Файл: Выбор стиля руководства в организации (Обзоры исследований, подходов и методик).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Безразличный стиль: руководитель прилагает минимум усилий для того, чтобы добиться производственных результатов.

3. Диктаторский стиль: для руководителя важен производственный результат, человеческие нужды стоят на последнем месте.

4. Стиль статус-кво: руководитель стремится найти гармонию, баланс между достижением необходимых производственных результатов и поддержанием удовлетворенности подчиненных, благоприятной атмосферы в коллективе.

5. Групповой стиль: руководитель старается подчеркнуть важность командной работы, от этого зависят производственные успехи, взаимоотношения в коллективе основываются на взаимной зависимости[19].

Лайкерт Р. уделял значительное внимание исследованиям стилей руководства, в 1961 г. он выделил, что существует две крайние позиции: руководство, направленное на эффективность труда, и руководство, сосредоточенное на человеке, другие же типы лидерства располагаются между ними[20].Согласно его теории различают четыре стиля руководства[21]:

1. Эксплуататорско-авторитарный (низкий уровень доверия руководителяк подчиненным, почти всегда сам принимает решения, задачи формирует самостоятельно, влияет на подчиненных с помощью страха и угрозы наказания). 

2. Патерналистски-авторитарный (руководитель ограничивает участие подчиненных в принятии решений, для их мотивации применяет, как наказания, так и вознаграждения).

3. Консультативный (стратегические решения принимаются руководителем, тактические он разделяет с подчиненными, для мотивации работников используется ограничение их участия в процессе принятия решений).

4. Демократический (руководитель полностью доверяет персоналу, привлекает его к управлению предприятием).

По мнению Р. Лайкерта, последний подход является самым эффективным[22]. Авторитарный стиль успешно сочетается только с беспрекословным подчинением, отказом от споров и возражений.Демократическое руководство ведет к снижению объема и качества выполняемой работы, он соединяется с сознательным подчинением, основанном на участии в обсуждении и принятии решений. Либерально-попустительский стиль руководства порождает игнорирующий стиль подчинения. Работники действуют не столько под влиянием приказов руководителя, сколько руководствуются собственными представлениями об объемах, ритмах и качестве труда[23].


Классификация, предложенная К. Левином, является основной, так как от нее отталкиваются исследователи при построение своих классификаций стиля управления.

1.3 Обзоры подходов и методик определения стиля руководства

Стили руководства можно изучать с точки зрения двух концептуальных подхода – забота о персонале и забота о производстве. Данный подход был сформирован в 40-х годах профессорами Ликертом Р. и Стогдиллом Р., по нему была разработана «Решетка менеджмента». По осям (X иY) данной матрицы откладываются балльные оценки, максимальная оценка (9 баллов) соответствует следующим значениям[24]:

1. Ось X означает заботу о производстве (руководитель стремится заставить своих работников добиться максимально высоких производственных результатов).

2. Ось Y означает заботу коллектива, его полную поддержку, заботу о каждом члене коллектива (руководитель уделяет особое внимание взаимоотношениям с персоналом).

На «Решетке менеджмента» выделяются пять основных позиций, которые отражают суть использования данной матрицы[25]:

1. Позиция 9.1 – авторитарный стиль руководства. Руководитель заботиться о производстве и уделяет мало внимания людям. Они отличаются высоким уровнем интеллекта и ответственности, трудолюбием, организаторским талантом. Подчиненные и руководитель сохраняют дистанцию между собой, отсутствует взаимопонимание и личные отношения, подчиненные соблюдают дисциплину[26].

2. Позиция 1.9 – социальный стиль руководства. Руководитель больше заботиться о коллективе, чем о производстве. Уделяет повышенное внимание нуждам и потребностям работников. Персонал доверяет своему руководству, между ними царит взаимопонимание. На предприятии низкая текучесть кадров, работники удовлетворены своей работой. Но решения, которые принимает руководитель, касательно производства часто не продуманы, что негативно на нем отражаются[27].

3. Позиция 9.9 – командный стиль руководства. Руководители ответственно относятся как к производству, так и к персоналу. Высокие производственные результаты достигаются путем привлечения работников к процессу принятия решений.


4. Полиция 1.1 – примитивный стиль руководства. Руководитель мало внимания уделяет производственному процессу и коллективу подчиненных предприятия.

5. Позиция 5.5 – производственно-социальный стиль управления. Руководитель гармонично сочетает заботу о людях и производстве. Но исследования показывают, что данный стиль незначительно повышает конкурентоспособность компании.

В работах М. Шоу указывается, что стиль руководства рассматривается с точки зрения биографических характеристик, способностей, черт личности[28].

Биографическими характеристиками личности руководителя являются пол, возраст, образование социально экономический статус[29].

Методика А.А. Журавлева «Диагностика стиль руководства» позволяет определить, к какому стилю управления относятся руководители компании[30]. В данной методике выделяется несколько шкал:

  • директивный;
  • коллегиальный;
  • либеральный;
  • директивно-коллегиальный;
  • директивно-либеральный;
  • коллегиально-либеральный;
  • смешанный.

