Файл: Вопросы короткие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2019

Просмотров: 2090

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативно-розыскная теория это синтетическая наука, предназначенная для теоретической разработки и обоснования правомерного и оптимального применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в воздействии на преступность. Она представляет собой комплекс научных знаний юридического характера о закономерностях и различных аспектах ОРД в их единстве и взаимосвязи, ее исторической ретроспективе, перспективах развития и месте в системе наук, а также об аналогах за рубежом.

Современная система оперативно-розыскной теории включает в себя четыре части (раздела):

- общая часть.

Она включает систему мировоззренческих принципов науки, теоретических концепций, категорий, понятий, методов, определений, отражающих предмет науки в целом.

- оперативно-розыскная тактика.

В данном разделе рассматриваются такие вопросы как оперативно-розыскная ситуация, оперативно-розыскная версия, оперативно-розыскное прогнозирование и планирование, выработка и принятие стратегических и тактических решений, положения об оперативных комбинациях и тактических операциях, общие положения и организационно-тактические формы взаимодействия субъектов ОРД с субъектами уголовного судопроизводства и др.;

- оперативно-розыскная методика.

Раздел включает ряд частных методик, представляющих собой комплекс теоретически обоснованных рекомендаций по организации и осуществлению выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения отдельных видов преступлений. Они разрабатываются с учетом оперативно-розыскных ситуаций наиболее типичных для каждого вида преступлений и в зависимости от содержания этих ситуаций даются рекомендации по получению в ходе ОРД фактических данных, подлежащих выявлению, сохранению и изъятию для последующего использования в уголовном процессе;

- оперативная техника.

Раздел содержит вопросы разработки и оптимального использования средств и методов оперативной техники. Это такие вопросы, как применение поисковой, звуко- и видеозаписывающей техники, фотосъемки, а также техники для изъятия и фиксации выявленной информации. Важное значение для оперативно-розыскной техники имеют информационно-поисковые системы, данные которых могут быть использованы при розыске по горячим следам преступлений.

21. Предмет оперативно-розыскной деятельности.

Понятие предмета теории ОРД впервые в специальной литературе было определено А.И. Алексеевым и Г.К. Синиловым (1973 г.) как включающего три составных части: 1) характеристика системы мер борьбы с преступностью, осуществляемых с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов; 2) исследование правовой основы ОРД; 3) изучение системы отношений (правовых и других), складывающихся в этой работе. В специальной литературе предмет теории ОРД подвергался неоднократным уточнениям и дополнениям. Так, А.Г. Лекарь (1976 г.) полагал, что для его уяснения необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть закономерности оперативно-розыскной практики. В качестве таковых он прослеживает закономерную связь между тайным характером совершаемых преступлений и необходимостью использования для их предупреждения и раскрытия оперативно-розыскных средств и методов. В.А. Лукашов (1976 г.) включил в предмет познания теории ОРД закономерности, возникающие и проявляющиеся в организации ОРД.


Обобщив накопленные по этому вопросу знания, Д.В. Гребельский (1977 г.) предлагал свою классификацию закономерностей, составляющих предмет теории ОРД и проявляющихся в: преступности; организации ОРД; познавательной стороне ОРД; деятельностной стороне ОРД; в правовой регламентации ОРД. При этом автор указанной классификации подчеркнул, что выявление, обоснование и систематизация общих и более частных закономерностей является постоянной научной задачей. Несколько иную классификацию элементов предмета теории ОРД предложил В.М. Атмажитов (1992 г.), разделивший их на относящиеся к:

  • образованию оперативно-розыскной информации, ее обнаружению, получению, проверке и фиксации;

  • деятельности ОРО по использованию оперативно-розыскной информации;

  • организации ОРД;

  • правовому регулированию ОРД.

И.А. Климов (1993 г.) внес ряд логико-гносеологических замечаний в эти признаки и разработал свою конструкцию предмета теории ОРД как производного от объекта ее познания. Объектом познания теории ОРД, по его мнению, выступают следующие явления и процессы объективной действительности:

  • преступность как определенное социальное явление;

  • ОРД как один из видов общественной практики борьбы с преступностью;

  • правовое регулирование ОРД.

Предметом познания теории ОРД, как любой другой науки, считает И.А. Климов, являются закономерности, отношения, связи и другие объективные стороны, характерные для объекта ее исследования.

22. Связь теории оперативно-розыскной деятельности с другими юридическими дисциплинами.

