ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2019

Просмотров: 2068

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация   идентификационных признаков:

1. общие, отражающие наиболее существенные, постоянные свойства объектов или группы объектов — форму, размер, цвет, функциональную принадлежность (например, по со­ставу бумаги установить фабрику - изготовитель), и част­ные — специфические свойства объекта позволяют выде­лить конкретный объект из группы однородных объектов и идентифицировать его;

2. качественные определяются качествен­ными характеристиками (например, петлевой папиллярный узор) и количественные определяются числом (например, число нарезов в канале ствола, размер следа);

3. необходимые, в которых проявляется сущность объекта, без них он не был бы самим собой (например, признаки, характеризующие пистолет как огнестрельное оружие: калибр; детали, позволяющие вести автоматическую стрель­бу и т.п.), и случайные, которые не затрагивают сущности самого предмета, носят случайный характер, хотя и воз­никли под влиянием закономерных причин (например, неровности в канале ствола пистолета, оставляющие на пуле следы в виде трасс).

Идентификационный комплекс признаков, т. е. совокупность индивидуально-определенных, устойчивых, неповторимых (или редко встречающихся) признаков, по их соотношению, местоположению, взаиморасположению и другим особенностям в сравниваемых объектах составляет идентификационное поле. Главная задача при исследовании идентификационного поля — достаточно полно выявить признаки и оценить их с позиции необходимости и достаточности для решения вопроса о тождестве.

Криминалистическое значение применения фотографии:

Если при исследовании боковых поверхностей тела пломбы об­наружены искажения формы и контуров отверстий (воронкообраз-ность, извилистость, наличие участков со сдвигом материала), сле­дует определить причины и механизм их образования.

При исследовании бечевы изучают состояние ее поверхности, цвет, диаметр, плотность на всем протяжении. Особое внимание обращают на возможное наличие изломов, резких изгибов, несоос­ности металлической бечевы, следов зачистки, травления и других признаков.

Необходимо обратить внимание на форму и состояние концов разделенной бечевы — изломанность, вытянутость, конусность, уплощенность, разволокненность и т. д. Эти признаки позволяют установить механизм разделения бечевы и, тем самым, возможный способ криминального снятия пломбы.

В процессе исследования целесообразно пользоваться допол­нительными источниками рассеянного и точечного освещения, из­меняя углы освещенности в пределах от 10 до 809, а также увели­чительными приборами с 2-16 степенью кратности.

Достоверность и объективность оценки обнаруженных призна­ков могут быть в значительной степени повышены, если в распоря­жении эксперта будут образцы пломб, обжатых теми же матрицами тисков, что и исследуемая. При их наличии возможно непосредст­венное сравнение признаков внешнего строения рельефных бук­венных и цифровых обозначений, дифференциация признаков пломбировочных тисков и признаков криминального нарушения це­лостности пломбы.

Общий вид пломбы, представленной на исследование, ее кон­тактных и боковых поверхностей, а также все обнаруженные нару­шения правил навешивания и признаки воздействия на пломбу по­сторонними предметами, включая бечеву и ее концы, должны быть сфотографированы. Применима как макро-, так и микросъемка.

Дальнейшим этапом экспертизы пломбы является исследование ее внутренних поверхностей: каналов, камеры, армировочной ско­бы. Для этого пломбу разрезают на две примерно равные части. Плоскость разреза должна проходить параллельно контактным поверхностям.

Пломбу зажимают между двумя эластичными (многослойная ткань, резина) слоями и делают последовательно два разреза, на­чиная с боковых поверхностей между каждым входным и выходным отверстием. При этом следят, чтобы инструмент, которым разреза­ется пломба (скальпель, острый нож с тонким клинком, лезвие безопасной бритвы), не повредил армировочной скобы, поверхно­стей каналов и камеры и не нарушил целостность бечевы.

При значительном количестве исследований пломб целесооб­разно изготовить специальный пломборез. Для этого губки пасса­тижей или плоскогубцев затачивают, превращая их в симметрич­ные, противостоящие друг другу резцы с толщиной обуха не более 1,5 мм. Использование данного простейшего приспособления обес­печивает наиболее безопасное и эффективное разрезание пломб.


Вскрытие пластинчатых пломб производится экспертом путем развальцовывания участков элементов, скрепляющих их состав­ные части, инструментами с тонкими, остро заточенными рабочими органами (скальпелем, тонкой отверткой и т. п.).

Непосредственно после разрезания необходимо сфотографиро­вать положение бечевы и ее узла в теле пломбы. Дальнейшее ис­следование внутренних поверхностей проводится в целях обнару­жения признаков возможного нарушения правил навешивания пломбы и криминального воздействия. Для этого проверяется ко­личество вдавленных оттисков от бечевы на стенках каналов и их соответствие конфигурации бечевы, положение и соответствие от­тиска узла его виткам. Необходимо исследовать также бечеву на предмет установления целостности ее участков, находящихся внутри тела пломбы.

Признаками нарушения правил навешивания будет:

  • расположение узла ниже армировочной скобы;

  • недостаточное количество витков узла (менее двух).
    Признаками возможного криминального воздействия на пломбу

будет:

  • наличие сдвоенных следов-оттисков бечевы;

  • несовпадение топографии положения бечевы и ее оттисков;

  • наличие сдвоенных следов узла;

  • несовпадение топографии узла и его оттисков;



  • наличие на участках бечевы, непосредственно примыкающих
    к узлу, а также образующих узел, нелогичных для существующего
    характера узла признаков: излом или изгиб бечевы, неплотное со­
    прикосновение витков бечевы в узле и т. п.;

  • нарушение целостности бечевы;

  • наличие динамических следов и участков сдвига материала
    тела пломбы на участках, непосредственно не контактирующих с
    бечевой и узлом при данном их положении в теле пломбы;

  • наличие на поверхностях участков каналов, примыкающих к
    входным и выходному отверстиям, следов воздействия посторон­
    них предметов, направленного на их расширение.

При экспертизе полиэтиленовых пломб тщательно исследуются все участки армировочной скобы на предмет обнаружения призна­ков и следов криминального воздействия.

В случае обнаружения на внутренних поверхностях тела пломбы признаков криминального воздействия целесообразно провести более тщательное исследование ее наружных поверхностей в зо­нах, противолежащих обнаруженным признакам. Это позволит экс­перту сопоставить их по характеру и механизму возникновения, оценить соответствие этих характеристик и, в конечном счете, со­ставить целостное представление о факте и механизме воздейст­вия на пломбу.

Завершающим этапом экспертизы пломб является формулиро­вание окончательного вывода по результатам проведенного иссле­дования. При этом эксперт должен сопоставить все установленные признаки и следы на предмет их логического соответствия по рас­положению, механизму возникновения, степени выраженности и причинно-следственной связи. Для формулирования категориче­ского вывода установленные в ходе исследования противоречия должны быть сняты, а негативные факты — объяснены.








48. Методика трасологической экспертизы следов орудий взлома и инструментов

Предварительное исследование.

А)  познакомиться с постановлением о назначении экспертизы, уяснить содержание вопросов.

б) изучить упаковку, наличие объектов, соответствие перечню в постановлении о назначении экспертизы. Детальное исследование:

Детальное исследование предполагает более глубокое изучение объектов экспертизы. На этой стадии эксперт выявляет и анализирует признаки, необходимые для решения поставленных вопросов, проводит экспериментальное и сравнительное исследование. 

Первый этап детального исследования:

След (слепок со следа) подробно исследуется для получения данных, позволяющих локализовать соответствующий ему участок поверхности проверяемого инструмента. Изучаются конфигурация следа, его размеры, особенности дна и краев. По этим данным уточняется механизм следообразования, в частности направление и величина приложенного усилия. 

Второй этап детального исследования :

Здесь действия эксперта имеют иную очередность. Если раньше анализ объектов начинался со следа, то теперь целесообразнее детально изучить предполагаемую контактную поверхность, выявить все частные признаки ее внешнего строения.

Детальное исследование: Начинается анализом следа. В первую очередь принимают во внимание общие признаки- форма основания (плоская, вогнутая), размеры, четкость краев; выясняется, за счет чего образован след (уплотнение материала, соскабливание); определяются начало следа и направление движения инструмента. Специфика экспертизы динамических следов заключается в том, что ее объекты трудно сопоставимы и поэтому нельзя детально провести их непосредственное сравнение, как при экспертизе статических следов. Следовательно, для сравнения необходимо получение экспериментальных следов. Экспериментальные следы сравниваются между собой, чтобы определить устойчивость отображающихся в них признаков.

Оценка результатов исследования и формулирование выводов



49.

Шиной автомобиля называется комплект, включающий покрышку с протектором, камеру, и прокладку между камерой и диском колеса. В последнее врем наиболее распространены бескамерные шины.

Все шины имеют идентификационные признаки, которые образуются при производстве и эксплуатации шин, а также в обязательном порядке маркируются цифровыми и буквенными обозначениями.

Протектор шины – это часть покрышки, которая представляет собой массивную резиновую полосу, имеющую в беговой части шины узорчатую форму. На наружной части протектора имеется рельефный рисунок, состоящий из продольных и поперечных канавок, выступов и углублений различной формы, усиливающих сцепление транспортного средства с дорогой, предохраняющих от боковых заносов. При движении автомобиля протектор соприкасается с поверхностью дорожного покрытия и оставляет след на ней в виде беговой дорожки или скольжения (юза). Данный след можно использовать для установления модели шины, а также при наличии индивидуальных признаков для ее идентификации.


В зависимости от типа транспортного средства выделяют автомобильные (легковые, грузовые, автобусные и т.д.), гусеничные, гужевые, железнодорожные следы.

