Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Усилия со стороны мирового сообщества по модернизации и изменению механизмов регулирования международной валютно-финансовой сферы стимулируется техническим прогрессом процессов финансовой и хозяйственной глобализации в мировых масштабах, значительными сдвигами на повышение влиятельности в решении ключевых вопросов международного значения наиболее крупных развивающихся стран и стран с активно формирующимся рынком, а также систематическими финансово-экономическими кризисами.

Международный валютный фонд (МВФ) прошел серьезный путь за внушительный исторический срок (более 60 лет) от стороннего кредитора на второстепенных ролях до международной организации, которая определяет экономическую политику многих развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой. При этом вызывает особый исследовательский интерес анализ специфики и инструментов МВФ, за счет чего он достаточно быстро занял ведущее место среди международных финансовых организаций и стал субъектом мировой экономики. Прогнозы и решения МВФ влияют на экономику отдельно взятых стран и на экономику в мировом масштабе в целом.

В актуальной ситуации развитие мировой экономики идет довольно медленными темпами. Одна из перспективных возможностей увеличить активность экономического роста - это трансформация международной валютно-финансовой системы.

В связи с этим представляется особенно актуальной тема настоящего исследования, так как ключевая задача Международного валютного фонда заключается в поиске путей и способов стимулирования мирового экономического роста в реалиях современного международного сообщества. Главной проблемой является исследование и принятие мер для обеспечения финансовой стабильности и увеличения роста экономики. В связи с этим приоритетным направлением среди ключевых является деятельность Международного валютного фонда по реализации долговой политики. Это объясняется высоким уровнем закредитованности стран в современных условиях.

Второе направление деятельности МВФ включает осуществление макропруденциальной политики посредством упрочнения международной системы финансово-экономической защиты, усиления безопасности потоков капитала и укрепление роли СДР.

Несмотря на то, что Международный валютный фонд как важный субъект мировой экономики на современном этапе развития может рассматриваться в качестве достаточно эффективно работающего института, его цели, а также отдельные функции и направления деятельности требуют постоянного совершенствования и модернизации в русле меняющихся экономических условий. Это обуславливает актуальность темы исследования.


Объектом курсовой работы является Международный валютный фонд.

Предметом курсовой рaботы являются цели, задачи, функции и специфика деятельности Международного валютного фонда.

Целью курсовой работы является исследование роли Международного валютного фонда в мировой экономике.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. Провести ретроспективный анализ становления и развития Международного валютного фонда;
  2. Охарактеризовать Международный валютный фонд как субъект мировой экономики;
  3. Исследовать цель, задачи и функционал Международного валютного фонда;
  4. Раскрыть основные направления деятельности, проблемы и перспективы развития Международного валютного фонда;
  5. Проанализировать роль Международного валютного фонда в предотвращении экономических спадов и кризисов различных стран на примере России.

Изучению научно-методологических основ исследования Международного валютного фонда посвящено недостаточно много научных работ и монографий, в основном доступны для анализа периодические издания последних лет издания и данные официальных сайтов МВФ и Министерства финансов нашей страны, что определило валидность, надежность и актуальность использованных источников и данных. Основу исследования составили законодательные акты в сфере мировых валютно-финансовых отношений и данные с официальных сайтов www.imf.ru и www.minfin.ru.

Структура работы определяется логикой построения научного исследования, его целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении раскрывается актуальность темы исследования и основные методологические характеристики: объект, предмет, цели, задачи и методологическая основа научного исследования.

В первой главе подробно освещены исторический анализ становления и развития Международного валютного фонда, его цели, задачи, функции и характеристика как субъекта мировой экономики.

Вторая глава носит предметный характер и строится на основе анализа практической деятельности Международного валютного фонда. В рамках этой главы дается общий анализ работы Фонда в целом и оценка его работы по урегулированию кризисных состояний в экономиках различных стран на примере России, что, в свою очередь, позволило сделать итоговое заключение о воздействии МВФ на безопасность России во внешнеэкономическом пространстве.

В заключении подводятся итоги проведенной исследовательской работы, формируются окончательные выводы по теме настоящей курсовой работы.


ГЛАВА 1. Международный валютный фонд как предмет научных исследований

1.1 Ретроспективный анализ становления и развития Международного валютного фонда

Международный валютный фонд – это межгосударственный институт, который предоставляет кредиты странам, разрабатывает принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.[1]

Основные потрясения начала XX в., к которым, прежде всего, относятся Первая и Вторая мировые войны и Великая депрессия, предопределили во многом структуру и функционал Международного валютного фонда.[2]

Сразу после первого потрясения остро встал вопрос о необходимости разнопланового межгосударственного регулирования экономических отношений в мировых масштабах. Подчинению данной цели было направлены созывы в 1921 г. Брюссельской конференции, а в 1922 г. – Генуэзской. Они были направлены на обсуждение ключевых экономических проблем. В результате их работы международное сообщество признало потребность в создании специального органа, содействующего сотрудничеству в экономической плоскости между странами. При этом стоит отметить чрезвычайно низкую результативность этих конференций.[3]

1930-е гг. были сложными и противоречивыми для мировой экономики. При этом проведение в этот период нескольких международных конференций, направленных на решение проблемы мировых валют и снижение остроты в международных экономических отношениях, не принесло успеха.

