Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2019

Просмотров: 1203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Принципы налогового права.

Принцип налогового права — основное исходное положение в системе финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих отношения в сфере налогообложения. Эти положения могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения. 1. Равное налоговое бременя (нейтральность) — предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. При этом не допускается установление дополнительных или повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований. 2. Установление налогов законами — конституционный принцип: каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие законы. 3. Отрицание обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. 4. Приоритет налогового закона над неналоговыми законами — если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства. 5. Наличие всех элементов налога в налоговом законе — отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом. 6. Сочетание интересов государства и обязанных субъектов — присущ любой системе налогового законодательства, хотя и предполагает неравенство сторон в правовом регулировании налоговых отношений.

10. Налоговое право и другие отрасли права.

Налоговые законы принимаются, с одной стороны, на основе положения Конституции о защите частной собственности, а с другой — парламентского права отчуждать в пользу государства часть дохода их законных владельцев. Поэтому налоговые законы нередко могут содержать принципы и нормы, отличающиеся или прямо противоречащие тем, которые закреплены в других отраслях права. Возникает проблема отношений налогового права с другими отраслями права. Конституционное право имеет основополагающее значение для всех отраслей, в том числе и для налогового права. Налоговое право имеет отношение к гражданскому праву, поскольку налоговые отношения тесно связаны с имуществом. По общему правилу нормы гражданского права не применяются к налоговым отношениям. Исключения возможны, если федеральным законом установлено, что какие-либо положения гражданского законодательства применимы и к налоговым отношениям. При взаимодействии норм составных частей финансового права — налогового права и бюджетного права — приоритет отдается налоговому праву. Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. Налоговое право соприкасается с таможенным правом. Федеральная таможенная служба и ее подразделения выступают участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Но в части взимания таможенной пошлины и таможенных платежей действуют специальные нормы таможенного законодательства. В рамках применения ответственности за нарушения налогового законодательства можно говорить о взаимодействии налогового права административного и уголовного права. Налоговая ответственность, предусмотренная законодательством о налогах и сборах, по своей природе сходна с административной и уголовной ответственностью.


11. Система налогового законодательства РФ.

Система налогового законодательства – это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Условие императивности и всеобщности налогообложения закреплено Конституцией РФ (ст. 57, гл. 2).

Согласно ст. 1 НК РФ (ч. 1, гл. 1), система законодательства о налогах и сборах включает в себя:

1. Законодательство РФ, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принятых на его основе федеральных законов.

2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из законов субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с НК РФ.

3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые также принимаются в соответствии с НК РФ.

Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (ст. 5, гл. 1, ч. 1 НК РФ).

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и/или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в то же время не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5, гл. 1, ч. 1 НК РФ).

К иным нормативным актам, имеющим отношение к налогообложению относятся:

· указы Президента РФ,имеющие характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению;

· нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые, однако, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, таможенного дела; органами исполнительной власти субъектов РФ; исполнительными органами местного самоуправления в пределах своей компетенции;

· нормативно-правовые акты ФНС: приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением, которые, однако, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах;

· постановления Конституционного Суда, значимые для регламентации отношений в налоговой сфере с точки зрения защиты интересов налогоплательщиков (например, обжалование незаконных решений налоговых органов).

Отношения в налоговой сфере, помимо национального законодательства, регулируются международными договорами. Причем в РФ, согласно ст. 7 НК РФ (ч. 1, гл. 1), большую юридическую силу в этой сфере имеет международное соглашение, а не внутригосударственный закон.

Таковы составные части системы налогового законодательства. Сделаем краткий обзор развития налогового законодательства в РФ.


В конце 1991 г. был принят и введен в действие, начиная с 1992 г., Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ», который определил принципиально новую налоговую систему, коренным образом отличающуюся от советской системы платежей в бюджет.

Указанный закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все статьи его были отменены, за исключением устанавливающих перечень налогов России. Окончательно закон прекратил свое действие в 2005 г.

Можно говорить о том, что с введением закона «Об основах налоговой системы в РФ» произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики.

Формально перечень налогов, установленный данным Законом, отвечал принципам рынка, в его состав входили такие традиционные для рыночных экономик налоги, как НДС, налог на прибыль, НДФЛ. Однако имели место и «экзотические» налоги и платежи, например: налог на нужды образовательных учреждений, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на превышение фактического фонда оплаты труда над нормируемым, сбор за парковку автотранспорта и др. Перечень налогов включал более 40 позиций. Как следствие множественности налогов возникла проблема налоговой дисциплины. Введение жестких налоговых санкций сменялись периодами налоговых амнистий.

За период 1992–1999 гг. в России был принят огромный пакет налоговых нормативных правовых документов, включая законы и подзаконные акты, которые зачастую содержали противоречия, а также возможности произвольного толкования. Поэтому в первые же годы существования налоговой системы возникла необходимость сокращения количества налогов, упрощения и достижения стабильности налогового законодательства.

Речь о принятии единого кодифицированного акта, т. е. Налогового кодекса РФ, шла с 1995 г., однако первая попытка его принятия в Государственной думе ФС РФ в 1996 г. не увенчалась успехом. Первая часть НК РФ была принята только в 1998 г. и введена в действие с 1 января 1999 г. (ФЗ от 31 июля 1998 г. № 147–ФЗ вступил в силу 1 января 1999 г.).

Вторая часть НК РФ была принята в 2000 г. и введена в действие с 1 января 2001 г. (ФЗ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ).

Формирование второй части НК РФ продолжается до сих пор, в стадии разработки находится глава 32, посвященная налогу на имущество физических лиц.

12. Структура и содержание Налогового кодекса РФ.

НК РФ — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ
Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), в которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).
Первая часть Кодекса устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в РФ, в т.ч.: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. 
Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.
Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.
Среди нормативных правовых актов Налоговый кодекс РФ занимает особое место, так как в нем заложены правовые основы формирования всей налоговой системы России28.


13. Понятие налоговой системы, налоговой политики и принципов налогообложения в РФ.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

Налоговая система— взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

  • принципы налоговой политики и налогообложения;

  • система и принципы налогового законодательства;

  • порядок установления и ввода в действие налогов;

  • порядок распределения налогов по бюджетам;

  • системы налогов, т. е. виды налогов и общие элементы налогов;

  • права и ответственность участников налоговых отношений;

  • порядок и условия налогового производства;

  • формы и методы налогового контроля;

  • система налоговых органов.

Кратко охарактеризуем налоговую политику государства как одно из существенных условий налогообложения.

Налоговая политика— это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующиецели:

  1. фискальная — формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;

  2. экономическая— регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;

  3. социальная— снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;

  4. экологическая — рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;

  5. контрольная— проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;

  6. международная— заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.

6.2. Принципы налогообложения в России


Принципы налогообложения — базовые идеи и положения, наработанные мировым опытом в сфере налогообложения и заложенные в национальное законодательство. В соответствии со ст. 3 Кодекса кфундаментальным принципамналогообложения относятся:

  1. всеобщность и равенство налогообложения — каждое лицо должно платить законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога;

  2. принцип недискриминации налогоплательщиков — порядок взимания налогов и сборов не должен учитывать политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Нельзя также дифференцировать ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;

  3. экономический приоритет — только экономическая природа объекта налогообложения может служить основой для установления налога;

  4. презумпция правоты собственника — все неустранимые сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика;

  5. принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения — налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда, в каком размере он должен уплачивать в бюджет.

Наряду с фундаментальными принципами введены и действуют организационные начала.

Организационные принципы— положения, на которых базируется построение налоговой системы Российской Федерации и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система РФ руководствуется следующими из них.

Единство налоговой системы— основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств ( ст. 3 Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Равенство правовых статусов субъектов РФ— основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений.

Подвижность (эластичность)— налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Стабильность— налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Этот принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.

Множественность налогов— налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.