Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Международный валютный фонд как предмет научных исследований
1.1 Ретроспективный анализ становления и развития Международного валютного фонда
1.2. Характеристика Международного валютного фонда как части мирового фондового рынка
1.3. Цели, задачи и функции Международного валютного фонда
ГЛАВА 2. Роль Международного валютного фонда в мировой финансовой системе
2.1. Ключевые направления деятельности Международного валютного фонда
Была решена проблема реструктуризации внешней задолженности. Правительство России подписало соглашение о реструктуризации задолженности с Парижским и с Лондонским клубами кредиторов, благодаря чему удалось облегчить давление платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, привести внешнюю платежеспособность и международные кредитные отношения в относительно стабильное положение.[68]
Состояние внешнего государственного долга также является одним из критериев экономической безопасности РФ. В стране наблюдается изменение структуры заимствований: активно возрастает внутренний долг при том, что внешний долг остаётся стабилен. Такая тенденция соответствует долговой политике Правительства РФ.[69]
Международные валютные финансовые и банковские институты играют важную роль в системе международных экономических отношений. Являясь участником МВФ, Россия открывает для себя широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. Но использование иностранных заимствований включает в себя не только выгоды, но и риски. МВФ обладает множеством возможностей и функций для обеспечения экономической безопасности страны, а также принятия мер по приведению международных финансовых рынков в стабильное положение и по предотвращению мировых валютно-финансовых кризисов. Окончательный эффект для экономики и банковского сектора определяется оптимальностью выбора уровня внешнего долга и эффективностью управления рисками, которые связаны с привлечением внешнего финансирования. С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ.[70]
Проведенное исследование показало, что антикризисное регулирование МВФ осуществляет достаточно широким набором как апробированных, так и совершенно новых финансовых инструментов. Продолжается поиск мер, предупреждающих возникновение финансовых кризисов, большое значение придается обеспечению доступности и прозрачности финансовой информации.[71]
Несомненно, подобные меры должны оказать стабилизирующее влияние на международные финансовые рынки, однако они явно недостаточны для того, чтобы спрогнозировать и, главное, урегулировать кризисные ситуации. При всей значимости уже происходящих в деятельности МВФ изменений можно констатировать, что они представляют собой попытки скорее частичного усовершенствования мировой финансовой системы путем модификации достаточно известного набора инструментов и некоторого изменения их функций, чем кардинального ее реформирования.[72]
Таким образом, на сегодняшний день в период нестабильного развития мировой экономики необходимо сотрудничать государствам с МВФ в целях притока финансовых ресурсов в страны с разным уровнем доходов, решения проблем внешней задолженности этих стран, предотвращения возрастания задолженности до недопустимого уровня, а также содействию возвращению вывезенного капитала.
2.3. Проблемы и перспективы Международного валютного фонда
В условиях мирового финансового кризиса возникла необходимость реформирования Международного валютного фонда в целях повышения эффективности его деятельности. К числу его важнейших проблем относятся перераспределение квот внутри организации, валютные войны, создание глобальной сети финансовой безопасности.
Мировая экономика столкнулась с рядом непредвиденных проблем в 2015 году. Международный валютный фонд основное внимание продолжал оказывать стимулированию экономического роста стран и укреплению их сотрудничества, при этом он претерпел ряд экономических изменений, которые требовали немедленной адаптации.[73]
В ходе кризиса политика и рекомендации МВФ нередко подвергались критике как несоответствующие реалиям современной мировой экономики. Достаточно жестко ставился вопрос о необходимости реформирования мировой финансовой системы и самого Фонда в целях повышения эффективности его деятельности. Критиковалась политика МВФ в отношении развивающихся экономик. Подчеркивалось, что выполнение рекомендаций и условий Фонда лишает развивающиеся страны самостоятельности в принятии решений.[74]
Стремление навязать ослабленным рецессией государствам проведение жесткой бюджетной политики, по мнению экономистов Вашингтонского Центра экономических и политических исследований, является «серьезной ошибкой Фонда» и способно привести к ухудшению и без того плачевной ситуации в наиболее пострадавших от кризиса странах. Подчеркивая неоднозначность критериев и методов, на основании которых МВФ формулирует цели и задачи в отношении третьих стран, специалисты CEPR неоднократно призывали Фонд пересмотреть линию своего поведения, отказаться от навязывания слаборазвитым странам процикличной политики в условиях экономического спада.[75]
Рекомендации МВФ развивающимся экономикам по проведению жесткой монетарной либо фискальной политики отличаются от поддерживаемых Фондом практических мер по преодолению кризиса, принимаемых развитыми в экономическом отношении странами.[76]
Действительно, МВФ не рекомендует развивающимся экономикам придерживаться антикризисного курса развитых стран. По мнению специалистов Фонда, только развитые экономики могут позволить себе проведение так называемой мягкой экономической политики, в то время как в большинстве развивающихся она способна вызвать непредсказуемый рост дефицита бюджета. К тому же в отдельных случаях резкое сокращение объема валового внутреннего продукта (ВВП) при одновременно высокой стоимости кредитных ресурсов может привести к беспрецедентно высокому уровню государственного долга. В этой связи МВФ настаивает на политике сбалансированного бюджета и урезании государственных расходов.[77]
Между тем нельзя не отметить, что критика в отношении МВФ во многом справедлива. Международный валютный фонд ставит возможность получения кредитов в зависимость от проводимой страной экономической политики.
