Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать вывод, что лидер по объему долга - это Япония. Интересно, что этот долг в два с раза больше ВВП Японии. И в целом подавляющее большинство государств, имеющих внушительный государственный долг перед МВФ, - это самые развитые страны в мировом пространстве в экономическом плане. «Несмотря на глобализацию многих процессов и интеграцию стран в мировую экономику, в данном случае такие задолженности могут негативно повлиять на национальную экономику стран, а также международные отношения, складывающиеся между странами-членами и МВФ».[49]

В актуальных условиях массового финансового кризиса деятельность МВФ как важной организации мирового масштаба по стабилизации финансовой системы мира привлекает особое внимание международного сообщества. К основному содержанию деятельности данной организации относится организация и реализация исследований, мониторинга развития экономики отдельной страны и мира в целом, рассмотрение возможности предоставления кредита для стабилизации экономического состояния стран-участниц.[50]

Международный валютный фонд представляет собой центральный форум для решения вопросов экономической полити­ки стран-участниц в массовом контексте, а также стабилизации валютно-финансовой системы мира в целом. К этим проблемам относятся, прежде всего, выбор государствами ведущих механизмов и регуляции дестабилизирующих потоков капитала в мире.

Интересным представляется определение двух составляющих в деятельности Фонда, акцент на которых ставит его руководство. Первым на данный момент направлением в политике МВФ является долговая политика играющая ключевую роль в развитии финансово-экономической системы. «Принимая во внимание высокий уровень закредитованности стран, в том числе развитых, эта политика сводится к сокращению кредитования стран, тем самым давая толчок к поиску внутренних источников финансирования, а не извне».[51]

Вторым важным направление деятельности Международного валютного фонда является «проведение макропруденциальной политики имеет важное значение для финансовой архитектуры как на национальном, так и на мировом уровне. Необходимо подчеркнуть, что макропруденциальная политика предполагает осуществление таких мер, как повышение безопасности потоков капитала, укрепление мировой системы финансовой защиты и роль СДР. С точки зрения инструментария макропруденциальная политика основывается на следующих пруденциальных нормах: требование к капиталу и ликвидности, нормирование баланса и лимитирование рисков. Данная политика может быть подкреплена документами, содержащими рекомендации в области финансового регулирования».[52]


Анализ литературы по проблеме содержательного аспекта функционирования МВФ, позволяет сделать вывод, что деятельность Фонда служит стабильной основой для развития финансовой системы и роста мировой экономики в целом.

2.2. Деятельность Международного валютного фонда по предотвращению экономических спадов и кризисов различных стран (на примере России)

В данном параграфе курсовой работы рассматривается, прежде всего, превентивной деятельности Международного валютного фонда в условиях актуальных финансовых кризисов.

В связи с этим важным представляется оценка уже имеющихся и только разрабатываемых механизмов регулирования, методов решения проблем погашения долга перед МВФ суверенными заемщиками во взаимной связи «с макроэкономическим и структурным реформированием национальных хозяйств, анализ новых инструменты поддержки кризисных стран для предупреждения и преодоления кризисных состояний».[53]

Роль МВФ в периоды финансовых кризисов многократно возрастает, поскольку он располагает большими полномочиями и финансовыми ресурсами, широким набором инструментов регулирования, разрабатывает рекомендации по валютной и кредитно-финансовой политике, обеспечивает сбор и распространение информации по актуальным проблемам валютно-финансовых отношений.

МВФ, в сущности, был задуман как своеобразная касса взаимопомощи: правительства создают общий валютный фонд, из которого нуждающиеся государства — члены МВФ могут на время брать деньги, если у них возникают проблемы с платежным балансом.[54]

Основным каналом и средством регулирующего воздействия МВФ на мирохозяйственные связи и мировую валютно-финансовую систему оказались его кредиты. Они выдаются преимущественно не на финансирование обычных дефицитов платежных балансов, а на поддержку экономических реформ и структурной оптимизации, чтобы восполнить дефицит средств.

В обмен на финансовую помощь со стороны МВФ страна принимает прямое обязательство о проведении корректирующих мер, которые гарантируют, что реципиент будет в состоянии своевременно погашать свою задолженность фонду и обеспечивать тем самым возобновляемость его кредитных ресурсов.[55]


Как крупное кредитное учреждение фонд формирует собственные ресурсы главным образом из взносов, поступающих в порядке оплаты квоты стран — членов МВФ. В связи с увеличением потребности в финансовой поддержке и изменением роли отдельных стран в мировом хозяйстве квоты периодически пересматриваются. В конечном итоге именно их размер определяет сумму взноса в резервных активах и национальной валюте, совокупный объем кредитов, которые страна может получить у МВФ, и долю специальных прав заимствования при их распределении (эмиссии).[56]

В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать заемные средства. Наиболее часто и эффективно для этой цели используются Генеральное соглашение о займах и Новое соглашение о займах, неоднократно продлевавшиеся по мере необходимости.

В настоящее время МВФ предоставляет кредиты странам-членам для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, а также для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, т.е. для финансирования бюджетных расходов правительства.[57]

Специфической особенностью кредитования по линии МВФ является то, что в качестве обеспечения кредита выступают не материальные ценности, не гарантии или поручительства других кредитных организаций или правительств, а программа стабилизации экономики, разработанная страной-заемщиком при прямом участии фонда.

