ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2019
Просмотров: 4529
Скачиваний: 6
2. С другой стороны, исходя из того, что формальная логика представляет собой составную часть логики диалектической, а последняя есть всеобщий метод познания, можно рассматривать категории формальной логики как элементы диалектического метода, т.е. как элементы всеобщего метода. Соблюдение законов формальной логики - это условие, а не метод познания, поскольку формальная логика обеспечивает лишь правильность мышления по форме, а не его истинность, правильность сочетаний мыслей, мыслительных операций, но не соответствие мыслей объективной действительности. В то же время сами приемы логического мышления играют и роль методов познания как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, поскольку при условии истинности посылок формальная логика позволяет получить знание не только правильное по форме, но и новое по существу. Такие логические приемы, как анализ и синтез, формализация и аксиоматизация, индукция и дедукция, гипотеза, аналогия, представляют собой методы познания, применяемые в экспертных исследованиях. Однако логические методы не обращены непосредственно к материальной действительности и являются элементами всеобщего метода.
Таким образом, структура всеобщего диалектического метода состоит из двух частей: категории и законы диалектической (философской) логики; формально-логические методы познания.
II. Общие или общенаучные методы - это методы, используемые во всех (или, во всяком случае, в очень многих) науках и сферах практической деятельности.
1. Чувственно-рациональные методы, сочетающие в себе и чувственное и рациональное познание, поскольку воспринимается не просто сумма отдельных изолированных друг от друга элементов, а их совокупность, систематизированная определенным образом. Рассмотрим эти методы подробнее:
1) наблюдение, под которым понимают восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения. Основное условие экспертного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента).
В судебно-экспертных исследованиях объектами наблюдения являются люди, животные, отдельные предметы и элементы вещной обстановки или их отображения в виде следов (копий следов), фотоснимков, аудио- или видеозаписи, документы, явления, процессы и проч. Субъектом наблюдения является судебный эксперт. Он может осуществлять наблюдение лично, и тогда информация об объектах наблюдения поступает к нему без промежуточных звеньев - непосредственное наблюдение. Однако это не всегда возможно, поскольку объекты могут быть недоступны для непосредственного восприятия. Тогда используется опосредованное наблюдение, когда информация о наблюдаемом объекте, событии, факте получается из других источников, например из протоколов следственных или судебных действий. В случае если выводы эксперта базируются на результатах опосредованного наблюдения, их достоверность определяется тем, соответствуют ли действительности результаты этого наблюдения. Заметим, что проверка достоверности сведений, содержащихся в материалах, предоставляемых в распоряжение эксперта следователем или судом, находится исключительно в их компетенции и не входит в обязанности эксперта;
2) описание, при котором указываются признаки объекта, представленного на экспертизу. Оно имеет большое значение при производстве судебной экспертизы, причем подробно описывается упаковка вещественных доказательств, ее целостность, признаки ее нарушения, содержимое упаковки. Подробно описывается примененная экспертная методика, процесс экспертного исследования, использованная аппаратура, полученные результаты *(44).
Описываемые признаки устанавливаются путем наблюдения или с помощью других методов и являются средством фиксации полученной информации. Различают непосредственное и опосредованное описание. Под непосредственным понимают такое описание, которое осуществляется экспертом для выражения результатов непосредственного наблюдения и заключаются в фиксации признаков, наблюдаемых им самим, в процессе наблюдения или по его окончании по памяти. Опосредованное описание также осуществляется самим экспертом, но включает признаки объектов, воспринимавшиеся другими лицами, т.е. при этой форме описания фиксируются результаты опосредованных наблюдений, например состояния дорожного покрытия в момент дорожно-транспортного происшествия.
С помощью описания производится обозначение, выражение и систематизация знаний. Систематизация может достигаться путем использования разных видов описаний, начиная от типовых, позволяющих систематизировать обобщенные знания о группе событий, явлений, фактов. Эти типовые описания используются, например, в компьютерных системах поддержки принятия решений эксперта, являющихся составной частью компьютеризированного рабочего места судебного эксперта *(45). Эксперт в диалоговом режиме отвечает на типовые вопросы, например, о состоянии упаковки, печатей, о размерах и признаках объекта. Далее автоматически формируется типовое описание, которое затем пополняется и индивидуальными признаками;
3) сравнение - это сопоставление свойств или признаков двух или нескольких объектов экспертного исследования. Данный метод позволяет выявлять общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития. Объектами сравнения в судебно-экспертной деятельности могут быть конкретные материальные образования, мысленные образы, выводы и предположения, результаты действий и проч. Применение сравнительного метода исследования предполагает наличие не менее двух объектов сравнения.
