Файл: Вопросы короткие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2019

Просмотров: 2096

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31. Оперативно-розыскные мероприятия.

Оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом ОРД, состоящим из системы взаимосвязанных организационных действий, которые позволяют решать конкретные тактические задачи. Под организационными действиями понимаются элементы управленческих действий, включающих планирование, подготовку, проведение конкретных ОРМ, оптимальную реализацию принятия решения по результатам их проведения. При этом ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и соответственно выступают организационно-тактической формой осуществления ОРД.

Оперативно-розыскные мероприятия — это законодательно закрепленная и проводимая уполномоченными субъектами совокупность действий, которые основаны на применении гласных и негласных средств, направленных на выявление фактических данных, необходимых для решения конкретных тактических задач.

Отличительными признаками ОРМ являются:

  1. наличие системы взаимосвязанных действий:

  2. направленность на решение конкретной тактической задачи;

  3. специальный субъект действий (оперативный сотрудник);

  4. использование гласных сил и средств.

Оперативно-розыскные действия составляют внутреннее содержание ОРМ. Указанные действия могут быть разделены на основные и вспомогательные.

Основные действия направлены на получение информации по установлению и изобличению всех участников подготавливаемого, совершаемого и совершенного преступления.

Вспомогательные действия только создают условия, необходимые дня достижения поставленной цели. К ним относятся:

  • анализ и оценка оперативно-розыскной ситуации и прогнозирование возможного ее изменения;

  • расчет сил (участников), их инструктаж, экипировка, обеспечение необходимыми документами прикрытия, специальными техническими средствами и т.п.;

  • разработка легенд, создание условий или объектов, обеспечивающих проведение намеченного мероприятия;

  • разработка приемов, обеспечивающих выявление, сохранность и использование полученных данных как судебных доказательств.

ОРМ проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД.

Рассматривая ОРМ с позиции системного подхода, можно выделить в нем следующие взаимосвязанные элементы: 1) объект; 2) цель; 3) содержание; 4) субъекты его проведения; 5) комплекс организационных приемов, повышающих его эффективность; 6) информационно-техническое обеспечение; 7) оформление результатов.

Объектами ОРМ являются лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступление, а также граждане, скрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и без вести пропавшие. Кроме того, к числу объектов, на которые направлена ОРД, относятся со криминальные события и явления, которые могут содержать фактические данные о подозреваемом лице, а также места концентрации криминального контингента.


Наряду с этим в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД обозначен довольно специфический круг объектов, сбор сведений о которых необходим для профилактических целей. В их число входят:

  • граждане, в отношении которых решается вопрос о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или работам, связанным с эксплуатацией объектов, которые представляют повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды;

  • лица, в отношении которых решается вопрос о допуске к участию в ОРД или материалам, полученным в результате ее осуществления;

  • лица, с которыми устанавливаются или поддерживаются отношения конфиденциального сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;

  • лица, сбор сведений о которых необходим для принятия решения по обеспечению безопасности сотрудников органов, осуществляющих ОРД;

  • граждане, обращающиеся в полицию с просьбой о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Цель ОРМ — прогнозируемый результат, на достижение которого оно направлено. Достижение цеди осуществляется посредством сбора конкретной информации для решения общих (ст. 2 Закона об ОРД) и частных задач.

Решение частных задач может включать в себя получение сведений о криминальных связях подозреваемого, местах сбыта похищенного, приобретении орудий преступления, определение направлений оперативно-розыскной профилактики, установление граждан, обладающих оперативно-значимой информацией, и др.

ОРМ, проводимые для обеспечения производства предварительного расследования, не могут подменять собой уголовно-процессуальные действия

Содержательная часть ОРМ является важнейшим элементом его структуры. Содержание любого ОРМ представляет собой сочетание определенных действий и приемов, направленных на достижение его основной цели — получение новой информации.

Одной из особенностей ОРМ является использование приемов маскировки (например, присутствие оперативного работника на месте его проведения или зашифровка его личности и целей мероприятия).

В законодательстве (ст. 12 Закона об ОРД) отмечается, что сведения об используемых при проведении негласных ОРМ силах, средствах, а также об организации и тактике их проведения составляют государственную тайну. В связи с этим особое значение приобретает конспирация, которая заключается в проведении ОРМ таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц и лиц, подготавливающих и совершающих преступления, тактику оперативно-розыскных действий, применяемые силы, средства и методы.

Необходимость зашифровки, конспирации при проведении ОРМ обусловлена преодолением активного противодействия криминальной среды процессу выявления и раскрытия преступлений.

Субъектами ОРМ выступают две группы лиц: а) непосредственно организующие такие мероприятия (оперативные сотрудники, руководители оперативных подразделений); б) привлекаемые к их осуществлению (конфиденциальные сотрудники, специалисты и др.).


Анализ оперативно-розыскной практики свидетельствует, что на выбор и эффективность проведения ОРМ могут оказывать влияние различные факторы:

  • уровень профессиональной подготовки оперативного состава;

  • количественный состав исполнителей (один оперативный сотрудник, лица, оказывающие ему содействие, оперативная группа);

  • умелое руководство лицами, вовлеченными в сферу оперативно- розыскных отношений;

  • подготовленность мероприятия (наличие сведений о подозреваемом, способах совершения преступления, приемах сокрытия следов противоправной деятельности);

  • подготовленность объекта ОРД к активному противодействию (психологическая подготовка, знание приемов и методов оперативной работы, осуществление контрмер и т.п.);

  • обстоятельства, связанные с возможностью использования его результатов в уголовном процессе.

Для повышения эффективности ОРМ существенное значение имеет информационно-техническое обеспечение их проведения. В связи с этим сотрудники оперативных подразделений вправе использовать в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД:

  • информационные системы, включающие оперативные, справочные и криминалистические учеты, различные массивы информации (картотеки, автоматизированные банки данных, информационно-поисковые системы), созданные на базе ЭВМ:

  • видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку для наглядной фиксации информации о противоправной деятельности лиц, а также фактов и явлений, связанных с определенным криминальным событием;

  • технические и иные средства получения информации как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры), так и специально изготовленные для негласного получения информации.

Перечень специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.

При проведении ОРМ используются преимущественно специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования, негласного получения и регистрации акустической информации, негласной идентификации личности, негласного контроля за перемещением различных объектов и др.

Оформление результатов проведения ОРМ представляет собой составление оперативно-служебных документов, отражающих полученные фактические данные (рапорты, справки, акты, сводки и др.), с приложением к ним материальных носителей информации (дисков, фотографий, образцов предметов и веществ и т.д.).

В соответствии со ст. 6 Закона об ОРД при осуществлении ОРД проводятся следующие виды ОРМ:

  • опрос;

  • наведение справок;

  • сбор образцов для сравнительного исследования;

  • проверочная закупка;

  • исследование предметов и документов;

  • наблюдение;

  • отождествление личности;

  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

  • прослушивание телефонных переговоров;

  • снятие информации с технических каналов связи;

  • оперативное внедрение;

  • контролируемая поставка;

  • оперативный эксперимент.


Этот перечень является исчерпывающим. Изменить и дополнить его можно только путем принятия соответствующего федерального закона (ч. 2. ст. 6 Закона об ОРД).

ОРМ могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • по форме проведения: гласные и негласные;

  • по направленности: разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, вспомогательные;

  • по субъектам, участвующим в их проведении: проводимые всеми субъектами ОРД и проводимые специализированными субъектами (БСТМ, ОПБ и др.);

  • в зависимости от продолжительности (времени) проведения: кратковременные (опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности и др.); длящиеся (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, контролируемая поставка и т.д.);

  • по степени ограничения конституционных прав граждан: ограничивающие и не ограничивающие данные права.

Следует отметить, что характерными особенностями перечисленных ОРМ являются их целенаправленность, внутренняя структурированность, специфические формы осуществления, легитимность и законность.

32. Сходства и отличия оперативно-розыскных мероприятий от следственных действий.

преследуют единую цель — борьбу с преступностью и по своей природе носят правовой характер. Однако оперативно-розыскные меры и следственные действия совершаются в различных правовых режимах, что порождает особенности деятельности органа дознания и следователя. Эти особенности проявляются в следующем:

1) в различии средств и методов осуществления деятельности следователя и органа дознания. Следователь осуществляет свою деятельность средствами и методами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом. Они носят процессуальный характер. Оперативный работник осуществляет деятельность, регламентированную Федеральным законом РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, который предусматривает использование оперативно-розыскных мер для борьбы с преступностью. Эти средства и методы не являются процессуальными;

2) в различии их прав в применении процессуальных и непроцессуальных средств и методов. Следователь ни при каких обстоятельствах не может пользоваться средствами и методами, находящимися в распоряжении оперативного работника. Он вправе производить лишь предусмотренные УПК следственные и розыскные действия, в то время как оперативный работник, выступая в качестве лица, производящего дознание, вправе выполнять определенный круг следственных действий и все оперативно-розыскные действия;

3) в различии пределов применения ими процессуальных и непроцессуальных средств и методов. Если следственные действия могут производиться только после возбуждения уголовного дела и до окончания предварительного следствия, то оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, в ходе дознания и следствия;


4) в различии непосредственных результатов следственных действий и оперативно-розыскных мер. В результате следственных действий могут быть получены доказательства, тогда как в результате оперативно-розыскных действий могут быть получены лишь сведения об источниках таких фактов, из которых доказательства получаются только путем производства следственных и розыскных действий.

Неукоснительное соблюдение перечисленных норм действующего законодательства — необходимое условие эффективности взаимодействия в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений. Порядок применения оперативно-розыскных мер определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных действий.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Что касается производства следственных действий, то оно осуществляется органами дознания и следователями в тех же целях, однако в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.

Из этого вытекает, что как оперативно-розыскные мероприятия, так и следственные действия преследуют единую цель — борьбу с преступностью и по своей природе носят правовой характер. Однако оперативно-розыскные меры и следственные действия совершаются в различных правовых режимах, что порождает особенности деятельности органа дознания и следователя.

33. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.