Файл: Методики выявления стилей мышления: сравнительный анализ исследовательских подходов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Стиль мышления − это индивидуально-своеобразные варианты выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы нахождения средств ее разрешения. Факты свидетельствуют, что разные люди в одном и том же проблемном поле видят неодинаковые проблемы и различные методы их решения. Стиля мышления определяется, что роль мышления в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. То есть, для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание. Проблема индивидуальных различий в мышлении остаётся востребованной и в настоящее время. Востребованность людей с различными познавательными и интеллектуальными особенностями чрезвычайно значима в настоящее время, и это, прежде всего, вызвано тем, что интеллектуальная и профессиональная жизнь нуждается в людях с различным уровнем и стилем познавательной деятельности. Проблема стиля мышления в последние годы стала потихоньку выходить из тени, появились работы, посвящённые данной проблеме (А.А. Алексеев, Л.А. Громова, 1993; М.А. Холодная, 2002). В то же время проблема диагностики стиля мышления по-прежнему остаётся мало разработанной областью психодиагностики умственного развития.

Объектом исследования: является востребованность людей познавательными и интеллектуальными особенностями, нуждаются в людях с различным уровнем и стилем познавательной деятельности.

Предметом исследования: проанализировать методы исследования в изучении стилевых характеристик мышления.

Цель исследования: курсовой работы является провести сравнительный анализ стилей мышления и выделить особенности методов исследования в изучении взаимосвязи индивидуальных особенностей мышления.

Гипотеза исследования: проблема стиля мышления является достаточно разработанной в психологии, эмпирические исследования стиля мышления, представленные в современной науке, показывают актуальность данного вопроса. 


Исходя из объекта, предмета, гипотезы и цели курсовой работы мной были поставлены следующие задачи:

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические основы изучения стилевых характеристик мышления.
  2. Изучение методик стилей мышления.

Теоретические основы:

Исследователями выделены основные направления исследования в стилях мышления психологии: Мышление в ассоциативной психологии изучалось как ассоциация чувственных представлений. Теоретическая разработка этой проблемы связана с работами английских ученых – Д.С. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера. В бихевиоризме (Д. Уотсон) мышление трактовалось как форма поведения. В гештальтпсихологии мышление изучалось как переструктурирование проблемной ситуации (Вертгеймер, 1984; Дункер, 1981; Он же, 1998; Келлер, 1998; Коффка, 1998). Мышление в когнитивной психологии изучалось как процесс получения и переработки информации (Когнитивная психология, 2002; Линдсей, Норман,1998; Ньюэлл, Шоу, Саймон, 1998; Солсо, 1996). В отечественной психологии мышление изучалось в ряде научных школ: в школе Л.С. Выготского – как высшая психическая функция, речевое мышление; в школе А.Н. Леонтьева – как деятельность; в школе С.Л. Рубинштейна – как внутренний процесс.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме исследования;

- эмпирические: тестирование;

Методики исследования:

1. Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной)

2. Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон)

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе диагностики позволяют скорректировать программу диагностического исследования особенностей стилей мышления, проанализировать перспективу прогнозирования анализа сравнительных стилей мышления и осознания им собственного сравнительного анализа исследовательских подходов.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Вопрос 1. Теоретические основы изучения стилевых характеристик мышления

«Мысль ваша доходит лишь до тех граней, до

которых ее допускает орган вашего мышления.


Он ее ограничивает в соответствии с тем,

как сам он сформировался — или был сформирован».

С. Лем

Стиль мышления – это гибкое, динамичное образование, которое меняется у человека в зависимости от ситуации, типа решаемых задач, возраста. Таким образом, человеку свойственен не один стиль, а профиль стилей.

Стиль мышления характеризует особенности отражения противоречий, постановки проблем и решения задач. Стиль мышления понимается нами как характерное сочетание функций, направленных на производство и развитие новообразований, которое проявляется в динамике и направленности мыслительной деятельности человека.

Для достижения цели и поставленных задач мною использовались следующие методы:

1.Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация и классификация экспериментальных и теоретических данных.

2.Эмпирический метод:

А) наблюдение, беседа (индивидуальная);

Б) метод психодиагностического обследования, тестирование с помощью методики определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной;

В) метод математической обработки.

Тихомиров Олег Константинович утверждал, что «при психологическом изучении мышления, как и других психических явлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколько бы труден он ни был. … Объективность исследования мышления требует … тщательной фиксации тех особенностей деятельности, в которых так или иначе проявляется мышление человека, по которым мы судим о протекании мышления: сам факт решения задачи, тип решения, время решения, спонтанные высказывания по ходу решения, рассуждение вслух, особенности психофизиологических реакций и т.д.». До 20 века в науке применялся только один метод - метод самонаблюдения, или интроспекции. Как отмечает, С.Л. Рубинштейн, «познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности». В настоящее время в психологии мышления широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала. Выделяются следующие методы. Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Беседа - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.


Анкетирование - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование - опрос при помощи анкеты. Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент, - в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Психологическое тестирование - термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование». С помощью метода тестов выявляются те или иные особенности мышления (интеллекта).

Моделирование мыслительных процессов. При исследовании мышления применяются не только качественные, но и количественные методы: факторный анализ в изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий и др. Развиваются также методы математического и программного моделирования мышления. Психофизиологические методы полностью опираются на физиологические реакции испытуемых. Значение психофизиологических методов состоит в том, что они в минимальной степени зависят и подвержены влиянию испытуемого и что в новой технике можно использовать и полиграфы, которые способны одновременно информировать о ряде объективных физиологических данных, как об индикаторах психических процессов, сопровождающих их. Изменения кровяного давления, кожной проводимости, электрических потенциалов мозга, изменения дыхания и пульса уже постоянно относятся к изученным переменным величинам психологического лабораторного эксперимента. Из физиологических методов можно отметить психогальванические реакции (ПГР). При исследовании процессов мышления желательно использовать несколько методов одновременно. Каждый из методов исследования мышления имеет свои сильные и слабые стороны. Например, метод лабораторного эксперимента упрекают за искусственность и относительную простоту тех задач, которые решают испытуемые, участвующие в опытах. При изучении процессов мышления большое внимание уделяется тестам, направленных на выявление как индивидуальных, так и патопсихологических особенностей (патопсихологическое исследование включает в себя беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением больного во время исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого.). Однако, как отмечает А.А. Матюшкина, «при этом существующие методы исследования мышления не ориентированы на взрослого и не всегда достаточны для реализации заявленной цели». Для выявления индивидуальных особенностей мышления (качеств ума) часто используются следующие методики: методика исследования активности мышления (И.М. Лущихина), диагностика исследовательского потенциала (В.Э. Мильман), Куб Линка и т.д.


Вопрос 2. Сравнительный анализ методик стилей мышления

Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной)

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный тест поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, то поставьте плюс, если не согласны минус.

Вопросы:

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравиться живопись, скульптура, архитектура, музыка.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах и рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли, как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Мне трудно выполнять работу, требующую жестких ограничений.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение словам.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которое не существует в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел бы подчинить свою жизнь строгой системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю что-то делать своими руками: шить, мастерить, ремонтировать.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние письмена.

33. Я легко усваиваю незнакомы фразы и грамматические конструкции языка.