Первой внезапной проблемой у МВФ стало резкое снижение цен на нефть. «Падение более чем наполовину с сентября 2014 года по январь 2015 года оказало существенное воздействие на государства – члены МВФ. Для большинства стран – членов МВФ падение цен оказалось благоприятным, оно способствовало экономическому росту в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике. Но у стран – производителей нефти возникла необходимость трудной корректировки. Эти события усилили значение аналитической работы МВФ и его рекомендаций по экономической политике».[78]
Влияние цен на нефть на различные страны – члены МВФ имело общие последствия для работы МВФ. Надзорная работа, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, адаптировалась к стремительно меняющейся обстановке. Исполнительный совет МВФ активно принимал участие в рассмотрении отчетов и докладов, в которых анализировалось воздействие падения цен на нефть.
«Пандемия лихорадки Эбола в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне была второй проблемой, с которой столкнулся МВФ в 2015 году. Распространение лихорадки привело к заражению более 26 тысяч человек и гибели более 10,5 тысячи человек. Поэтому МВФ быстро принял необходимые меры для правительств трех государств в ответ на кризис и возврата экономик к росту. Фонд выделил свыше 400 млн долл. США для покрытия многочисленных новых нужд в финансировании».[79]
На протяжении пандемии МВФ продолжал взаимодействовать с официальными органами каждой страны, и, когда кризис начал сокращаться, переговоры переключились на более длительную перспективу быстрого восстановления экономического роста.
Третьей проблемой МВФ была проблема поддержки Украины, преодолевающей трудные экономические и финансовые условия. МВФ поставил непростые цели: вывести экономику из кризиса, восстановить внешнеэкономическую устойчивость, поддержать экономический рост за счет проведения структурных реформ, а также защитить уязвимых граждан страны.[80]
Что касается проблем, стоящих перед международной валютно-финансовой системой в целом, то можно сказать, что «одна из них связана с необходимостью ускорения роста в странах с развитой экономикой. Другой проблемой является необходимое перебалансирование экономики Китая. При этом рост может быть менее высоким, но более стойким. Однако, данная ситуация может повлечь за собой неблагоприятные последствия для других стран. Тем не менее, самыми острыми проблемами на данный момент являются различия в денежно-кредитных условиях мировых экономик».[81]
Для понимания актуальных проблем МВФ важно рассмотреть результаты саммита в Шанхае в 2016 году, в котором принимали участие министры финансов и главы ЦБ стран «Группы 20».[82] На нем обсуждались вопросы, касающиеся проблем мировой экономики и финансовой архитектуры. Была подчеркнута важность увеличения производства и необходимость структурных реформ для повышения производительности и роста экономики. Участники договорились об увеличении собственного капитала Фонда и утвердили программу деятельности Рабочей группы по международной финансовой архитектуре, целью которой является стабильная работа и упорядоченное преобразование мировой финансовой системы.[83]
На этом «саммите критиковалось бесконтрольное накачивание одними странами своих национальных экономик денежной ликвидностью, что способно привести к существенному повышению рисков на финансовых рынках для других стран. Были одобрены южнокорейские предложения о создании Глобальной сети финансовой безопасности, поскольку массовый приток и вывоз спекулятивных средств из стран с растущими экономиками создает факторы нестабильности для экономического развития. Особое место отводится созданию финансовых механизмов, позволяющих оперативно обеспечить доступ к финансовым ресурсам в случае возникновения кризиса или появления его признаков. В основе этой системы должны быть заложены механизмы и ресурсы МВФ, что позволит превратить эту организацию в «кредитора последней инстанции»».[84]
Таким образом, анализ научных исследований и актуальной мировой практики позволяет сделать вывод о несовершенстве политики проводимой Международным валютным фондом. Усилившиеся в актуальный период экономического развития валютные споры между странами способствовали оптимизации его деятельности в части решения проблемы низких курсов национальных валют. Основная цель в данном случае - ликвидация возможности их применения как экономического оружия. МВФ систематически критикуют за его несовершенство как важного международного института. В частности он не всегда своевременно реагирует на происходящие катастрофы и кризисы. В современных условиях молниеносно распространяющихся кризисных явлений в отдельных странах и международной экономике в целом Фонду необходимо быть готовым к экстренному принятию решений, не дожидаясь погружения страны в глубокий кризис. Международный валютный фонд требует внесения преобразований, позволяющих ему оставаться эффективным международным финансовым спасателем слабых экономик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы является исследование роли Международного валютного фонда в мировой экономике.
Международный валютный фонд, как важный международный институт, прошел серьезный исторический путь развития, расширяя свои полномочия в рамках мировых экономических отношениях. При этом мировому сообществу на современном этапе развития МВФ все больше видится потребность в разработке и запуске содержательно новых механизмов регулирования, обеспечивающие запас прочности для экономической системы на всех уровнях.
Он находится в центре валютно-финансовой системы, но в то же время Фонд является частью более широкой системы, состоящей из ЦБ и других организаций, устанавливающих стандарты.
Международный валютный фонд имеет чрезвычайное значение для международной финансовой системы. Этот институт является базой для эффективного функционирования таких важных процессов как: обмен товарами и услугами и движения капитала. Он поддерживает стабильный рост мировой экономики в целом. Для успешной работы Фонда необходимо учитывать потребности и отдельных стран, и международной экономики в целом в среде регулярно меняющихся финансово-экономических связей.
Специфика Международного валютного фонда раскрывается в широком диапазоне решаемых целей и задач. К ним относятся создание условий для обеспечения стабильности международной валютно-финансовой системы, а также для эффективного международного сотрудничества в валютной сфере, расширения и гармоничного роста международной торговли. Помимо выше перечисленных, важным функционалом МВФ является определение курсов и паритетов валют, предупреждение их обесценения для создания конкурентных преимуществ, построение гибкой международной кредитной схемы, создание условий для построения полиплановой системы платежей в рамках текущих операций между государствами-членами и ликвидации валютных ограничений, предоставление финансовой и консультационной помощи странам, входящим в его состав и другое.