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства. Респонденту предлагается 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике – по 5 вариантов ее проявления. Необходимо выбрать один или несколько подходящих вариантов. Затем следует подсчитать сумму баллов по каждому из трех стилей руководства (Д – директивный, К – коллегиальный, П – попустительский). Сумму баллов по каждому стилю руководства в дальнейшем необходимо разделить на 10 и округлить до целого значения. Результат выражается тремя цифрами. 

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова заключается в 16 группах утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом[31].

Павлов И.П. считал, что людям мыслительного типа подходит профессия и стиль руководства, где будет использоваться их рассудительность, здравомыслие, склонность к детальному анализу. В качестве профессиональных областей выбирают математику, философию и различные науки, исследования. Людям художественного типа подходит работа, где ценится их эмоциональность, яркое и живое воображение, непосредственность. Успешно реализуют себя в писательском и художественном деле[32].


Юнг К. предполагал, что тип личности напрямую влияет на профессиональную деятельность человека, на его стиль руководства. Некоторые люди лучше работают с логической информацией (рассуждения, доказательства), другие люди лучше развиты эмоционально (отношения с людьми, чувствами). У одних сильнее развита интуиция (предчувствие, инстинкты), у других – более развиты ощущения. В зависимости от того, что преобладает, формируется характер человека и определяется выбор профессии[33].

Вывод

В чистом виде описанные стили управленческой деятельности не встречаются. Основная классификация, придуманная К. Левином, включает три основных (авторитарный, демократический, либеральный) и один дополнительный (анархический) стиля. Остальные исследователи, по сути, при построении своих классификаций отталкиваются от нее. Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля управленческой деятельности и применять его в зависимости от особенностей ситуация. Стиль руководства может изменяться с ростом профессионального мастерства, опыта работы руководителя и его подчиненных, а также с учетом текущей конъюнктуры рынка.

Глава 2. Анализ стиля руководства на примере компании «На семи холмах»

2.1 Описание объекта исследования («На семи холмах»)

Туристическая фирма «На семи холмах» была основана в 2006 году. Фирма находится в центре города, имеет хороший подъезд и место для парковки автомобилей клиентов. Внутри помещения имеются места для отдыха посетителей, предоставляются различные брошюры, проспекты и фотографии предлагаемых туров. По желанию клиента возможен видео - показ маршрута или гостиницы.

Основное направление деятельности компании ООО «На семи холмах» организация разнообразных туров по городам Золотого Кольца, России и СНГ для школьных групп и индивидуальных туристов. Большое внимание уделяется проведению праздничных и событийных туров, а также организации школьных туров. В сфере школьного туризма компания располагает разнообразными экскурсионными программами для детей и взрослых: экскурсии на производства Баскин Роббинс, Музей Шоколада, Союзмультфильм и т.д[34].


В компании имеются интересные программы по приему российских и иностранных туристов в Москве.

По каждому направлению туризма в агентстве работает свой менеджер-консультант, который сможет предложить наиболее оптимальный вариант по экскурсионной программе, ориентируясь на финансовые возможности клиента, предпочтения и пожелания.

На рисунке 2.1 представлена организационная структура компании «На семи холмах».

Рисунок 2.1 – Организационная структура компании «На семи холмах»[35]

В таблице 2.1 представлен анализ динамики объема оказанных услуг и роста продаж за 2015-2017 года.

Таблица 2.1

Анализ объема продаж и темпов роста продаж компании «На семи холмах» за 2015 – 2017 года (на основе данных компании)

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

2017 г.

1

Объем реализованных услуг, ед. тыс.

5,9

6,5

7,1

2.

Темпы роста объема продаж, %

91

92

103

3

Выручка, млн. руб.

8,7

9,2

10,1

4

Численность персонала

10

15

15

5

Выручка на 1 работающего, млн. руб.

0,9

1,1

1,3

6

Чистая прибыль, млн. руб.

3,7

4,2

5,1

По данным таблице 2.1 видно, что в 2017 году объем реализованных услуг увеличился по сравнению с 2016 годом. Прогноз объемов продаж на 2018 год заключается в том, чтобы объем продаж за 2017 год умножить на средний темп роста (в нашем случае 98%) и разделить на 100%. Средний темп роста находится следующим образом: темп роста на конец года + темп роста на начало года / 2. Если темпы роста будут оставаться на таком же уровне, то в 2018 году объем продаж составит 4 214 324 рублей.

Миссия компании «На семи холмах» - способствовать развитию цивилизованного рынка туристических услуг в России, обеспечивая по доступным ценам отдых, соответствующий лучшим международным стандартам, в соответствии с понятиями профессиональной чести.

Стратегия компания «На семи холмах» заключается в том, чтобы укрепить лидерские позиции в сфере выездного туризма с помощью высококачественного обслуживания и построения долгосрочного сотрудничества с клиентами.

Цель деятельности компании «На семи холмах» - оказывать высококачественное обслуживание клиентов путем продажи своих туристических продуктов. Реализация этой цели происходит несколькими путями: