Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2019

Просмотров: 1157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип соразмерности основан на взаимозависимости про­цессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков. Его зачастую характеризуют как принцип экономической сбаланси­рованности интересов налогоплательщиков и государственной каз­ны, т.е. при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия с точки зрения и выгод для бюджета, и ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти вы­годы и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, чтобы не получить в дальнейшем уменьшения налоговой базы и соответственно снижения налоговых поступле­ний.

Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.

Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность по­строения налоговой системы на совокупности дифференцирован­ных налогов и различающихся объектов обложения. Множествен­ность налогов создает предпосылки для повышения адресности на­логообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них различных объектов обложе­ния, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по различным категориям плательщиков, делает его для них более неза­метным, формируя тем самым более толерантное отношение к нему. Более того, труднее избежать различных объектов обложения и упла­ты множества налогов, нежели одного объекта и единого налога.

Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», по­скольку при множественности источников обеспечивается относи­тельная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога. Множе­ственность источников бюджета экономически более целесообраз­на, особенно в кризисные периоды. В этом случае более эффектно наполнять бюджет будет множество налогов с низкими ставками и широкими налоговыми базами, нежели ограниченное число нало­гов с высокими ставками.

Юридические принципы налогообложения

Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налого­вым законом. В соответствии с этим принципом считается недопус­тимым  установление  различных налогов  или  элементов  налогов дифференцированно исходя из социальных,  национальных,  конфессиональных и иных критериев, а также в зависимости от формы собственности,    организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных дискриминационных оснований. Этот принцип реализован в ст. 3 НК.

Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством приня­тия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК, в соответствии с которой применительно к федеральным нало­гам РФ законными могут считаться только те налоги, которые ус­тановлены Налоговым кодексом РФ, к региональным законам относятся  только  те,  которые  установлены  Кодексом  и  законами субъектов РФ, к местным — только те, которые установлены Ко­дексом и нормативно-правовыми актами представительных органов
местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 НК ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в нем.


Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение нало­гоплательщиков, не может распространяться на отношения, возник­шие до его принятия. Он реализован в ст. 5 НК, где предусматрива­ется, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливаю­щие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогопла­тельщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.

Принцип приоритетности налогового законодательства заклю­чается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложе­ния, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается ст. 4 и 6 НК. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нор­мы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то приме­нять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответст­вуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законо­дательства.

Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответст­вующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК относит: объект налогообложения; налоговую базу; налоговый период; налоговую ставку; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Отсут­ствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.

Организационные принципы налогообложения

Принцип единства налоговой системы ― не должны устанавливаться налоги,  нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК. Недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запре­щенной законом экономической деятельности физических лиц и
организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.

Принцип  подвижности  {эластичности)  налогообложения  за­ключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвиж­ность налогообложения проявляется в регулярном заполнении об­наруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различ­ных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности.


Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что,   несмотря  на  определенную   подвижность  налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь­ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од­ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо­ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици­ального опубликования.

Принцип  налогового  федерализма  следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой  системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово­ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип   гласности   основан   на   требовании   обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель­щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла­тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого­обложения.

6. Классификация налогов.

Один из вариантов классификации налогов, предусматривающий рассмотрение совокупности налогов по четырем основаниям, представлен ниже.

1. По способу взимания различают: прямые налоги, взимаемые непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода); косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. 2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются: на федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории; на региональные налоги, элементы которых в соответствии с законодательством страны устанавливаются законодательными органами субъектов РФ; на местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. 3. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами. 4. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд; регулирующие налоги — разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству. Возможна классификация налогов и по другим признакам.


7. Структура налога и элементы налогообложения налогообложения.

читывая обязательный характер налога, для обеспечения определенности налоговых обязательств государство законадательно определяет порядок исчисления и взимания каждого налога через установление элементов налогооблажения.

Элементы налогообложения являются составной частью налогового механизма, направленного на практическое воплощение налога. Различают обязательный и факультативный элементы но. Обязательные элементы но определяются в законодательном порядке по каждому налогу. В современном Российском налоговом законодательстве налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы но: объект но, налоговая база, налоговый период, ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты. Факультативные элементы но как бы дополняют обязательные и также устанавливаются в законодательном порядке, но их наличие не обязательно. К ним прямо отнесены только налоговые льготы.

-налогоплательщик – лицо, обязанное внести платеж в государственный фонд, то есть лицо, непосредственно вносящее налог в бюджет. По налоговому законодательству налогоплательщик выделен из совокупности элементов но в самостоятельное понятие. По НКРФ плательщик – это организация или физическое лицо, организации или физические лица на которых возложена юридическая обязанность уплатить налог (сбор) за счет собственных средств.

-консолидированный налогоплательщик – образованное и зарегистрированное в установленном порядке объединение организаций, на которое возлагается обязанности уплаты налогов по входящим в его состав субъектам.

-налоговые агенты – лица (организации, физ лица, ип и др), на которые законадательными или нормативными актами о налогах возложены обязанности по исчислению, удержании у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующие бюджеты (внебюд фонды).

-сборщики налогов и сборов – гос органы, органы самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица, осуществляющие в соответствии с законодательными и иными нпа прием от налогоплатещиков и\или плательщиков сборов средств в уплату налогов и сборов и перечислению их в бюджет.

-объект налогообложения представляет собой предмет, действие или иную стоимостную или натуральную величину, на которые направлены действие налогов, т.е. в связи с чем налог взимается. Видами объектов но как экономического элемента налогов выступают: выручка от реализации работ, услуг, доход, прибыль, имущество, определенные действия, и виды деятельности, наступление отдельных событий.

-предмет но (т.е. вещи, события материального мира), имеющий фактический характер. Это лишь основание для возникновения обязанностей, ибо сам предмет не вызывает обязанности по уплате налога.


-налоговая база. Служит для количественного измерения объекта но и представляет собой стоимостную, физическую или иную количественную характеристику объекта но с учетом единицы обложения.

-налоговая ставка – важнейший элемент налога и но, имеющий принципиальное значение для выполнения налогами своей регулирующей роли. По содержанию налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, норма налогового обложения. Бывают твердые (специфические) устанавливаются в определенном размере на единицу но независимо от получаемого плательщиком размера доходов. Долевые (процентные, адвалорные) ставки устанавливются в виде доли (процента) от объекта обложения.

-налоговый период. Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

-сроки уплаты – это истечение периода времени или указание на событие, которое должно произойти, календарные даты, установленные законодательным актом о налогах и с которыми связаны окончание расчетов налогоплательщика по налогу.

-порядок исчисления и уплаты налогов и сборов – это технические приемы исчисления и внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет. Существуют три основных способа исчисления и уплаты налога: самостоятельно налогоплательщиком (по декларациям), налоговым агентом ( у источника дохода), административный (по извещению налогового органа, кадарстровая)

-налоговые льготы – изменение любого элемента налога, уменьшающие величину налогового платежаили изменяющие срок уплаты налога в пользу налогоплательщика. С правовой точки зрения налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества перед другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

-источник налога. С экономической точки зрения – это доход, из которого субъект но уплачивает налог.

-носитель налога – лицо которое реально несет бремя налога. Тем самым именно у этого лица происходит уменьшение доходов на величину налога.

8 Понятийный аппарат налогового права.

Налоговое право — система финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками налоговых отношений. Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения. Законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. Следовательно, метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) норм в целях формирования государственного бюджета. Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, т. е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права. К таким отношениям относится следующий исчерпывающий перечень: отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Субъекты налоговых правоотношений — контролирующие органы, обязанные и иные лица. В Налоговом Кодексе выделены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. К ним относятся: налогоплательщики и плательщики сборов; налоговые агенты; налоговые органы; таможенные органы. Налоговыми органами является Федеральная налоговая служба и ее подразделения; отдельными полномочиями в части взимания таможенных платежей наделяются таможенные органы. В качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм. Физические лица как налогоплательщики имеют разное правовое положение (статус), которое определяется законодательством с целью применения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты, получения налогового кредита: работники, получающие доходы в форме заработной платы; индивидуальные предприниматели; предприниматели с привлечением наемного труда; собственники движимого и недвижимого имущества; наследники имущества; законные представители (усыновители, опекуны); другой статус. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1 НК РФ). В налоговых правоотношениях участвуют и налоговые представители. К ним относятся: налоговые агенты, законные и уполномоченные представители налогоплательщика. Налоговые агенты — лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ). Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного представителя (представительство по закону) и уполномоченного представителя (представительство по доверенности). Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях (ст. 26 НК РФ). Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которых определяется установленными налоговым законодательством правилами. Объект налогового правоотношения и объект налогообложения — связанные, но не идентичные понятия. Содержание налогового правоотношения — совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые предусмотрены действующим законодательством о налогах и сборах на всех уровнях (федеральном, региональном и местном).