Взаимосвязь:1)уголовный процесс занимает главенствующее положение по отношению к ОРД и выступает в качестве жесткого фильтра информации, которая добыта оперативно-розыскным путем на стадии оперативно-розыскного производства по фактам законспирированных преступлений, совершаемых профессионально, в том числе организованными преступными структурами.

В этом случае нормы уголовно-процессуального закона обеспечивают следователю основные полномочия которого предполагают, добывание улик, подтверждающих противоправную деятельность, оценку фактических данных, добытых оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. 2)ОРД и административ. Право-Основные правоотношения в ОРД возникают в связи и по поводу совершения преступления. Характерным для обоих является то обстоятельство, что как административно-процессуальные нормы, так и положения ОРД, могут устанавливаться не только высшими органами гос. власти, но и содержатся в нормативных актах, издаваемых исполнительно-распорядительными органами. 3) ОРД и криминалистика.Неразрывные связи существуют у криминалистики с теорией оперативно-розыскной деятельности, которая возникла и развивалась вначале как часть криминалистики. Эта взаимосвязь выражается в том, что при разработке проблем криминалистической тактики и методики расследования учитываются возможности ОРД, определяемой ее теорией, а при разработке последней – положения и рекомендации криминалистики. Рекомендации криминалистики должны, помимо прочего, способствовать созданию оптимальных условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных со следственными действиями, а рекомендации оперативно-розыскной деятельности – для проведения соответствующих следственных действий.


23. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

  2. Органов федеральной службы безопасности.

  3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

  4. Таможенных органов Российской Федерации.

  5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

  6. Федеральной службы исполнения наказаний.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 8 части первой настоящей статьи.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

24. Оперативные подразделения органов внутренних дел.
1. Подразделения уголовного розыска - в полном объеме

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции

3. Подразделения собственной безопасности - в полном объеме,

4. Подразделения по противодействию экстремизму - в полном объеме

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы - в полном объеме,

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите - в полном

7. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола - проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, отождествление личности.

8. Оперативно-поисковые подразделения - в полном объеме,

9. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения) - в полном объеме,


10. Подразделения оперативно-разыскной информации - проведение оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности; использование конфиденциального содействия граждан.

11. Межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне - в полном объеме

12. Подразделения по контролю за оборотом наркотиков - в полном объеме, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, — это организационно обособленные управленческие единицы, которым в правовых предписаниях оперативно-розыскного законодательства, а также в нормативных актах органов, осуществляющих ОРД, определены задачи, компетенция, объем полномочий по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и иных правовых действий.

Оперативные подразделения отличают следующие признаки:

  • создаются в составе правоохранительных органов (органы внутренних дел, налоговая полиция, таможенные органы) и органов государства, обеспечивающих его безопасность, — спецслужб (ФСБ, Государственная охрана, пограничная служба, внешняя разведка);

  • выполняют задачи, предусмотренные оперативно - розыскным законодательством, адекватно своей компетенции;

  • могут выполнять оперативно-розыскную функцию в полном объеме либо частично или работу оперативно-розыскного назначения вспомогательного характера;

  • используют в своей деятельности методы, обусловленные разведывательным характером оперативно-розыскной деятельности;

  • реализуют оперативно-розыскную функцию адекватно определенным направлениям, сочетая в их рамках гласные и негласные расследования;

  • работают под руководством должностного лица, несущего персональную ответственность за деятельность оперативного подразделения, в частности за подбор и расстановку оперативных работников, качественное выполнение ими своих функциональных обязанностей;

  • обеспечивают осуществление оперативно-розыскного процесса, координируя свою работу с иными отраслевыми оперативными службами и другими (не оперативными) подразделениями своего ведомства, а также с иными органами, осуществляющими ОРД.

· Виды оперативных подразделений.

В зависимости от осуществления оперативно-розыскных мероприятий различают два основных вида этих подразделений:

1) осуществляющих оперативно – розыскную деятельность полностью
2) проводящие только часть оперативно – розыскных мероприятий (3) ряд оперативных подразделений внутренних дел осуществляют вспомогательную функцию для способствования иным оперативным подразделениям в решении их полномасштабных задач ОРД.

4) Ряд служб органов внутренних дел создается для обеспечения проведения различных оперативно-розыскных мероприятий за счет своей информационной, криминалистической, финансовой, материальной деятельности (финансово-экономические, материально-технические, экспертно-криминалистические, технические, информационные и иные службы).


25. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.