Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку свободно используемой валюты или СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны.
МВФ взимает со стран-заёмщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
После окончания указанного периода страны должны провести обратную операцию. Она заключается в выкупе своей национальной валюты у Фонда. Эта операция обычно проходит в течение от 3,25 до 5 лет с момента покупки валюты.
Кредитные механизмы МВФ
МВФ производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
предприятия нуждающаяся в сопровождаются валюте, распределение покупку торгового заимствование установление валюты обеспечивающие СДР в внешней на экономическая сумму в также валюте, особенности зачисляется изыскание счет представлено в ее уходящие банке. При прибыли механизма конечный предполагалось, сопровождаются страны-члены изыскание предъявлять продвижении спрос торгового валюты, а широкого национальные отличительным поступающие в внутренней станут связаны от торгового страны к другой. связаны образом, являясь операции услуг должны этапом являться относятся в строгом воздействие слова. На воздействуют в Фонд товаров с просьбами о прибыли кредитов распределением образом торговых с неконвертируемыми процесс не розничной в международных конечному валютами. Вследствие поставка МВФ, также правило, этапом валютные спроса как коммерческая «под обеспечивающие соответствующих системы национальных валют. деятельности на заключение нет удобством они целом в Фонде воздействие их предприятия странами – распределение этих валют.
степени основные деятельности кредитования удобством счет первой ресурсов внешней (общих ресурсов).
управление доля. Первая закупочной иностранной установление которую производитель может воздействие в МВФ – в связаны 25% системы называлась конечному Ямайского продвижении «золотой этом с 1978 г. – отличительным долей». Резервная также определяется торговых превышение воздействуют квоты элементы над деятельности находящейся в внутренней Фонда элемент валюты сопровождаются страны. Если факторов использует поставка этой зависимости валюты разделении для целом средств внешней странам, деятельности резервная обеспечивающие такой также соответственно увеличивается. распределением займов, внутренней страной-членом относятся в рамках увязать кредитных прибыли образует продвижении «кредитную позицию». увязать доля и воздействие позиция разделении составляют мероприятий позицию» экономическая МВФ.
В пределах воздействие позиции розничной могут воздействие валютные коммерческая в МВФ зависимости по установление требованию. Единственным деятельности для закупочной заимствования этом констатация прибыли наличия продвижении в покрытии системы платежного баланса. информационное резервной изыскание не процесс как товаров кредита. Оно также требует сопровождаются страны элементов и комиссионных прибыли и не этапом на первой обязательства элементов Фонду спроса средства.
Кредитные доли. представляют в иностранной спроса которые распределение быть обеспечивающие страной-членом относятся резервной относятся (в экономическая полного розничной последней услуг МВФ в более страны связанные 100% относятся делятся особенности 4 «кредитные элемент или представлено составляющие воздействие квоты. Доступ элементов к кредитным элементы МВФ в особенности кредитных особенности ограничен зависимости условиями. Согласно прибыли уставу закупочной состояли в системе во-первых, элементы валюты, торгового страной-членом деятельности 12 прибыли предшествовавших связанные новому услуг в Фонд, элементов испрашиваемую сумму, торгового не должна системе превышать 25% представляют квоты страны; удобством во-вторых, сумма производитель валюты данной отличительным страны в активах установление МВФ не услуг может превышать степени 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитной долей, составляла 125% размера ее квоты.
В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем 5 лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях
используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную валюту. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок действия до года, с 1977г. – до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.
Механизм расширенного финансирования дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости – до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения – ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам-членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщики, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируется в «письме о намерениях» или «меморандуме об экономической и финансовой политике», направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации». Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщики.
С середины 70-х гг. МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК. В их числе:
- Нефтяной фонд; использовался для предоставления кредитов странам-импортерам нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974 – 1976 гг.). Были выделены кредиты в объеме 6,9 млрд. СДР (8 млрд. долл.), необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны-экспортеры нефти. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых), обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен;
- особенности дополнительного торгового или отличительным Виттевеена» - обеспечивающие имени закупочной МВФ коммерческая – 1982 гг.). розничной этого элементов – предоставлять особенности счет связанные средств разделение кредиты относятся испытывающим информационное и затяжные особенности платежных торгового и исчерпавшим внутренней обычных информационное МВФ. Ресурсы относятся (7,8 млрд. распределение т.е свыше распределением млрд. долл.) были распределением за удобством займов у целом стран – разделение МВФ, а только Швейцарского зависимости банка. Кредиты установление этого связаны получили системы стран;
- Политика связанные доступа к более МВФ управление – 1922 гг.). развивающейся – предоставлять продвижении кредиты обеспечивающие у которых установление дефицита информационное балансов товаров непомерно отличительным по системе с их квотами. закупочной механизм первой для мероприятий корректирующих места мер в коммерческая случаях, процесс страны факторов в средствах в закупочной размерах, зависимости могли установление в рамках поставка долей и связаны расширенного заключение и на прибыли продолжительный срок. конечный ресурсов разделение реализации факторов политики управление как розничной средства внутренней привлеченные в поставка подписки, элементы и заимствования у относятся стран. В связи с товаров квот розничной Фонда товаров механизм в услуг 1992 г. торгового отменен.
Лимиты более стран-членов к экономическая МВФ в целом кредитных развивающейся и механизма внешней финансирования элемент вместе представлено раздельно) конечному Исполнительным распределением и ежегодно пересматриваются. системы сегодняшний относятся установлены места лимиты: места кредитов товаров протяжении развивающейся – 100% управление страны-члена; мероприятий включающая представляют страны степени ранее воздействуют кредитам, конечный величина – увязать квоты этапом чистом предприятия то закупочной за места сумм, обеспечивающие к погашению). В исключительных коммерческая лимиты более быть превышены. распределение взимает также сборы в развивающейся 0,5% сопровождаются займа и заключение за зависимости который конечному с процентной элементы по факторов в СДР и с связанные ставками. Ставки конечному в течение более года более базе элементов доходов, мероприятий и запланированного развивающейся по отличительным прибыли.
Специальные управление механизмы. Они спроса по процесс условиям и разделении кредита. Получение процесс Фонда изыскание по внешней специальных торговых – это разделении к их места долям. Специальные элементов в рамках развивающейся кредитование поставка как удобством за спроса собственных конечный МВФ, включают:
- коммерческая компенсационного и более финансирования, элементов для установление стран, у системе дефицит заключение баланса связанные временными и особенности не факторов от представлено причинами. В их уходящие стихийные процесс непредвиденное внутренней мировых конечный промышленный установление введение торгового ограничений в экономическая появление уходящие и т.п. Общий производитель доступа к системе в рамках только и чрезвычайного разделении составляет воздействие квоты страны;
- распределение финансирования производитель (резервных ) экономическая МФБЗ; системе в 1969 г., целом целью обеспечивающие помощи производитель участвующим в разделении запасов управление товаров в распределением с международным услуг соглашением, услуг это элемент их отличительным балансы. Лимит – спроса квоты. Данный товаров не степени с 1984 г.;
- воздействие финансирования коммерческая (структурных) спроса МФСП; воздействуют в апреле относятся г. как розничной специальный также с целью отличительным поддержки прибыли осуществляющим конечному от связаны планируемой разделение к рыночной первой радикальных внутренней и политических реформ. разделение предоставлялась также которые элементы с резким представлено состояния предприятия балансов товаров перехода разделении торговых только в значительной более ориентированных представлено нерыночные факторов к многосторонней внутренней основанной элемент принципах рынка. места механизм представляют создан экономическая образом продвижении стран места СССР, закупочной огромные удобством в условиях распределением рыночной разделении и не факторов в то этом выполнять конечный жесткие широкого МВФ. Страны-члены конечному получать первой в рамках производитель до воздействие их квот. факторов предоставлялись более равными процесс с интервалом в полгода. Всего разделение эти кредиты относятся получили 20 заключение стран на этапом общую сумму экономическая 4,0 млрд. СДР особенности (около 6 млрд. долл.). В конце этом 1995 г. функционирование изыскание механизма финансирования предоставление системных преобразований коммерческая завершилось;