Фактически вся кредитная деятельность осуществляется по трем направлениям — обычному, специальному и льготному финансированию, или механизму.[58]

В основе обычных механизмов лежат квоты в уставной капитал, которые состоят из конвертируемой и национальной валют. Если доля национальной валюты меньше квоты, то разница образует резервную позицию, которой страна — член МВФ может воспользоваться в любой момент, не оплачивая никаких процентных и комиссионных платежей.

Главное назначение таких кредитов — «содействие макроэкономическим стабилизационным программам или структурным реформам. При этом страны-заемщики должны выполнять определенные требования, зафиксированные в письме о намерениях или меморандуме об экономической и финансовой политике, причем степень жесткости подобных требований по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Таким образом, МВФ, по сути, оказывает серьезное экономическое давление на заемщиков, вплоть до того, что при невыполнении взятых на себя обязательств приостанавливает очередной транш или вообще отказывает в дальнейшем кредитовании».[59]


Специальные механизмы создавались как дополнение к обычным для расширения масштабов и совершенствования структуры кредитных операций. К ним относятся[60]:

механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования. Предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами;

механизм финансирования дополнительных резервов (действует с 1997 г.). Он предназначен для оказания финансовой помощи тем странам, которые испытывают исключительные трудности с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что выражается в стремительной утечке капиталов и давлении на валютные резервы страны. Выдается такой кредит в рамках соглашения «стэнд-бай» или расширенного кредитования странам, уже находящимся в состоянии кризиса;

чрезвычайные кредитные линии, или превентивное финансирование (действуют с 1999 г.). Они предназначены для защиты стран, которые проводят «здоровую» экономическую политику, но могут оказаться уязвимыми для внешнего кризиса (эффект инфекции).

Льготное финансирование формализовано в виде кредитов расширенного кредитного структурного финансирования, а также в форме ссуд и грантов в рамках долговой HIPC-инициативы. На него могут рассчитывать страны с низким уровнем дохода, которые испытывают хронические проблемы с платежным балансом.[61]

Многие страны, в том числе и Россия, «имеют недостаточное количество собственных ресурсов для осуществления внутренний вложений в целях преодоления дефицита государственного бюджета, проведения операций по социально-экономическим преобразованиям, выплаты долгов по внешним заимствованиям и других операций. Международные финансовые институты могут способствовать облегчению бремени России по валютно-кредитным операциям, предоставляя ресурсы с учётом своих правил, обеспечивая тем самым выполнение одного из критериев внешнеэкономической безопасности страны».[62]

Кроме того, «не стоит забывать о таком элементе МВФ, как механизм экстренного финансирования, благодаря которому Фонд может за короткий срок утверждать кредиты его странам-членам. Суть механизма заключается в том, что Исполнительный совет способен действовать быстрее, чем в рамках обычного функционирования МВФ. Он уменьшает риск возникновения кризисной ситуации, когда внешние счета находятся под угрозой, или же в случае, если период кризиса уже настал, способствует незамедлительному применению мер для решения возникшей проблемы. Однако этот механизм применяется лишь в редких случаях и до сих пор не был задействован в отношении России».[63]


Также, Россия получила возможность присоединения к системе специальных прав заимствования (СДР), т.к. участниками этой системы могут стать лишь органы, осуществляющие валютную политику стран-членов МВФ, и сам Фонд, а также некоторые международные институты.

Вступление России в МВФ дало свои положительные результаты. Во-первых, стабилизировалось денежное обращение. Экономика страны была реформирована. Вследствие «шоковой терапии», которая была проведена Фондом с учётом рекомендаций его экспертов, был значительно уменьшен уровень гиперинфляции, а к середине 1990-х был стабилизирован курс рубля. Снизились темпы роста потребительских цен. Всё это способствовало перестройке экономики.[64]

Кроме того, вступление России в МВФ было обусловлено её интеграцией в мировую экономику и в мировую валютную систему. Членство в Фонде способствовало её ускорению: началась подготовка к введению ограниченной конвертации рубля посредством введения внутренней обратимости, унификации курса валюты.[65]

По истечении времени роль МВФ постоянно растёт. В 2008-2009 гг. были проведены встречи лидеров стран «большой двадцатки» с целью расширения экономического сотрудничества и организации мер по преодолению кризиса. Государства-члены сформулировали и обязались следовать тем мерам макроэкономической политики, которых требует мировое сообщество и которые поддерживает МВФ. Группа двадцати также отметила, что МВФ играет важную роль в преодолении кризиса.[66]

Фонд способен достаточно быстро реагировать на кризисную ситуацию, обладая необходимыми для этого ресурсами, которые по большей части зависят от квот, предоставляемых странами МВФ.

Отношения России с МВФ в течение времени складывались неоднозначно. «1998 г. был достаточно активным касательно взаимодействия нашего государства с Фондом. За год Совет директоров и его высшее руководство многократно (9 раз) выступали с официальными заявлениями о ситуации в России. МВФ предоставил России огромный кредит в сумме 11,2 млрд. долл. После кризиса в августе 1998 г. Фонд прекратил выдачу кредитов России, но вскоре восстановил сотрудничество с ней с условием, что она предпримет адекватные меры по выходу из кризиса, одной из которых является разработка реалистического бюджета на 1999 г. Начиная с 2000 г., отношения России и Фонда снова выходят на новый уровень: стабилизируется валютно-финансовое положение России, что является формальным основанием для свёртывания МВФ финансовой поддержки».[67]