Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-объем сбережений хозяйствующих субъектов;

-уровень доходов, приносимых финансовыми активами;

-степень ликвидности этих активов;

-подверженность системным и несистемным рискам;

-ожидание относительно динамики цен на финансовые активы;

Далее будет подробно описана значимость каждого финансового инструмента.

2.2 Налоговая система как финансовый инструмент, ее функции и значение. Виды налогообложения

Необходимым элементом, обеспечивающим нормальное функционирование государства, является налоговая система, которая принимает участие в формировании государственного бюджета. Юридическое определение налогов и сборов дано в ст.8 НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (или) муниципальных образований. Совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления именуется налоговой системой. Источником налога является доход субъекта налога. Налог обладает тремя основными признаками:

-императивность (требование обязательности налогового платежа);

-смена собственника (доля частной собственности в денежной форме переходит в государственную);

-безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику);

По объекту обложения, выделяют налоги:

-с дохода

-с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и т.д.)

-за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения,сделки купли-продажи и т.д.)

-рентные;

-на потребление;

-на ввоз и вывоз через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы);

По видам налогоплательщиков:

а) налоги с юридических лиц;

б) налоги с физических лиц;

Также выделяют прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.). Прямые взимаются непосредственно с налогоплательщика, а косвенные налоги заложены в виде финансовой добавки к цене и соответственно переводятся на покупателя, который выступает как носитель налога. По динамике налоговых ставок определяют 4 вида налогообложения:


-равное;

-пропорциональное;

-прогрессивное;

-регрессивное;

При равном налогообложении для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога, причем она не зависит от доходов носителя или же его имущественного положения. В случае пропорционального налогообложения все субъекты обязаны уплатить государству одинаковую часть своего дохода, то есть сумма налога зависит непосредственно от величины последнего. На данный момент, согласно ст.224 2ч. НК РФ налоговая ставка от доходов физических лиц составляет 13%. Что касается прогрессивного налогообложения, то здесь ставка налога увеличивается с ростом налоговой базы. Регрессивный же вид отличается тем, что с ростом налоговой базы ставка уменьшается. Существует четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная. Теперь рассмотрим значение каждой функции. Фискальная функция выражает главное предназначение налогов, которое заключается в создании финансовых ресурсов страны. Вторая немаловажная функция-контрольная, формирующая предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в ходе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря этой функции можно оценить эффективность функционирования налоговой системы и при необходимости внести некоторые изменения. Регулирующая функция реализует себя через систему различных льгот, налоговых платежей и сборов.

Виды льгот:

-снижение налоговой ставки;

-предоставление налогового кредита;

-введение необлагаемого минимума;

-уменьшение оклада налога;

Распределительная функция является дополнением контрольной функции, так ее назначение состоит в распределении платежей между юридическими и физическими лицами, различными сферами экономики, а также территориальными образованиями и государством.

Таким образом, финансы принимают непосредственное участие в становлении налоговой системы, которая формирует часть государственного бюджета. Исходя из того, их можно использовать как инструмент, регулирующий величину казны путем установления налоговой ставки, которую в случае необходимости, возможно, увеличить или наоборот уменьшить. В дополнение к этому допустимо введение новых налогов.

2.3. Государственный кредит. Процесс регулирования экономики страны


В экономической науке применяются два понятия: государственный кредит и государственный займ. Различие этих категорий заключается в целях применения. Детализируем сущность и функции каждого. Сперва рассмотрим направленность действия государственного кредита. Государственный кредит определяется как совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Функции государственного кредита:

1)Распределительная функция проявляется в перераспределении денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики страны, а также в финансировании текущих и капитальных расходов.

2)Регулирующая функция выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения влияет на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

3)С помощью контрольной функции имеется возможность контролировать целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Значение государственного кредита как инструмента, заключается в следующем:

  • При использовании государственного кредита достигается баланс расходов и доходов бюджета
  • Используется для покрытия бюджетного дефицита
  • Также выступает как инструмент регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования социальных потребностей общества

Основные принципы государственного кредита: добровольность, возвратность, платность и срочность. Стоит отметить, что данный вид кредита носит строго целевой характер (например, покрытие дефицита бюджета). Обеспечением кредита является все имущество, находящееся в собственности государства. Теперь уточним категорию государственного займа.

