Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственное управление регионом в современных условиях
1.1 Понятие и механизм управления региональным развитием
1.2 Стратегическое управление развитием региона
Глава 2. Анализ современного состояния Челябинской области
2.1 Анализ экономического состояния Челябинской области
2.2 Развитие социальной сферы Челябинской области
2.3 Совершенствование управления субъектами Российской Федерации
Введение
Региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения средств: экономических, административных, правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.
Рыночные механизмы не во всех случаях оказываются способными предупредить и преодолеть существенные территориальные различия в уровне жизни населения, эффективности региональной экономики. В подобных случаях государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства, создавая при этом все условия для роста и развития всего народного хозяйства. Различия же стартовых условий вхождения субъектов Федерации в современные экономические условия, а также погрешности и издержки реформирования привели к усилению территориальных диспропорций и углублению дифференциации в развитии регионов.
Для управления регионом в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются медленно.
Целью работы является разработка направлений совершенствования системы государственного управления на примере отдельного региона.
Задачи исследования:
- рассмотреть государственное управление регионом в современных условиях;
- проанализировать современное состояние региона;
- предложить направления совершенствования управления регионом.
Объектом исследования является субъект Федерации – Челябинская область. Предмет исследования – система управления в регионе.
Глава 1. Государственное управление регионом в современных условиях
1.1 Понятие и механизм управления региональным развитием
Управление региональным развитием подразумевает наличие механизма управления регионом, который, по мнению ряда авторов (Р. Шнипера, О. Ромашова и др.), должен строиться с учетом того, что: регион является неотъемлемой частью единой системы производительных сил и производственных отношений и обладает прямыми и обратными производственно-экономическими, ресурсными, научно-техническими, финансово-кредитными и социальными связями с хозяйственным комплексом страны; в регионе осуществляются полные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, части национального богатства, денежного обращения, отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции; к компетенции региона относится планирование развития хозяйственного комплекса, финансирование, кредитование, денежное обращение, подготовка и рациональное использование трудовых ресурсов и природного комплекса в соответствии с его специализацией, участием в территориальном разделении труда. В связи с этим ядром регионального управления будет являться именно механизм управления экономикой региона.[6]
Основным требованием к механизму управления экономикой региона является его гибкость и способность реагировать на изменения в целевой направленности развития региональной экономики в зависимости от изменения целей и задач, меняющихся в соответствии с общей стратегией развития государства. Важные требования к механизму предъявляет необходимость единства экономического и социального аспекта регионального воспроизводственного процесса, что обусловлено двуединой ролью человека, выступающего и производителем и потребителем продукции и услуг одновременно. Поэтому любое управленческое решение и практическое действие в области развития экономики региона оценивается исходя из того, в какой мере оно гарантирует улучшение материального и культурно-бытового обслуживания населения. Поэтому вторым требованием к механизму является обладание им свойствами, обеспечивающими взаимодействие и сбалансированность экономической и социальной сфер хозяйствования региона. Следующее требование - обеспечение механизмом эквивалентных экономических отношений между всеми звеньями хозяйственной системы. Это означает, что если то или иное звено региональной экономики прибегает к услугам соседней организации, то оно возмещает потери, связанные с отвлечением трудовых, транспортных, материальных ресурсов от основного производства. Особого внимания заслуживают взаимоотношения по поводу развития и функционирования региональной производственной инфраструктуры, состояние которой затрагивает интересы абсолютно всех звеньев региональной экономики, поскольку управление объектами производственной инфраструктуры и техническое их состояние предопределяют режим и эффективность функционирования всех предприятий и объединений региона. Четвертым и самым главным требованием к механизму управления экономикой региона является его результативность и эффективность.
Кроме общих требований к механизму управления экономикой региона, выдвигаются и частные - к организационной структуре управления и к организации процесса управления. Региональная система управления способна функционировать при условии ее эффективности, которая отражает соотношение принятых управленческих решений и полученных от этого процесса результатов. Основная сложность при этом заключается в невозможности однозначной интегральной оценки изменения ситуации в регионе в зависимости от тех или других решений управляющей системы. Тем не менее эффективность системы зависит от ряда условий изменяющих ее в определенной степени. Исследование этих условий поможет управляющей системе найти нужный подход в выборе правильных решений. Исходя из того, что на современном этапе хозяйствования происходит модернизация системы управления экономикой региона, определенная усилением самостоятельности территорий, модернизации, в первую очередь, должен быть подвержен механизм управления, как наиболее гибкий и адаптивный ее элемент.
Механизм управления регионом - это ключевой элемент системы управления территориями, наиболее сложная ее часть, представляющая собой совокупность компонентов (органов управления, их функций и структуры; целевых стратегических установок; принципов, методов, технологий и инструментария управления и т. д.), тесно взаимосвязанных между собой, образующих управляющую, управляемую, инструментальную подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия (в узком смысле) на региональное хозяйство, условия жизнедеятельности населения, организации и домашние хозяйства, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения уровня социально-экономического развития региона и качества жизни населения в нем. Рассматривая механизм управления как сложную совокупность компонентов, следует отметить, что это совокупность сложных управляющей, воздействующей и управляемой подсистем. Механизм управления следует рассматривать как процесс воздействия управляющей системы на управляемую. Отметим, что в условиях модернизации системы управления важно выделить в механизме управления элементы относительно устойчивые (подвергающиеся изменениям только в результате кардинальных преобразований: субъекты управления; объекты и области воздействия и т. д.) и подвижные (изменяющиеся в результате перманентных трансформаций).[6]
В современных условиях существенно возрастает самостоятельность регионов в оказании социально значимых услуг, усиливается роль эффективного управления финансовыми потоками на территориальном уровне. Одним из приоритетов саморазвития субъектов Федерации становится устранение социально-экономической дифференциации, прежде всего, за счет собственных ресурсных возможностей, а не за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. В связи с этим актуализируется проблема оптимизации сочетания стратегии управления экономикой регионов с теми задачами, которые ставят перед собой другие экономические субъекты. Регионализация реформ напрямую связывается с обеспечением финансовой устойчивости территорий, которая, в свою очередь, напрямую зависит от эффективности финансово-бюджетного контроля в регионах, результативности реализации всего спектра его функций. Необходимость совершенствования системы финансово-бюджетного контроля на региональном уровне обусловлена концентрацией финансовых и материальных ресурсов конкретной территории для их более эффективного использования. Каждому типу региона должен соответствовать тип механизма финансово-бюджетного контроля. Таким образом, финансово-бюджетный контроль должен быть обусловлен спецификой развития региона.
1.2 Стратегическое управление развитием региона
Как известно, в современной России сохраняются источники кризиса регионов, вызванные несовершенством бюджетного федерализма. Пока еще у каждого региона остается возможность получить дополнительные средства не столько за счет вовлечения внутренних резервов роста, сколько за счет перераспределения федеральных бюджетных средств. При этом вступают в силу механизмы как прямого лоббирования в верхних эшелонах власти, так и перераспределения ресурсов за счет несовершенства того или иного законодательства, прежде всего налогового. Существенными факторами, определяющими социально-экономическое развитие российских регионов, должны стать четко сформулированные принципы бюджетного федерализма и зафиксированные правила перераспределения централизованных ресурсов, которые послужат стимулом для поиска внутрирегиональных резервов развития. В условиях, когда перераспределение ресурсов между регионами будет стабильным и упорядоченным, особенно актуальными становятся вопросы управления социально-экономическим развитием регионов. Поэтому вполне очевидна необходимость выработки концепции управления развитием на основе новых научных идей, подходов, механизмов, методов, учитывающих изменение содержания и структуры общественного развития.
Особенностью современной парадигмы управления экономическим развитием региона является то, что, во-первых, управление становится стратегическим, а во-вторых, экономическое развитие территории и эффективное управление этим процессом становятся задачами не только управленческой подсистемы региона, но и общественных групп населения.
Рассмотрение региона как сложно формализуемой экономической системы, функционирующей на принципах адаптации и самоорганизации, управление которой зависит не только от оптимальной внутренней структуры, но и от того, насколько четко она сможет адаптироваться к своему факторному внешнему окружению, позволит сформулировать и обосновать новые алгоритмы и инструменты стратегического управления региональным социально-экономическим развитием.
В целом, стратегическое управление (стратегический менеджмент) - управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающая диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии.[21]
Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием региона можно определить как совокупность программ, принципов, методов и приемов, при помощи которых руководство планирует развитие определенной социально-экономической системы на среднесрочную или долговременную перспективу. Стратегическое управление является своего рода «управленческой парадигмой», под которой понимается система взглядов, обосновывающих идеи научных результатов ряда крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и менеджеров-практиков.
Сущность стратегического управления регионом наиболее полно раскрывается через совокупность основных категорий стратегического менеджмента (управления).
1. Разделы стратегического менеджмента - включают основные теоретические составляющие стратегического управления социально-экономическим развитием региона: основы стратегического менеджмента, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии.
2. Методология исследования - совокупность общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом менеджменте социально-экономическим развитием региона: системный анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление и др.
3. Этапы стратегического управления -составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа, формирования разделов стратегического плана по макроподсистемам и кончая управлением изменениями в регионе.
4. Макроподсистемы - крупные составные части региона, объединяющие взаимосвязанные отрасли экономики.
5. Стадии жизненного цикла региона отражают основные этапы социально-экономического развития региона: зарождение, рост, зрелость и упадок. Их выделение нельзя путать со стадиями жизненного цикла продукции и услуг.
6. Виды стратегий развития - виды обобщающих моделей поведения организации на ближайшую перспективу. В теории стратегического управления известно более 20 типовых стратегий, которые можно объединить в несколько групп: эталонные, функциональные, отраслевые и др.
7. Положение на национальном рынке -позиции региона.[21]
Основные этапы стратегического управления социально-экономическим развитием региона представим на рисунке 1.[21]
Рассмотрение региона как сложной социально-экономической системы позволяет применить методологию исследования системного анализа, со всеми вытекающими из этого последствиями: наличие большого количества сложных взаимосвязанных причинно-следственных связей между факторами, рассматриваемыми в описании сложной системы, результат действия которых не всегда очевиден при принятии решений, необходимость исследования систем в условиях неопределенности, неоднозначности.