При сравнении содержание и значение сравниваемых объектов познаются не столько в процессе их раздельного изучения и оценки, сколько посредством их сопоставления. Следовательно, объекты сравнения должны быть сопоставимы, т.е. должны обладать признаками, общими для данных объектов. По этим признакам устанавливается сходство, различие и сущность изменений сравниваемых объектов, причем предметы и явления познаются глубже, чем при изолированном изучении. Сравнение систематизирует знания и исключает их формальное усвоение. Чем полнее и всесторонне сравниваются между собой отдельные явления и факты, тем лучше они запоминаются. Сравнение является важнейшей предпосылкой, основанием для обобщения.
Практикой экспертных исследований выработаны следующие правила, определяющие эффективность метода сравнения:
а) сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеримые явления (объекты);
б) в сравниваемых явления (объектах) не следует ограничиваться установлением признаков сходства, но и выявлять признаки различия;
в) сравнение должно осуществляться прежде всего по существенным признакам.
Поскольку сравнение преследует цель выявления того общего, что есть у сравниваемых объектов, эти объекты интересуют эксперта только с какой-то определенной стороны, которая и составляет содержание сравнения. Метод сравнения является одним из основных при решении идентификационных задач, например, путем сравнения экспериментального отпечатка пальца на дактилоскопической карте и следа пальца с места происшествия решается идентификационная задача установления идентификации личности по следу пальца;
4) эксперимент представляет собой изучение объекта, основанное на активном целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных условий или использования естественных условий для выявления соответствующих свойств, характеристик и других особенностей объекта. При этом может производиться воспроизведение явления или события для изучения связей его с другими явлениями. Целью эксперимента является установление природы наблюдаемого явления, его сущности и происхождения, путей и методов управления им. Посредством эксперимента исследуемое явление выделяется из многообразия других явлений и фактов и может изучаться изолированно от связанных с ним причин и следствий, а из многообразия взаимоотношений причинных связей между исследуемыми явлениями - интересующая исследователя зависимость, которая и будет объектом изучения.
Экспертный эксперимент как метод исследования объектов широко используется в практической судебно-экспертной деятельности, а также при разработке новых судебно-экспертных методик исследования доказательств. Например, только экспериментальным путем можно установить, является ли наркотическим вещество, представленное на исследование;
5) моделирование, суть которого состоит в замене объекта-оригинала моделью, т.е. специально созданным аналогом. Это могут быть модели предметов, устройств, систем, явлений и процессов. При этом под моделью понимается такая материальная или мысленно представляемая, идеальная система отображения моделируемого объекта, которая воспроизводит существенные признаки, свойства объекта-оригинала. Это может быть устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства, а также любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления. К моделированию как методу судебно-экспертных исследований прибегают в тех случаях, когда изучение самого объекта, явления, процесса по тем или иным причинам невозможно или нецелесообразно. Например, при производстве судебной пожарно-технической экспертизы на экспериментальной установке моделируется система электрозащиты объекта. Далее производятся эксперименты по созданию аварийного режима и изучаются оплавленные электропровода и аппараты электрозащиты.
С гносеологической точки зрения процесс моделирования представляет собой логическое единство трех этапов. Первый этап связан с разработкой модели, на втором этапе модель исследуется как самостоятельный объект, на третьем этапе полученные в результате исследования модели знаний переносятся на изучаемый объект-оригинал. По способу реализации различают мысленное (например, при разработке следственных версий и планировании расследования), физическое (создание материальных моделей макетов, муляжей, предметов-аналогов), математическое (моделирование условий протекания процессов и явлений с помощью соответствующих расчетов) и смешанное моделирование.
