Файл: Понятие правонарушения (изучение и рассмотрение понятия, состава, функции и особенностей правонарушения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правонарушения в целом предполагают собой очень разнообразную совокупность противоправных деяний. Они далеко не равнозначны по степени и объемам вреда, причиняемого ими общественным отношениям. В связи с этим на страничках российской печати не которое время назад активно обсуждалась идея создания «Кодекса проступков», в который предполагалось поместить проступки, представляющие огромный уровень опасности, чем другие[8]. Предполагаю, подобный полный нормативно правовой акт вряд ли необходим ввиду слишком большого разнообразия и отраслевых различий проступков, не относящихся к нарушениям закона.

Признаки правонарушения

К признакам правонарушения относятся 1) вредность, 2) противоправность, 3) виновность, 4) реальность и 5) наказуемость. Эти признаки отличают правонарушение от нарушений иных социальных норм (морали, обычаев, религии, корпоративных норм). Рассмотрим обозначенные признаки в отдельности.

Одним из признаков правонарушения, наиболее заметным, вытекающим из самого термина, считается противоправность, т.е. несоблюдение закона, права, его общепризнанных норм, содержащих юридические обязанности и запреты. Правонарушение - это деяние, поведение, действия людей, воздействие или бездействие, а значит, правонарушение имеет возможность составить только действие поведения, внешне выраженный нарушителем закона. Значимость сего признака состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли не судят». Так, невозможно считать нарушением закона не проявленные сквозь действия внутренний образ мыслей, ощущения, не только положительные, но и от­рицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Деяние человека выражается или же в облике определенного действия, или в виде бездействия. Действие противоправно, в случае если оно противоречит обозначенному в норме общепризнанному масштабу поведения. Бездействие - один из видов поведения. Оно противоправно, в случае если закон предписывает действовать в надлежащих ситуациях.

Собственно, поведение, имеющее юридический смысл, содержит свой общеобязательный признак психологически, выражающийся в том, собственно, что правовое (например, как правомерное, так и противоправное) поведение находится под контролем сознания и воли лица. Значит, не имеет возможность признаваться деянием в юридическом значении, а, следовательно, и нарушением закона поведение в состоянии невменяемости или недееспособности.


Этим образом, правонарушение, будучи деянием, характеризуется как осознанный волевой акт. Правонарушение не соблюдает интересы, охраняемые правом, и наиболее причиняет вред общественным и собственным интересам, установленному правопорядку. В данном состоит еще одна черта, охарактеризовывающая правонарушения. Этой чертой, свойственной всем правонарушениям считается общественная опасность. Она выражается во вреде, наносимом социуму. Вред - это совокупность негативных последствий правонарушения[9]. Общественная сущность вреда состоит в несоблюдении правопорядка, дезорганизации социальных отношений и одновременное хотя и не всегда) умаление или уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения иных субъектов, вопреки закону.

«Вред - неотъемлемый признак каждого правонарушения. Характер вреда имеет возможность различаться по разным признакам, но правонарушение всегда несет социальный вред. Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или же неизмеримым, восстановимым или же нет, больше или меньше значимым, чувствуемым отдельными гражданами, коллективами или обществом и социумом в целом. Та или другая черта вреда находится в зависимости от видов нарушенных интересов, личных прав, объекта правонарушения. Вредных или безразличных для государства, общества, граждан правонарушении не существует» [10].

Правонарушения различны по степени вредности и вследствие этого различны по степени социальной угрозы. Как раз по этому критерию и случается деление правонарушений на преступления и проступки. Преступление охарактеризовывает большая степень общественной опасности, что не исключает, собственно, наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков очень высокой степени общественной опасности.

Этим образом, правонарушение это сознательный волевой акт общественно опасного противоправного поведения.

Социальная угроза, вредность правонарушения охарактеризовывает их как отрицательные социальные явления. Отрицательной оценки заслуживает и личность, совершившее правонарушения. Осуждение справедливо, оправданно и вполне вероятно при условии безукоризненного поведения, то есть такого воздействия или же бездействия, которое явилось результатом сознания, воли.

Осуждение основывается на том, что преступник выбрал из имеющихся именно вредоносный вариант поведения, пренебрег интересами общества, субъективными правами иных граждан. Выбор такового варианта поведения говорит о направлении, или же пренебрежении, или безразличии сознания преступника к общественным и индивидуальным интересам, к причинению или же допущению общественного вреда. Это пси­хическое отношение правонарушителя к собственным действиям или бездействиям и их результатам охарктеризовывает противоправное деяние как виновное.


Субъективный момент деяния - вина необходимый признак правонарушения. Вина выражается в 2-х формах: косвенная вина и прямая. В случае прямой вины правонарушителя имеется в виду, что данное лицо предвидит и желает наступления негативных последствий, при косвенной вине имеется в виду то, что лицо, совершившее правонарушение, предвидит наступление отрицательных последствий собственного действия, но в силу преступной халатности или же самонадеянности думает, что их получится избежать.

Нарушение закона имеет возможность составить только акт поведения, внешне выраженный нарушителем. Противоправное поведение получает свое объективированное выражение только лишь в действиях человека. По этому поводу Карл Маркс заметил следующее: «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом». Юридическая ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне противоправное деяние.

Правонарушение имеет возможность выражаться в форме действия или бездействия. Первое подразумевает несоблюдение запретов, второе – несоблюдение обязательств. Действие - акт активного поведения (убийство, нецензурная брань, подделка документов и т.д.). Основная масса правонарушений совершается как раз при помощи действия, которое имеет возможность выступать либо в форме физического воздействия на людей, животных, предметы вещественного мира, или в письменной форме, или же в устной (словесной) форме, либо исполняется с помощью жестов (т.н. «конклюдентные действия»).

Действительность нарушения закона выражается формулой: «за мысли не судят». Субъективное вменение, то есть обязанность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, ощущения, планы, убеждения) или же за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или же дружеские связи) не допускается. Cogitationis poenam nemo patitur – никто не несет ответственности за свои мысли. «Как правонарушение не могут охарактеризоваться мысли, убеждения, намерения человека, если они не проявились в действиях. При этом деянием понимается как активное действие, как и бездействие»[11].

Не всякое несоблюдение юридической обязанности или нарушение запрета, установленного законодательством, считается правонарушением. Ими признаются только действия, совершение которых влечет применение правовых наказаний к правонарушителю. Правонарушение всегда влечет за собой применение к нарушителю мер государственного воздействия, налагающих на него дополнительные лишения, обременения, тяготы имущественного или же личного характера. В случае если за совершение каких-то противоправных деяний наложение санкций не предусмотрено, привлечение нарушителя к ответственности неприемлемо. «Противоправны те деяния, которые запрещены государством под страхом наступления последствий, предусмотренных правовыми санкциями»[12]. Таким образом, правонарушением признается лишь деяние, совершение которого влечет применение установленных законом мер ответственности.


На практике возникают ситуации, когда какое-то нарушение закона так и остается нераскрытым. Эти случаи противоречат принципу неотвратимости юридической ответственности, впрочем, совершенное противоправное деяние само для себя не перестает быть «правонарушением».

С иной стороны, недостатки юридической техники обусловливают случаи, когда в тексте нормативно-правового акта поставлен конкретный запрет или юридическая обязанность, а какие-либо наказания за несоблюдение этих нормативных предписаний ни в представленном акте, ни в других нормах не учтены. В данном случае несоблюдение закона или неисполнение обязанностей утрачивает характер правонарушения. Аналогичное предписание может рассматриваться только лишь в качестве призыва, лозунга, рекомендательной общепризнанной нормы права.

Из сказанного следует вывод: если противоправность всегда виновна, то, в случае, если отсутствие вины свидетельствует об отсутствии противоправности и нарушения закона и исключает юридическую ответственность. Это состояние всецело соответствует принципам законности, справедливости, охраны прав личности и поэтому не имеет возможности и не должно иметь исключения.

2. СОСТАВ И ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Состав правонарушения

По своей структуре правонарушение - сложное системное образование. Состав правонарушения как правовое понятие раскрывает данную сложную структуру. Как показал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие состава правонарушения является важной базой для всех видов юридической ответственности, при данном признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание определенных составов преступлений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового страны, охватывая требования справедливости, в его отношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности[13].

Состав правонарушения, по мнению А.В. Демина, предоставляет собой совокупность установленных законом составляющих, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как определенное нарушение закона[14].

С.С. Алексеев верно отмечает, что собственно «состав правонарушения - это наличие всех составляющих факт правонарушения элементов (субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны), выступающих в неразрывном единстве как решающее основание юридической ответственности»[15].


Норма, имеющая состав правонарушения, представляет собой общее правило, под которое нужно подвести совершенное деяние. Это общее правило конкретизируется в заключении по конкретному делу и представляет собой умозаключение в виде приговора суда по уголовному делу, решения суда по гражданскому делу, протокола по административному правонарушению, приказа руководителя организации, учреждения по итогам административного (служебного) расследования и т.д. Понятие состава правонарушения может помочь на практике квалифицировать, имеется или же отсутствует правонарушение в конкретном поведении того или же иного субъекта права.

Объектом правонарушения считаются общественные отношения, охраняемые административными и уголовными взысканиями от противоправных посягательств.

Объект правонарушения - важный элемент состава всякого проступка. Не возможно быть признано правонарушением деяние, которое не нацелено ни на какой объект или же направлено на объект, не охраняемый законодательством о правонарушениях[16].

Признаком объективной стороной правонарушения можно именовать деяние. Оно является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все другие признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и метод[17].

Правонарушение совершаются людьми - субъектами правонарушения. Для признания лица, осуществившего противоправное деяние, субъектом административного проступка нужно установить, собственно, что оно по своему психическому состоянию и возрасту имело вероятность правильно ориентироваться в происходящих мероприятиях и явлениях находящейся вокруг действительности.

Субъект деяния не имеет возможности рассматриваться в качестве признака правонарушения. Но без субъекта нет нарушения закона, и в тоже время как не каждый человек может быть признан субъектом противоправного виновного действия. А значит, квалификация правонарушения зависит от понятия его субъекта.

Субъект уголовного права совпадает с субъектом уголовной ответственности. В гражданском праве такового совпадения нет. Субъекты гражданского права наделены определенными правами и прямыми обязанностями и могут активно участвовать во всевозможных правонарушениях, стимулируемых или допускаемых нормами гражданского законодательства. Субъекты гражданского права воплощают правомерные действия. В соответствии с этим в науке гражданского права субъекты гражданского права рассматрива­ются как лица, наделенные правоспособностью и дееспособностью для совершения правомерных поступков. Содержание дееспособности определяется возможностью совершать как правомерные действия, так же и нести ответственность за нарушения закона. Причем признаки субъекта правомерного и противоправного поведения не всякий раз совпадают.