Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечение упорядоченных отношений в валютной сфере между странами-членами.

4. Определение паритетов и курсов валют; недопущение обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ.

5. Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений.

6. Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов.

7. Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов.

8. Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам.

9. Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.[33]

Важное значение имеет понимание основной из главных задач Международного валютного фонда, которая проявляется в создании условий для обеспечения стабильности международной валютно-финансовой системы, так как она является отражением состояния мировой экономики в целом.[34]

Исходя из того состояния, в котором «на данный момент находится мировая экономика, международный валютный фонд в октябре 2016 года заявил, что предвидится пониженный мировой рост и экономическая стагнация может вызвать призывы к протекционизму. Снижение мирового экономического роста мотивируется тем, что хроническая стагнация может вызвать усиление настроений противников мировой торговли, что в свою очередь будет сдерживать экономический рост. Международная торговля играет колоссальную роль как в развитии национальной экономики той или иной страны, так и мировой экономики в целом. Также МВФ призывает стран-участниц к применению всех рычагов финансовой политики, а именно денежно-кредитного, налогово-бюджетного и структурного рычагов. Использование этих составляющих по отдельности не приведет к значительным положительным сдвигам».[35]

Согласно рекомендациям МВФ, для стимулирования в будущем экономического роста, центральные банки в странах с развитой экономикой должны выстраивать достаточно мягкую денежно-кредитную политику. При этом одна подобная мера будет малоэффективной для активного роста в этих странах, так как в них имеет место падение темпов роста производительности и старение населения. Их правительствам следует вкладывать денежные средства в образование, технологии и инфраструктуру для наращивания производственного потенциала.[36]


Помимо выше сказанного, к наиболее важным задачам, которые ставит перед собой Международный валютный фонд, относятся также содействие международной экономической и финансовой стабильности, а также оказание помощи странам в достижении устойчивого экономического роста. Экономическая стабильность и рост экономики создают условия, которые позволяют странам достигать цели развития, заключающиеся, в частности, в искоренении бедности, обеспечении достойного труда и сокращении неравенства.[37]

Помимо целей и задач, к основным характеристикам Международного валютного фонда относится его структура органов управления.

Так высшим руководящим органом Фонда является Совет управляющих. В данной структуре в качестве представителей от каждой страны-члена входят в ее состав управляющий и его заместитель. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков. В функционале Совета находится решение актуальных вопросов и проблем, связанных с деятельностью Фонда. Такими вопросами являются, например, «внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Один раз в год на сессии собираются управляющие. В исключительных случаях заседания могут быть организованны чаще или может проводиться голосование по почте в любое время.

В структуре Фонда имеет место «принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ»[38].

У каждого государства, являющегося членом МВФ, имеется в Совете 250 «базовых» голосов. Они не зависят от величины взноса государства в капитал. Помимо «базовых» имеют место один дополнительный голос каждой стране за 100 тыс. СДР. Стоит отметить, что это не дает право какому-либо члену купить в Фонде столько угодно голосов. Число дополнительных голосов определяется в рамках квоты, рассчитываемой согласно вкладу государства в мировую экономику.[39]

Подобный порядок способствует обеспечению решающего большинства голосов наиболее крупным государствам. Преобладающим числом голосов в Международном валютном фонде обладают США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Саудовская Аравия, Италия, Россия. «Доля 27 стран – участниц ЕС составляет 28,62%, 30 промышленно развитых государств имеют в совокупности 62,52% голосов в МВФ. На долю остальных стран приходится лишь 37,48% голосов.


США и ЕС обладают правом вето в отношении ключевых решений Фонда, принятие которых требует максимального большинства голосов (85%). Это вызывает недовольство и обеспокоенность развивающихся стран и стран с переходной экономикой».[40]

В соответствие с Уставом, Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления – Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Сначала эту роль играл (в 1974 г.) Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы, а в 1999 г. его преобразовали в Международный валютно-финансовый комитет.[41]

Этот орган в структуре Международного валютного фонда выполняет чрезвычайно важный функционал, в частности осуществляет руководство Исполнительным советом, разработка стратегических решений в ведении мировой валютной системы, составление и представление Совету управляющих предложений о необходимости внесения изменений в Статьи соглашения МВФ.

Схожим статусом обладает другой орган МВФ – Комитет Развития, консультирующий Советы управляющих Фонда и проводящий совместно с валютно-финансовым комитетом совещания для разработки докладов и консультаций.