Государственные займы-это основная форма государственного кредита, где государство выступает преимущественно в роли заемщика.

«Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.


Государственные займы делятся на два вида:

-внутренние (долговые обязательства выраженные в валюте РФ);

-внешние (долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

Долговые обязательства:

  • Краткосрочные (до 1 года)
  • Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
  • Долгосрочные (от 5 до 30 лет)

Кредитное финансирование государства и местных органов:

-является одним из самых гибких инструментов регулирования экономических процессов, происходящих как на макро-, так и на микроуровне.

-позволяет равномерно и справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущим поколением.

-дает возможность воздействовать на денежно-кредитную и социальную политику.

-определяется как фактор, способствующий ускорению темпов социального и экономического развития страны.

Государственные займы классифицируются по следующим критериям:

По субъектам эмиссии:

  • Выпускаемые Правительством РФ
  • Выпускаемые Правительствами субъектов РФ
  • Органами местного самоуправлению

По субъекту- держателю ценных бумаг:

  • Реализуемые среди населения
  • Реализуемые среди юридических лиц
  • Реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц

По способу размещения делятся на:

  • Добровольные
  • Размещаемые по подписке
  • Принудительные

По обеспеченности долговых обязательств:

  • Закладные (обеспечиваются конкретным залогом)
  • Беззакладные (обеспечением служит все имущество государства)

По видам доходности:

  • Выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи)
  • Процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке)
  • Целевые (беспроцентные)
  • С нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу)

Так, суть государственных займов состоит в том, что государство выпускает определенное количество облигаций, которые распространяются среди населения и юридических лиц и соответственно являются инструментом привлечения свободных финансовых средств в казну. Государственный займ обычно размещается под конкретные программы (развитие народного хозяйства, восстановление хозяйства в послевоенный период и т.д.). Тем не менее, главной функцией как государственного займа, так и кредита является привлечение свободных финансовых ресурсов в бюджет, которые в последствии будут использованы согласно их целевым программам либо для других нужд страны.


3. Финансовый рынок и его сегменты

3.1 Характеристика финансового рынка и его структура

На финансовом рынке производятся операции, связанные с обменом между субъектами данного рынка, а именно между нуждающимися в финансовых средствах и теми, у кого имеются их излишки. Обмен средствами реализуется посредством создания финансовых активов, которые приносят их владельцу (кредитору) денежные средства, а заемщик (эмитент активов) увеличивает при этом свои финансовые обязательства. Финансовый актив можно рассматривать как ценность способную приносить доход в деньгах, являющуюся объектом гражданских прав и обладающего ликвидностью, то есть способностью являться предметом сделок на финансовом рынке. Финансовый рынок представлен совокупностью рыночных форм торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами, депозитами и другими производными финансовыми инструментами.

Финансовый рынок делят на следующие сегменты:

-денежный рынок;

-валютный рынок;

-кредитный рынок;

-рынок ценных бумаг;

-страховой рынок;

-рынок инвестиций;

-рынок золота;

Цены на финансовом рынке определяются уровнем доходности определенных финансовых инструментов, в основе которых лежит средний уровень процентной ставки. Публичное установление уровня цен на основные финансовые активы складывается в ходе их биржевой котировки в зависимости от соотношения объема спроса и предложения на отдельные активы. Так, главной функцией финансового рынка является трансформация временно свободных средств в ссудный и инвестиционный капитал. Под свободными средствами (капиталом) понимаются средства находящиеся в форме общественных сбережений (денежных и других финансовых ресурсах населения, различных предприятий и т.д.). Далее будут детально рассмотрены все сегменты финансового рынка.

3.2 Денежный рынок

Деньги находятся в постоянном движении, так как осуществляют непрерывный оборот, в процессе которого обслуживают реализацию товаров и услуг, участвуют в накоплении капитала и формировании сбережений, помимо этого их используют при оплате финансовых сделок (операций). Денежный рынок представлен как рынок долговых обязательств со сроком погашения менее года. На денежном рынке задействованы огромные массы денежных средств, которые находятся в процессе непрерывного движения, в наличной и безналичной формах, то есть осуществляется денежный оборот. Такой оборот включает следующие потоки денег: