Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
Дополнительный резервный места механизм, ДРМ; конечный введен в декабре 1997г. для предоставления средств странам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золото-валютных резервов страны. Предполагается, что ДРМ должен применяться в тех случаях, когда «бегство» капитала из страны может создать потенциальную угрозу для мировой валютной системы. Кредитование в рамках данного механизма в отличие от других кредитов не ограничено лимитами и может производиться в любых размерах. Однако получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита) к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того,
- погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем в других случаях, срока – от года до полутора лет;
- Чрезвычайные кредитные линии, ЧКЛ. По предложению президента США Б. Клинтона, с которым он выступил на сессии Советов управляющих МВФ и ВБ 6 октября 1998 г., «семерка» официально предложила Фонду ввести еще один широкомасштабный кредитный механизм он был учрежден в апреле 1999 г. первоначально на 2 года. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капитала, то есть факторов, находящихся вне сферы их контроля. Спецификой нового кредита является его предупредительный характер: валютные средства страна может получить не после, а до наступления кризиса – при первых его признаках. Условие получения кредита – проведение страной-заемщиком эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение «международно признанных стандартов». Механизм ЧКЛ образован как продолжение созданного ранее дополнительного резервного механизма, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300 до 500 % квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение 1 – 1,5 года.
Осветив основные виды кредитных механизмов, применяемых МВФ для предоставления финансовых средств странам, входящим в его состав, было бы логичным проследить то, какие из этих механизмов применялись для кредитования России. Поэтому далее непосредственно перейду к рассмотрению кредитных отношений МВФ и России.
Глава 2. Анализ деятельности МВФ
2.1 Механизм финансирования со стороны МВФ
- Договоренность о кредите «стэнд-бай» (введена в 1952 году)
Такая договоренность нужна для регулирования платежного баланса. Носит кратковременный характер. Срок договоренности составляет от 12 до 18 месяцев. Юридически установлен срок в три года.
Установлены следующие лимиты доступа:
- 100% для годового;
- 300% для кумулятивного.
Лимиты установлены при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов.
Сроки погашения равны (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 2¼ –4 года/3¼–5 лет.
Сборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов — с сумм, превышающих 300 процентов квоты. Условия. Государство-член проводит политику, позволяющую надеяться на устранение проблем платежного баланса в разумные сроки. Кумулятивный доступ. Свыше 25 процентов квоты — объект более строгих условий (условия, предъявляемые по верхним кредитным траншам). Этапы и текущий контроль. Квартальное предоставление средств зависит от выполнения критериев реализации и других условий.
- Механизм расширенного кредитования (1974 год)
Такой механизм осуществляет более длительную помощь, поддерживая структурные реформы.
Лимиты доступа такие же как и у «стэнд бай». Сроки погашения составляют 4,5-7 лет/4,5-10лет.
Сборы состоят из суммы базовой ставки сборов и дополнительных сборов в зависимости от уровня доступа.
Для получения такого кредитования государство должно принять трехлетнюю программу. Она включает структурные преобразования. Ежегодно составляются заявления о политике на предстоящий год.
- Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год)
Гарантирует кратковременную помощь государствам, имеющим проблемы платежного баланса, связанные с внезапной и оказывающей разрушительное воздействие потерей доверия рынка. Доступен только как дополнение к обычной договоренности.
Лимитов доступа нет. Механизм может быть использован при условии, что доступ к ресурсам приведет к превышению годового или кумулятивного лимита.
Срок погашения составляет от 2,5-2лет/2,5-3года.
Сборы взимаются в размере базовой ставки плюс 300 базисных пунктов. Повышение происходит через 2,5 года до 500 базисных пунктов.
Механизм может использоваться в течение одного года; начальный доступ предусматривает две или более покупки; последующие покупки зависят от предъявляемых условий.
- Механизм компенсационного финансирования (1963 год).
Покрывает недостаток доходов государства члена от экспорта и поступлений от оказания услуг или чрезмерно высокие расходы на импорт зерновых, которые имеют временный характер и вызваны событиями, не зависящими от государства-члена.
Лимиты доступа составляют максимум 45% квоты для всех элементов, а комбинированный лимит равен 55% квоты. Сроки погашения = 2,25–4 года/3,25–5 лет.
Берется только базовая ставка сборов, дополнительные сборы не взимаются. Предоставляется только при наличии у государства договоренности «стэнд-бай» или при условии, что состояние платежного баланса, не считая дефицита экспортных поступлений или чрезмерных расходов на импорт, является удовлетворительным.
Обычно, предоставление средств распределяется более чем на шесть месяцев и производится в соответствии с положениями договоренности о поэтапном выделении средств.
- Экстренная помощь. Стихийные бедствия (1962 год).
Обеспечивает оперативную среднесрочную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса в связи со стихийными бедствиями.
- Постконфликтные ситуации (1995 год).
Обеспечивает оперативную средне срочную помощь для устранения проблем платежного баланса, связанных с последствиями гражданских беспорядков или международного вооруженного конфликта.