Значительную долю своих полномочий Совет управляющих перенаправил Исполнительному совету. Он стал ответственным за решение широкого спектра разноплановых вопросов, например, предоставление кредитов государствам и «осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов».[42]

Таким образом, специфика Международного валютного фонда раскрывается в широком диапазоне решаемых целей и задач. К ним относятся создание условий для обеспечения стабильности международной валютно-финансовой системы, а также для эффективного международного сотрудничества в валютной сфере, расширения и гармоничного роста международной торговли. Помимо выше перечисленных, важным функционалом МВФ является определение курсов и паритетов валют, предупреждение их обесценения для создания конкурентных преимуществ, построение гибкой международной кредитной схемы, создание условий для построения полиплановой системы платежей в рамках текущих операций между государствами-членами и ликвидации валютных ограничений, предоставление финансовой и консультационной помощи странам, входящим в его состав и другое.


ГЛАВА 2. Роль Международного валютного фонда в мировой финансовой системе

2.1. Ключевые направления деятельности Международного валютного фонда

Международный валютный фонд – это «межгосударственный институт, который предоставляет кредиты странам, разрабатывает принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений».[43]

Страны, участвующие в этой инициативе ВБ и МВФ, готовят так называемые Рамочные стратегии сокращения бедности (PRSP), которые обновляются каждые три года и по которым страны ежегодно составляют отчет о прогрессе в сокращении бедности. В PRSP описываются макроэкономические аспекты экономической конъюнктуры; структурная политика; анализ уровня бедности; проводимая стратегия сокращения бедности; социальные программы, которые планируется осуществить в течение трех лет или более длительного периода с целью поддержки экономического роста и сокращения бедности, а также указываются финансовые издержки проводимой политики и источники их финансирования.[44]

Международный валютный фонд согласно собственному подходу в разрешении проблемы бедности базируют содержание своей деятельности на таких принципах как:

1.Инициатива самой страны для участия в программах помощи со стороны Фонда. При этом реформирование страны, находящейся в состоянии кризиса, в рамках программы разрабатываются, исходя из ее специфики, в частности с учетом неравенства социальных групп, гендерных взаимоотношений, соотношение прав регионов внутри страны.

2.Задание направления средне- и долгосрочного развития системы управления в государствах, нуждающихся в ускорении роста экономики, а также установление целей по ликвидации неравенства и бедности.

3.МВФ представляет свой подход к программе как широкомасштабный и ориентированный на результат.


4.Ориентация на взаимовыгодное сотрудничество государства, сторонних факторов и внутренних стейкхолдеров. Это помогает разграничить зоны ответственности для получения эффективных результатов.[45]

Таким образом, «в основе разработки программ развития лежат потребности конкретной страны и концепция борьбы с неравенством и бедностью МВФ, что позволяет решать специфические для каждой страны проблемы, тормозящие процессы ее развития».[46]

Деятельность Международного валютного фонда раскрывается в таких направлениях как: обеспечение безопасности движения капитала, стимулирование стабильности системы финансовой защиты в мировых масштабах и роль СДР.[47]

Стоит отметить, что МВФ имеет право и возможность предоставлять превентивные кредит с целью предупреждения развития проблем финансового характера и их влияния на мировую экономику в целом. Эти кредитные средства дают возможность государствам с нестабильной экономикой, являющимся членами Фонда, получать займы заранее в объеме, который позволяет в дальнейшем своевременно использовать его для преодоления кризисной ситуации. С этой целью страна ведет переговоры с МВФ, которые могут растягиваться на годы. При этом не все заемщики, которые берут кредит, имеют объективную возможность в полном объеме погасить долг. Таблица 1 сформирована на основе анализа данных с Официального сайта МВФ. Из данных, представленных на таблице 1, видна ситуация с кредитными обязательствами перед Фондом стран-участниц.

Таблица 1. Рейтинг стран с наибольшим объёмом долга перед МВФ, 2018 г.[48]

Страна

Государственный долг в среднем на человека, долл.

Соотношение государственного долга

к ВВП

1.

Япония

111193

237,9 %

2.

Сингапур

56798

111,0 %

3.

Ирландия

53745

117,1 %

4.

США

53180

106,5 %

5.

Канада

44732

85,6 %

6.

Бельгия

43511

99,6 %

7.

Италия

42049

127,0 %

8.

Исландия

41356

99,1 %

9.

Швейцария

38804

49,1 %

10.

Катар

37710

37,8 %

11.

Франция

37146

90,3 %

12.

Греция

34968

158,5 %

13.

Великобритания

34851

90,3 %

14.

Австрия

34708

73,7 %

15.

Германия

34026

82,0 %