность
Количество баллов указывает на уровень развития данного типа мышления:
- 0-2 – низкий,
- 3-5 – средний,
- 6-8 – высокий.
Результаты
1. Предметно – действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки». Они лучше усваивают информацию через движение. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Эти мышлением обладают и многие выдающиеся танцоры, спортсмены.
2. Абстрактно – символическим мышлением обладают многие люди науки - физики – теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно – логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно – логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно – образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было и то, что будет и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно – образным мышлением.
5. Креативность – это способность человека мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Опросник «Стиль мышления» (Брэмсон, Харрисон)
Инструкция:
Каждый пункт данного опросника состоит их утверждения, за которым следует пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. На бланке ответов напротив каждого окончания проставьте номера: 5, 4, 3, 2, или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз в группе из пяти окончаний. (всего таких групп в опроснике 18). Даже если 2 окончания (или больше) в одной группе покажутся одинаково применимы к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Имейте ввиду, что для каждой группы каждый балл (5, 4, 3, 2 или 1) нельзя использовать более одного раза. Если Вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, то продолжайте работать дальше.
Испытуемый 20
- Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:
- Устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто1
- Лучше всех затрагивает ценности и идеалы2
- Лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт4
- Подходит к ситуации наиболее логично и последовательно5
- Излагает аргументы наиболее кратко и убедительно3
- Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:
- Понять цели и значение этого проекта2
- Раскрыть цели и ценности участников рабочей группы4
- Определить, как мы собираемся разрабатывать данный проект1
- Понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы5
- Чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места3
- Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:
- Связать их с текущими или будущими занятиями4
- Применить их к конкретным ситуациям3
- Сосредоточиться на них и тщательно их проанализировать5
- Понять, насколько они сходны с привычными идеями1
- Противопоставить их другим идеям2
- Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:
- Полезнее текста, если они точны3
- Полезны, если они ясно показывают важные факты4
- Полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом5
- Полезны, если они поднимают вопросы по тексту2
- Не более и не менее полезны, чем другие материалы1
- Если бы мне предложили провести какое-то исследование, я, вероятно, начал бы с:
- Попытки определить его место в более широком контексте2
- Определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь5
- Размышлений и предложений о возможных результатах1
- Решения о том, следует ли вообще проводить это исследование4
- Попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее3
- Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:
- Встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы5
- Провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение2
- Опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы3
- Встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды1
- Попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают4
- Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»:
- Выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов1
- Согласуется с другими вещами, которым я верю2
- Было подтверждено на практике5
- Поддается логическому и научному доказательству4
- Можно проверить лично на доступном наблюдении фактах3
- Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет, скорее всего:
- О том, как кому-то удалось разрешить личную или социальную проблему4
- Посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу2
- Сообщением о научном или историческом исследовании1
- Об интересном, забавном человеке или событии3
- Точным, без доли вымысла, с сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте5
- Когда я читаю отчет о работе, я обращаю больше всего внимания на:
- Близость выводов к моему личному опыту2
- Возможность выполнения данных рекомендаций1
- Надежность и обоснованность результатов фактическими данными5
- Понимание автором целей и задач работы4
- Интерпретацию данных3
- Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать, это:
- Каков наилучший метод для решения данной задачи5
- Кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена1
- Почему эту задачу стоит решать4
- Какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходиться решать2
- Какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи3
- Обычно я узнаю максимум о том, как сделать что-то новое, благодаря тому, что:
- Уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо2
- Принимаюсь за дело как можно раньше1
- Выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать5
- Есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать3
- Тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом4
- Если бы мне пришлось проходить испытание или сдавать экзамен, я предпочел бы:
- Набор объективных, проблемно ориентированных вопросов по предмету3
- Дискуссию с теми, кто также проходит испытание2
- Устное изложение и показ того, что я знаю4
- Сообщение в свободной форме о том, как я применил то, чему научился1
- Письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод.5