Математическое моделирование есть метод исследования процессов и объектов, основанный на построении и исследовании математических моделей. Физическое моделирование - это метод исследования процессов или объектов, при котором исследуемые процессы и объекты воспроизводятся с сохранением их физической природы или с использованием подобных физических явлений. Он позволяет производить исследования, например, движения автомобилей при дорожно-транспортном происшествии. Физическое моделирование отличается большой наглядностью результатов и позволяет исследовать широкий класс процессов. Во многих случаях лучших результатов можно добиться, используя смешанные модели, сочетающие элементы математического и физического моделирования.
Частным случаем моделирования является реконструкция, т.е. восстановление первоначального вида, состояния, облика объекта по остаткам или письменным источникам. Возможно как материальное реконструирование, осуществляемое с помощью макетирования или натурной реконструкции (например, по черепу воссоздание в графической или скульптурной форме лица человека при жизни на основе статистически достоверных измерений мягких тканей лица, коррелирующих с костной основой), так и мысленное реконструирование - логическое моделирование на основе отражений наглядных образов, возникающих у субъекта в результате ознакомления с определенными объектами и (или) их описаниями.
2. Математические методы в судебно-экспертной деятельности объединяют: измерение, вычисление, геометрические построения, уже упомянутое математическое моделирование.
При измерении путем сравнения исследуемой величины с однородной ей величиной, обычно принимаемой за единицу измерения и называемую мерой, устанавливают количественное соотношение известной и неизвестной величин. Различают прямые измерения и косвенные измерения. Объектами измерения являются различные характеристики предметов, явлений, процессов, такие как размеры, масса, объем, температура, временные интервалы, скорость движения, спектральные характеристики и многое другое.
Для установления этих параметров в судебно-экспертной деятельности часто используются вычисления. Необходимы они и при проведении математического моделирования. Тесно связан с измерением другой общенаучный метод - геометрические построения, когда проведение непосредственных измерении затруднено (например, на месте происшествия имеется крутой обрыв и нельзя просто измерить расстояние между объектами).
3. Новая группа общенаучных методов, которые, тем не менее, активно внедряются в судебно-экспертную деятельность, - это кибернетические методы (не надо их путать с математическими, поскольку осуществление вычислений и математическое моделирование - это только часть задач, решаемых с помощью кибернетических методов). Новые информационные технологии, основанные на использовании этих методов, позволяют осуществлять поиск и автоматическую обработку информации (например, в базах данных), компьютерное моделирование (например, для реконструкции элементов вещной обстановки до события, сопряженного с большими ее изменениями, такими как взрывы, пожары, технологические аварии) *(46).
III. Специальные методы частных наук представляют собой современные методы судебно-экспертного исследования, основанные на интеграции новых технологий, использовании сложных приборных комплексов, компьютерной техники, и включают в себя характерные черты одного или нескольких общенаучных методов исследования. Однако их сочетание бывает настолько своеобразным, а реализация настолько опосредствованной, что не позволяет отнести подобный метод к числу какого-то общенаучного.
Многие из этих методов, требующие использования сложного аналитического оборудования, часто называют инструментальными, однако это не совсем корректно, поскольку само по себе применение прибора не меняет гносеологической сущности метода: сравнение, например, всегда остается сравнением независимо от того, осуществляется ли оно визуально или с применением прибора. Однако простое отрицание этого термина еще не означает решения возникающей при этом проблемы.
Ближе всего для обозначения "инструментальных" методов подходит термин "специальные". Но здесь возникает иное препятствие: отличие между общенаучными и специальными методами заключается в сфере применения - общей у общенаучных, ограниченной - у специальных. Между тем методы, о которых мы ведем речь, применяются или в принципе могут применяться практически во всех родах и видах судебных экспертиз, т.е. для судебно-экспертной практики они являются общими. Для терминологического отграничения их от общенаучных методов, так как в операциональном плане они от них отличны: применяются не во всех науках и не во всех видах практической деятельности, такие методы именуются общеэкспертными. К ним относятся многие физические, химические и физико-химические методы, например электронная и оптическая микроскопия, хроматография, химико-аналитические методы, биологические, психологические и многие другие. Основой большинства общеэкспертных методов являются фундаментальные и прикладные научные знания и технические решения.