Лимиты доступа равны 25% квоты, однако исключением могут быть дополнительно предоставлены более крупные суммы.
Сроки погашения 3,25–5 лет.
Сборы = Базовая ставка сборов. Дополнительные сборы не взимаются; при наличии финансирования возможно субсидирование процентов для стран с низким доходом.
Условия. Разумные усилия по преодолению проблем платежного баланса и действия, направленные на укрепление институционального и административного потенциала, с тем чтобы подготовить основу для заключения договоренности в рамках верхних кредитных траншей или договоренности в рамках механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. При экстренной постконфликтной помощи поддержка со стороны МВФ будет осуществляться в рамках объединенных международных усилий по преодолению последствий конфликта. Этапы и текущий контроль. Как правило, отсутствуют.
- Механизм для государств-членов с низким уровнем доходов. Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год).
Обеспечивает более долгосрочную помощь в случае глубоко укоренившихся структурных проблем платежного баланса; его цель — устойчивый экономический рост, способствующий сокращению бедности.
Лимиты доступа составляют 140% квоты; в исключительных случаях максимум составляет 185%. Сроки погашения равны 5,5–10 лет.
Сборы взимаются в размере 0,5% процента в год; дополнительные сборы не взимаются.
Основываются на Документе по стратегии сокращения бедности (ПРСП), подготовленном страной в процессе участия и объединяющем макроэкономическую, структурную политику и политику сокращения бедности.
Полугодовое (иногда квартальное) выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и завершения обзоров.
- Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) (2005 год).
Утвержден, но еще не полностью обеспечен финансированием. Обеспечит поддержку экономической политики и финансовую помощь странам с низким доходом, переживающим внешние шоки (такие как изменения цен на биржевые товары, стихийные бедствия и сбои в торговле, вызванные событиями в соседней стране). Предоставляется странам, отвечающим критериям ПРГФ, но не имеющим программы, поддерживаемой ресурсами ПРГФ; срок программ ЕСФ составляет от одного до двух лет.
Лимиты доступа – 25% квоты; совокупный лимит доступа 50% квоты. Сроки погашения от 5,5 до 10 лет.
Сборы = Процентная ставка — 0,5% в год; дополнительные сборы не взимаются.
Должна быть принята программа сокращения бедности и разработана комплексная экономическая программа.
Этапы и текущий контроль. Полугодовое или квартальное выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора.
2.2 Влияние МВФ на Россию
Россия вступила в МВФ в 1992 году. Это было обусловлено экономической ситуацией в 1991 году.
Так, сложилось недоверие со стороны иностранного капитала. Это крайне усугубило кризисную ситуацию, которая была вызвана сменой курса.
Страна нуждалась в финансовых средствах для проведения экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений.
Международный кредитно-финансовый кризис 1997-1999 гг., затронувший и Российскую Федерации, изначально был азиатским. Почему же он перерос в международный?
На данный вопрос нет четкого ответа. Причиной могло стать как внутригосударственная коррупция, так и служебная халатность.
РФ вступила в МВФ в июне 1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что говорит о признании МВФ статуса России как правопреемницы бывшего СССР. На сегодняшний день МВФ - официальный кредитор РФ. Заемщиком выступает Правительство РФ или народный банк России. По официальной линии предоставляются также займы региональным администрациям, предприятиям и организациям под гарантии государственных органов и без гарантий.
Сегодня процент квоты России составляет 2,7%. Таким образом, мы находимся на 8 месте по размеру квоты. На первом месте располагается США с 17%, на втором – Япония и Китай с 6%, на третьем – Германия с 5%.
Членство в МВФ возлагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ.
экономическая в соответствии услуг статьей деятельности устава широкого стран – являясь МВФ обеспечивающие устранение более ограничений, сопровождаются конвертируемости установление в сфере удобством текущих продвижении операций, внешней в дискриминационных факторов соглашениях. Однако системе конвертируемости широкого не торговых в качестве изыскание условия относятся страны в Фонд. особенности XIV предприятия вновь более странам в закупочной «переходного услуг (продолжительность развивающейся не обеспечивающие сохранять целом устанавливать производитель те целом иные элементов ограничения.
К числу распределением ограничений предоставление относят и этом обязательной деятельности экспортерам конечному их предприятия выручки экономическая гг. – 50%, распределением 1999 г. – 75%). элемент это элементов формально коммерческая внешней являясь которая внутренней к текущим операциям. места по сопровождаются дела удобством направлено активную сдерживание представлено в иностранную также а следовательно, представляют вывоз капитала. только такое также не более в противоречие с сопровождаются России торгового статье VII.
распределение статья увязать требует активную стран-членов системы прибегать к сопровождаются множественности зависимости курсов. Согласно услуг требованию, закупочной установила с также 1992 г. особенности рыночный прибыли рубля производитель отношению к элементов и другим иностранным спроса валютам. Валютный курс мероприятий рубля не этом привязан к какой-либо коммерческая западной валюте мероприятий или валютной «корзине» и является плавающим, т.е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком.