Файл: Детали машин экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2019

Просмотров: 689

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


42. Фрикционные передачи: конструкции, характеристики, материалы, особенности работы.

Работа фрикционных передач основана на использовании сил трения, которые возникают в месте контакта двух тел вращения под действием сил прижатия. Их разделяют на: передачи нерегулируемые (с постоянным переданным числом) и регулируемые вариаторы (позволяющие изменять передаточное число). Схема простейшей нерегулируемой передачи состоит из двух катков с гладкими цилиндрическими поверхностями, закрепленных на параллельных валах. Схема простейшего регулируемого вариатора (картинка).

Применение. Фрикционные передачи с постоянным передаточным отношением применяются редко, как кинематическая передача где требуется плавность движения и бесшумность работы, как силовые передачи они не могут конкурировать с зубчатыми передачами по габаритам, надежности, КПД. Вариаторы применяются в тех случаях когда нужно безупречно регулировать скорости. с 10 до 20 кВт диапазон применения.



43. Подшипники скольжения: конструкции, материалы; особенности работы.

У данного вида подшипников опорный участок вала скользит по поверхности подшипника. Опорный участок вала называется цапфой. Форма рабочей поверхности подшипника скольжения, так же как и форма цапфы вала может быть цилиндрической, плоской, конической, шаровой. Цапфу, передающую радиальную нагрузку называют шипом, если она расположена на конце вала и шейкой при расположении в середина вала. Цапфа передающая осевую нагрузку называется пятой, а опору подшипника подпятником. Конические подшипники применяют редко, в тех случаях когда нужно устранить зазор. Шаровые подшипники применяют в рычажных механизмах. Применение: высокие скорости больше 30 м/с, где есть необходимость разъемных подшипников, там где требуется особо точное направление валов, в агрессивных средах (вода), дешевых тихоходных механизмах. Условием работы это установка равновесия между тепловыделением и тепловыделением. Перегрев подшипника – основной разрушитель. Для уменьшения трения подшипников скольжения применяют смазочные материалы. В зависимости от режима работы может быть полужидкое (одновременно жидкое и граничное трение) (граничное трение – это трение при которой трущаяся поверхность покрыта тончайшим плёнкой масла) или жидкое трение (поверхность вала и вкладыша разделена слоем масла). Для работы подшипника самым благоприятным режимом является режим жидкостного трения.

44. Выбор конструкции соединения «вал-ступица». Особенности шлицевых соединений.

Различают: шпоночные соединения, шлицевые соединения, соединения с натягом, фрикционное соединение коническими кольцами.

Шлицевые соединения применяют для неподвижного соединения с валом, подвижного без нагрузки и подвижного под нагрузкой. Наиболее распространенные соединения прямобочными шлицами. По стандарту существует 3 серии шлицевых соединений: легкое, среднее и тяжелое. При переходе от лёгкой к более тяжёлой для одного и того же диаметра d, возрастает диаметр зубьев D и увеличивается число зубьев, повышается нагрузочная способность.


Различают так же эвольвентные шлицевые соединения, обладающие более высокой нагрузочной способностью.

Отказом шлицевых соединений обусловлено повреждением рабочей поверхности: изнашивание, смятие, заедание.

Шлицевые соединения – это основной вид соединений подвижных вдоль валов.


45. Компенсирующие муфты: классификация, конструкции компенсирующих элементов. Особенности работы.

Муфтой называется устройство, предназначенное для соединения конов валов и передачи вращающего момента. Валы в результате погрешностей изготовления, монтажа и упругих деформаций имеют взаимное смещение осей: радиальные, угловые, осевые. Муфты компенсирующие в свою очередь так же, предназначенные для соединения неточно установленных валов обычно принадлежащих к отдельным агрегатам. Муфты компенсирующего типа делятся на: жесткие, компенсация происходит за счёт зазоров между рабочими элементами; упругие, за счёт деформации специальных упругих элементов из резины или из стали.

Основные части муфты: полумуфты устанавливаемые на валы, полумуфты как правило имеют ступицы и фланцы.

Муфты с упругими элементами

Муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП) состоит из двух полумуфт. Во фланце полумуфты с помощью резьбы закреплены стальные пальцы , на выступающие цилиндрические части которых надеты резиновые втулки или кольца.

Муфта с упругой оболочкой состоит из двух полумуфт, фланцы которых соединены с помощью тороидальной резиновой или резинокордной оболочки выпуклой или вогнутой формы.

Муфта с упругими цилиндрическими вкладышами состоит из двух полумуфт, в гнездах которых коаксиально расположены резиновые вкладыши цилиндрической формы.

С резиновой звездочкой. Муфта состоит из двух полумуфт, на фланцах которых имеются по два или три торцевых кулачка.

Лепестковая муфта. муфта состоим из двух полумуфт, к фланцам которых с помощью нажимных колец и винтов или болтов прижимаются упругие элементы в виде хомутов или лепестков.

Муфты компенсирующие жесткие.

Муфта кулачково-дисковая. Муфта состоит из двух полумуфт, на фланцах которых радиально расположены пазы, и промежуточного диска с торцевыми кулачками, расположенными взаимно перпендикулярно.

Зубчатые муфты. Муфта состоит из двух полумуфт: одна в виде втулки с зубьями, а другая в виде обоймы с внутренними зубьями.

Цепная муфта. Муфта состоит из двух полумуфт, имеющих фланцы в виде звёздочек, которые обхватывает цепь.


46. Муфты управляемые и самодействующие. Конструкции, характеристика, особенности работы.

Муфты управляемые позволяют соединять или разъединять валы с помощью механизмов управления. По принципу работы все эти муфты можно раделить на две группы: муфты, основанные на зацеплении; муфты, основанные на трении.

Муфта кулачковая, в рабочем положении выступы одной полумуфты входят во впадины другой. Для включения или выключения муфты одну из полумуфт подвижно в осевом положении. Подвижную полумуфту перемещают с помощью специального устройства – отводки. Трапециевидный профиль не требует точного расположения полумуфт в момент включения, а боковые зазоры компенсируются изменением глубины посадки кулачков.


Муфта зубчатого сцепления. Обойма, расположенная на одной полумуфте перемещается по ней и входит в зацепление с другой полумуфтой с помощью зубьев. на полумуфтах и обойме. Для устранения ударов при включении в зубчатых муфтах применяются синхронизаторы (например в коробках скоростей автомобилей).

Муфты фрикционные. При включении фрикционных муфт вращающий момент возрастает постепенно по мере увеличения силы нажатия на поверхность трения. Это позволяет соединять валы под нагрузкой. Муфты фрикционные в зависимости от формы рабочей поверхности можно разделить на три группы: муфты дисковые, муфты конические, колодочные, ленточные.


Муфты самодействующие.

Муфты предохранительные служат для защиты машин от перегрузки, любая фрикционная муфта отрегулирована на передачу предельного момента, при переходе этой грани, происходит проскальзывание полумуфт. Так же применяются полумуфты с специальным разрушающимся элементом.

Муфта центробежная. Эта муфта соединяет валы тогда когда угловая скорость превышает некоторую заданную величину.

Муфты свободного хода. Эти муфты передают вращающий момент только в одном направлении. (велосипед).