ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2019
Просмотров: 2176
Скачиваний: 4
В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.
4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
26. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
При решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:
1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.
3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.
27. Социальная и правовая защита сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел.
На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.
При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.
Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
28. Задачи и организация оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска.
Оперативно-розыскная характеристика видов преступлений, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие которых отнесено к компетенции уголовного розыска.
Организация и осуществление оперативно-розыскных и иных мероприятий, по предупреждению и раскрытию бандитизма; умышленных убийств; умышленного тяжкого вреда здоровью; изнасилований и других половых преступлений; разбоев с целью за владения государственным или общественным имуществом, а также личным имуществом граждан; хищений государственного или общественного имущества, совершенных путем грабежа, кражи, мошенничества, краж личного имущества граждан; умышленного уничтожения или повреждения государственного, общественного или личного имущества граждан; хищения оружия и боеприпасов; изготовления или сбыта наркотических веществ; хулиганства; массовых беспорядков и других преступлений.
Оперативное обслуживание аппаратами уголовного розыска закрепленных зон и объектов. Изучение и оценка оперативной обстановки аппаратами уголовного розыска.
Деятельность аппаратов уголовного розыска по предупреждению преступлений:
выявление причин, порождающих различные преступления, и условий, способствующих их совершению, а также принятие мер к их устранению через соответствующие государственные органы и общественные организации либо, если это возможно, собственными силами и средствами;
оказание воспитательного воздействия как непосредственно, так и с помощью представителей государственных учреждений и общественных организаций, на лиц, в связи с их прошлой преступной деятельностью, а также антиобщественным образом жизни и поведением, от которых можно ожидать совершения тех или иных преступлений;
выявление лиц (группы лиц), замышляющих либо подготавливающих преступления, и осуществление соответствующих мер по их недопущению;
обнаружение фактов преступных действий на стадии покушения на совершение преступления и принятие мер по их пресечению и привлечению виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
29. Задачи и организация оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.
к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе относят следующие:
· выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений;
· возмещение материального ущерба;
· выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений;
· внесение предложений для принятия мер по их устранению.
Основные элементы организации деятельности аппаратов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями: изучение, анализ и оценка оперативной обстановки: планирование; информационное обеспечение; расстановка сил и средств; организация оперативного обслуживания объектов (линий работы); взаимодействие оперативных аппаратов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями с другими подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными, контролирующими и иными государственными органами и общественными формированиями; учет и оценка результатов своей деятельности; контроль и проверка деятельности аппаратов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями; обобщение и распространение положительного опыта и результатов научных исследований.
Принципы оперативного обслуживания (объектово-отраслевой, линейно - объектовый, территориальный, поисковый).
Оперативное обслуживание аппаратами борьбы с преступлениями в сфере экономики закрепленных зон и объектов. Уровни и режим (интенсивность слежения) оперативного обслуживания.
30. Особенности оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами и в отношении иностранцев.
Процессы интернационализации преступности, т.е. возрастание в ней удельного веса иностранных и международных элементов (совершение преступления на территории двух и более государств, попытки преступников скрыться от правосудия или сбыть похищенное за рубежом и т.п.), объективно обусловливают необходимость налаживания и развития международного, прежде всего межгосударственного сотрудничества в правоохранительной сфере. В целом такое сотрудничество носит вспомогательный характер по отношению к внутригосударственным мерам борьбы с правонарушениями. Однако по отдельным делам или категориям преступлений (например, в борьбе с терроризмом, незаконным наркооборотом, нелегальной иммиграцией) оно зачастую играет решающую роль.
Эффективность взаимодействия правоохранительных органов различных государств во многом зависит от его организации, правового и методического обеспечения.
Нельзя не сказать, что международные связи с правоохранительными органами зарубежных стран являются составной частью внешнеполитической деятельности Российского государства и отражаются на его международном престиже. Поэтому любой серьезный промах или нарушение законности со стороны сотрудников оперативно-розыскных органов (ОРО) при выполнении ими функции обеспечения и осуществления международного сотрудничества может привести к межгосударственным осложнениям и нанести ущерб национальным интересам России.
Общий порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров определен Венской конвенцией о праве международных договоров (1969 г.) и Федеральным законом Российской Федерации от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации».
В настоящее время свыше 600 международных договоров Российской Федерации содержат положения, относящиеся к деятельности органов внутренних дел. При этом более четверти из них полностью или преимущественно посвящены регламентации вопросов, входящих в компетенцию органов внутренних дел (договоры о борьбе с отдельными видами преступлений, правовой помощи по уголовным делам, о выдаче, о передаче осужденных и т.п.).
Участие оперативно-розыскных органов в пределах своих полномочий включает в себя: взаимодействие с компетентными органами зарубежных государств и международными организациями; координацию международных связей оперативных подразделений субъектов ОРД и оказание им содействия во внешнеэкономической сфере; подготовку заключений на проекты соответствующих международных договоров, касающихся их компетенции; общий контроль за выполнением оперативными подразделениями федеральных органов исполнительной власти обязательств и реализацией прав, вытекающих из международных договоров Российской Федерации; сбор и распространение информации об опыте международного сотрудничества и зарубежном опыте в сфере оперативно-розыскной деятельности; протокольное обеспечение мероприятий, проводимых в области международного сотрудничества.
На оперативно-розыскные органы возлагаются обязанности обеспечения взаимодействия с компетентными органами зарубежных государств и международными организациями на основе концептуальных положений участия федеральных органов исполнительной власти - субъектов ОРД в международном сотрудничестве, исходя из концепции их развития и концепции развития международных связей.
Контакты МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ с международными организациями осуществляются на основе общих концептуальных положений участия представителей органов внутренних дел в деятельности международных организаций по согласованию с Управлением организации международного сотрудничества МВД РФ.
Взаимодействие ОРО по оперативным вопросам с зарубежными правоохранительными органами по каналам Международной организации уголовной полиции (Интерпол) осуществляется через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. Условия и порядок такого взаимодействия регулируются Уставом и другими нормативными актами Интерпола, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола
Для
успешного решения проблемы борьбы с
иностранной организованной преступностью
необходимы изменения в сфере организации
и тактики оперативно-розыскной
деятельности ОВД.
Как было отмечено,
преступность иностранных граждан и лиц
без гражданства в России нередко является
частью международной (транснациональной)
преступности. Причем свыше 80% этой
преступности является организованной
Анализ практики раскрытия преступлений
иностранцев свидетельствует о наличии
ряда факторов (обстоятельств), отрицательно
сказывающихся на установлении и розыске
лиц, их совершивших, которые заключаются
в следующем: отсутствие полной информации
о факте совершения преступления; примерно
каждое третье преступление иностранцами
совершается в отношении своих
соотечественников, причем информация
о них редко доходит до правоохранительных
органов, так как потерпевшие опасаются
мести со стороны преступников; наличие
неточных, а порой и ложных заявлений со
стороны иностранных граждан о
преступлениях, как правило, имущественных,
с целью получения страховки при
возвращении на родину; нежелание
иностранца выступать в качестве свидетеля
преступления, присутствовать при
опознании, на очных ставках, совершении
других следственных действий; сокращение
процессуальных сроков ведения
расследования по преступлениям,
совершенным иностранцами, в связи с
кратковременностью пребывания потерпевших
иностранцев в России; при этом почти
каждое пятое преступление совершается
в отношении граждан зарубежных стран,
прибывших в Россию с кратковременными
визитами (туризм, деловая поездка,
приглашение и т.д.); низкое профессиональное
мастерство оперработников, ведущих
борьбу с преступностью иностранцев, и,
как следствие, просчеты в организации
раскрытия преступлений; неразработанность
методик раскрытия конкретных преступлений,
совершенных гражданами зарубежных
государств, активное противодействие
правоохранительным мерам со стороны
преступных элементов.
Перечисленные
факторы организационно-управленческого
характера, негативно влияющие на
раскрытие преступлений, совершенных
гражданами зарубежья, являются
благоприятными условиями для существования
и развития латентной преступности
иностранцев, размеры которой при данном
уровне аналитической работы не могут
быть определены достоверно Раскрытие
преступлений иностранных граждан и лиц
без гражданства с учетом содержания
криминалистической тактики как части
криминалистики является системой
тактических рекомендаций, общих для
расследования всех видов преступлений,
основанных на нормах уголовно-процессуального
закона и соответствующих задачам
расследования
Проведенное исследование
тактики раскрытия преступлений,
совершенных иностранцами, позволяет
сделать вывод, что криминальный
профессионализм иностранных преступных
групп совершенствуется значительно
активнее и эффективнее, чем оперативное
мастерство сотрудников подразделений
криминальной милиции, занимающихся
данной проблемой.
При раскрытии
преступлений, совершенных иностранцами,
моделироваться должны не типичные
ситуации их совершения, которые в
принципе достаточно идентичны независимо
от национальности преступника, а наиболее
вероятные действия преступника-иностранца
с учетом стереотипа его поведения,
основанного на этнических особенностях,
а также возможных ходов лидеров
иностранного преступного формирования
с целью затруднения проведения
расследования.
Таким образом, при
раскрытии преступлений, совершенных
иностранцами, прежде всего необходима
активность и наступательность в получении
информации об иностранцах либо их
группах, совершающих преступления,
включая сведения об их криминальной
деятельности; связи с криминальными
структурами как в России, так и за ее
пределами; каналы поступления в Россию
запрещенных товаров (наркотики,
оружие,
боеприпасы), похищенных изделий
(антиквариат, автомобили, изделия из
золота) и др.; информация об иностранных
гражданах, находящихся на нелегальном
положении; мотивация приезда иностранцев,
подозреваемых в совершении преступлений,
в Россию, их социальное положение, образ
жизни, положение в землячестве; сведения
о лидерах ОПГ и наиболее активных ее
членах; сведения психологического
характера, касающиеся взаимоотношений
среди иностранцев, входящих в одно
преступное сообщество (группу).