Транспортное средство оставляет две основные группы следов: следы шин; следы иных его частей: бампера, кузова, отделившихся от них частей, ГСМ и т.д. Предлагается рассмотреть одну из групп следов, то есть следы шин, которые отображаются в виде колеи в две полосы. Эти полосы могут быть одинарными, когда заднее колесо наезжает на след переднего; двойными, когда на задней оси имеются по две пары колѐс; раздвоенными, когда следы задних и передних колес отпечатываются в отдельности, что бывает при заметной разнице в отстоянии друг от друга колес на передних и задних осях, а также частично при «восьмерке» колеса.


При наличии раздвоенных полос колеи можно получить достаточное суждение о характере следов как от задних, так и от передних колес. Если задние колѐса наезжают на следы передних, то при неполном перекрытии отпечатков удаѐтся судить о передних колесах лишь частично, а при полном перекрытии следы передних колес уничтожаются полностью. В этих случаях необходимо проследить колею до места относительно плавного поворота транспортного средства, где колея раздваивается и отпечатки колес окажутся представленными в отдельности. При этом на поворотах вправо колея передних колес окажется справа от колеи задних колес, а при поворотах влево — наоборот.


Во время осмотра при наличии множественных следов транспортных средств надо уметь выделить из них именно те, которые имеют отношение к данному происшествию.


Установление признаков и вида транспортного средства осуществляется по следам опытным путем и на основании технических показателей в результате изучения следов ходовых частей. Определенную помощь в этом направлении могут оказать специалисты[2].


Наиболее благоприятной оказывается ситуация, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки шины. Тогда исследование следа сводится к измерению ширины отображения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, предполагающему изучение конфигурации элементов, из которых он состоит, их расположения и сочетаний. Этих двух параметров чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины и установить, на каком автотранспортном средстве она используется, т.е. установить групповую принадлежность (определить тип, вид транспортного средства). Как и любой материальный объект, автомобильная шина с трасологической точки зрения характеризуется также и частными признаками ее внешнего строения, отображающимися в следах. Эти признаки представлены всевозможными мелкими деталями на ее поверхности и по происхождению бывают производственными и эксплуатационными, а также признаками ремонта.



Но чаще всего на месте происшествия следы шин образуются при неблагоприятных условиях. Такими факторами могут быть небольшая площадь следа, неоднородность грунта, влага, высокая температура и т.д. Специалисты при осмотре места происшествия имеют дело со следами, которые далеки от идеальных. Большинство следов признаются непригодными для идентификации, т.е. не содержащими комплекса признаков, позволяющего идентифицировать объект. Иными словами, данные следы можно назвать малоинформативными.


Получаемая при исследовании таких следов информация недостаточна для раскрытия и расследования преступлений. Мы предлагаем новый подход к исследованию малоинформативных следов, который позволит идентифицировать конкретный объект, оставивший след. Рассмотрим ситуации, при которых образуются различные виды следов, позволяющие проводить идентификационные исследования. Это может быть группа следов с отображением различных участков объекта. Сочетание общих и частных признаков при таком суммировании приобретает иную, более важную идентификационную значимость, нежели каждый из них в отдельности. При исследовании качественно отобразившихся небольших по площади участков следа установлено, что в каждом из них просматриваются общие признаки, т.е. отдельные элементы рельефного рисунка беговой дорожки шины, а также единичные особенности. Но их совокупность не является достаточной для идентификации шины.


Таким образом, в каждом исследуемом участке следа выявленные особенности в совокупности с общими признаками не образуют идентификационного комплекса, т.е. следы являются малоинформативными и по каждому из них идентифицировать конкретный объект не представляется возможным.


При осмотре места происшествия следует изымать как можно большее количество наиболее качественно отобразившихся фрагментов участков шины с целью увеличения площади следа. Необходимо смоделировать след, предварительно сфотографировав его по правилам масштабной фотосъемки. С указанных участков изготавливаются гипсовые слепки. Такая реконструкция возможна, так как след качения представляет собой последовательное отображение близлежащих участков поверхности одного объекта. Для качественного и полного восстановления следа и для исключения одних и тех же участков следообразующего объекта следы, зафиксированные в гипсовых слепках, сравниваются между собой.


Надо отметить, что процесс исследования и реконструирования следа удобнее проводить по одномасштабным фотоснимкам, поэтому после сравнения гипсовых слепков их фотографируют и снимки изготавливают в одном масштабе.


Для получения образца для сравнительного исследования и для определения последовательности расположения фотоснимков производится фотографирование полной развертки беговой дорожки шины. Снимки делаются в том же масштабе, что и снимки гипсовых слепков. Для определения необходимой последовательности проводится локализация участков по имеющимся деталям в следах по фотоснимкам, для чего имеющиеся фотоснимки слепков располагаются в соответствующей последовательности, при необходимости разделяются пробельными участками (при неотображении последующего участка) или разделительными линиями (если участки последовательно отобразились).