Этот период в мировой истории принято называть Великой депрессией, которая, несмотря на сокрушительный удар по международной экономике, принесла и положительные результаты. В частности, ее следствием стало понимание тесной связи между экономическим ростом и политической безопасностью, а также пришло осознание мировым сообществом уязвимости национальных экономик из-за расширения внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов. Всем стало очевидно, что в результате валютных и торговых войн проигрывают все.[4]


Кризис валютных-кредитных отношений в мировых масштабах вновь обострился в период II мировой войны, когда в новых экономических условиях лидерскую позицию в разработке нового миропорядка заняли США. Эта страна имела в тот сложный для большинства стран период быстрорастущую экономику, а также чрезвычайно сильные вооруженные силы.[5]

«В отношении того, какой мировой порядок следует построить после окончания войны, в американском обществе существовал уверенный консенсус: недопущение повторения британского опыта создания империй на базе силового контроля над слабыми обществами; уважение принципа национального самоопределения; создание системы коллективной безопасности; мировое экономическое сотрудничество на основе равноправного доступа к торговле и инвестициям, универсализма и многосторонности. Устранение всех дискриминационных барьеров, замена двусторонних экономических отношений многосторонними, что позволило бы всем странам, получить выгоды от мировой экономической конкуренции, равного доступа к сырью, экономической специализации на основе принципа «сравнительных преимуществ»[6].

За длительный период II мировой войны «в США было создано огромное количество комитетов, задачей которых являлась разработка нового мирового порядка. Все эти комитеты предлагали разнообразные варианты послевоенного мирового устройства, однако все они сходились во мнении о необходимости создания регулирующих специализированных институтов»[7].

Планировалось создать валютно-финансовый режим, торговый, энергетический, морской, режим военной безопасности и т.д., которые должна была координировать Организация Объединенных Наций (ООН). Кроме координирующих функций, ООН должна была исполнять роль единой системы мировой безопасности.

Составлением международных экономических режимов были заняты различные комитеты и комиссии. Центральное место среди предложенных заняли «план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США) и план международного клирингового союза – Д.М. Кейнса (Великобритания)»[8].

Среди этих двух особый интерес привлек План Г. Уайта, который основной задачей видел создание и развитие «послевоенной валютной системы, основанной на «международной валюте»»[9]. При этом генеральной целью его «являлась стабилизация курсов валют союзных стран для поощрения потоков производительного капитала. Уайт подчеркивал, что поддержание стабильных курсов валют означает устранение валютного риска в международных экономических и финансовых сделках. В связи с этим издержки во внешней торговле снижаются, а капитал попадает в страну, где он получает наибольшую прибыль в условиях отсутствия риска валютного обесценения»[10].


В 1943 году был опубликован итоговый вариант плана, который был представлен для обсуждения экспертам 30 стран. Данный документ позиционировал «несколько целей: оказание помощи в стабилизации валютных курсов, сокращении периодов и снижении степени неравновесия платежных балансов, содействие созданию условий упрочения внешней торговли и производства, облегчение эффективного использования блокированных валютных средств, ослабление валютных ограничений и других дискриминационных мер»[11].

В итоге планы были представлены Д.М Кейнсом и Г.Д. Уайтом на обсуждение в рамках регламента международной конференции в Бреттон-Вудсе, проходившей в США в штате Нью-Хэмпш 1–9 июля 1944 г. Результатом обсуждений на конференции было принято компромиссное решение об учреждении Международного валютного фонда. Целью нового международного института позиционировалась, прежде всего, оказание финансовой помощи странам в период внешнеторгового дефицита и их кредитование на восстановление после войны. Данное решение являлось в рассматриваемый исторический период первым и одним из решающих шагов на пути построения абсолютно нового мирового порядка, о котором говорили политические лидеры США.[12]

В силу принципа, прописанного в уставе, «принятия решения на основе «взвешенного количества» голосов, который увязывал количество голосов страны в организации с ее вступительным взносом и вкладом в мировую экономику, США претендовали на 30% всех голосов в МВФ и МБРР, что автоматически делало их главным распорядителем ресурсов этих организаций»[13].

В Бреттон-Вудской конференции принял участие и подписал учредительные документы о создании МВФ и МБРР СССР. «Советская делегация предлагала распределить голоса организаций таким образом, чтобы у СССР и США было приблизительно равное количество голосов независимо от вступительного взноса, который страна, понесшая самые большие потери в войне, не могла себе позволить без значительного ухудшения внутриэкономической ситуации. Кроме того, советская делегация выразила озабоченность тем, что условия предоставления кредитов МВФ, по сути, являются прямым вмешательством во внутренние дела принимающих стран. Это стало причиной того, что в итоге Советский Союз отказался ратифицировать договор об учреждении МВФ, что автоматически означало невозможность стать членом МБРР (согласно уставу МБРР, членами Банка могут быть только страны – члены МВФ, исключение или выход страны из МВФ означает автоматическое исключение ее из Банка)»[14].