Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения средств: экономических, административных, правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.

Рыночные механизмы не во всех случаях оказываются способными предупредить и преодолеть существенные территориальные различия в уровне жизни населения, эффективности региональной экономики. В подобных случаях государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства, создавая при этом все условия для роста и развития всего народного хозяйства. Различия же стартовых условий вхождения субъектов Федерации в современные экономические условия, а также погрешности и издержки реформирования привели к усилению территориальных диспропорций и углублению дифференциации в развитии регионов.

Для управления регионом в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются медленно.

Целью работы является разработка направлений совершенствования системы государственного управления на примере отдельного региона.

Задачи исследования:

- рассмотреть государственное управление регионом в современных условиях;

- проанализировать современное состояние региона;

- предложить направления совершенствования управления регионом.

Объектом исследования является субъект Федерации – Челябинская область. Предмет исследования – система управления в регионе.

Глава 1. Государственное управление регионом в современных условиях

1.1 Понятие и механизм управления региональным развитием

Управление региональным развитием под­разумевает наличие механизма управления регионом, который, по мнению ряда ав­торов (Р. Шнипера, О. Ромашова и др.), должен строиться с учетом того, что: регион является неотъемлемой частью единой системы произ­водительных сил и производственных отноше­ний и обладает прямыми и обратными произ­водственно-экономическими, ресурсными, науч­но-техническими, финансово-кредитными и со­циальными связями с хозяйственным комплек­сом страны; в регионе осуществляются полные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, части национального богатства, денежного обраще­ния, отношения по поводу производства, рас­пределения, обмена и потребления продукции; к компетенции региона относится планирова­ние развития хозяйственного комплекса, фи­нансирование, кредитование, денежное обраще­ние, подготовка и рациональное использование трудовых ресурсов и природного комплекса в соответствии с его специализацией, участием в территориальном разделении труда. В связи с этим ядром регионального управления будет являться именно механизм управления эконо­микой региона.[6]


Основным требованием к механизму уп­равления экономикой региона является его гиб­кость и способность реагировать на изменения в целевой направленности развития региональ­ной экономики в зависимости от изменения це­лей и задач, меняющихся в соответствии с об­щей стратегией развития государства. Важные требования к механизму предъявляет необхо­димость единства экономического и социально­го аспекта регионального воспроизводственного процесса, что обусловлено двуединой ролью человека, выступающего и производителем и потребителем продукции и услуг одновремен­но. Поэтому любое управленческое решение и практическое действие в области развития эко­номики региона оценивается исходя из того, в какой мере оно гарантирует улучшение мате­риального и культурно-бытового обслуживания населения. Поэтому вторым требованием к ме­ханизму является обладание им свойствами, обеспечивающими взаимодействие и сбаланси­рованность экономической и социальной сфер хозяйствования региона. Следующее требова­ние - обеспечение механизмом эквивалентных экономических отношений между всеми звень­ями хозяйственной системы. Это означает, что если то или иное звено региональной экономи­ки прибегает к услугам соседней организации, то оно возмещает потери, связанные с отвлече­нием трудовых, транспортных, материальных ресурсов от основного производства. Особого внимания заслуживают взаимоотношения по поводу развития и функционирования регио­нальной производственной инфраструктуры, состояние которой затрагивает интересы абсо­лютно всех звеньев региональной экономики, поскольку управление объектами производ­ственной инфраструктуры и техническое их со­стояние предопределяют режим и эффектив­ность функционирования всех предприятий и объединений региона. Четвертым и самым глав­ным требованием к механизму управления эко­номикой региона является его результативность и эффективность.

Кроме общих требований к механизму уп­равления экономикой региона, выдвигаются и частные - к организационной структуре управ­ления и к организации процесса управления. Региональная система управления способна функционировать при условии ее эффективно­сти, которая отражает соотношение принятых управленческих решений и полученных от это­го процесса результатов. Основная сложность при этом заключается в невозможности одно­значной интегральной оценки изменения ситу­ации в регионе в зависимости от тех или других решений управляющей системы. Тем не менее эффективность системы зависит от ряда усло­вий изменяющих ее в определенной степени. Исследование этих условий поможет управля­ющей системе найти нужный подход в выборе правильных решений. Исходя из того, что на современном этапе хозяйствования происходит модернизация системы управления экономикой региона, определенная усилением самостоя­тельности территорий, модернизации, в пер­вую очередь, должен быть подвержен механизм управления, как наиболее гибкий и адаптивный ее элемент.


Механизм управления регио­ном - это ключевой элемент системы управле­ния территориями, наиболее сложная ее часть, представляющая собой совокупность компонен­тов (органов управления, их функций и струк­туры; целевых стратегических установок; прин­ципов, методов, технологий и инструментария управления и т. д.), тесно взаимосвязанных меж­ду собой, образующих управляющую, управля­емую, инструментальную подсистемы в их ин­теграционной целостности и формирующие механизм воздействия (в узком смысле) на ре­гиональное хозяйство, условия жизнедеятель­ности населения, организации и домашние хо­зяйства, общественные, экономические и соци­альные процессы в целях повышения уровня социально-экономического развития региона и качества жизни населения в нем. Рассматривая механизм управления как сложную совокуп­ность компонентов, следует отметить, что это совокупность сложных управляющей, воздей­ствующей и управляемой подсистем. Механизм управления следует рассматривать как процесс воздействия управляющей системы на управ­ляемую. Отметим, что в условиях модерниза­ции системы управления важно выделить в ме­ханизме управления элементы относительно устойчивые (подвергающиеся изменениям толь­ко в результате кардинальных преобразований: субъекты управления; объекты и области воз­действия и т. д.) и подвижные (изменяющиеся в результате перманентных трансформаций).[6]

В современных условиях существенно воз­растает самостоятельность регионов в оказании социально значимых услуг, усиливается роль эффективного управления финансовыми пото­ками на территориальном уровне. Одним из приоритетов саморазвития субъектов Федера­ции становится устранение социально-эконо­мической дифференциации, прежде всего, за счет собственных ресурсных возможностей, а не за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. В связи с этим актуализируется про­блема оптимизации сочетания стратегии управ­ления экономикой регионов с теми задачами, которые ставят перед собой другие экономичес­кие субъекты. Регионализация реформ напря­мую связывается с обеспечением финансовой устойчивости территорий, которая, в свою оче­редь, напрямую зависит от эффективности фи­нансово-бюджетного контроля в регионах, ре­зультативности реализации всего спектра его функций. Необходимость совершенствования системы финансово-бюджетного контроля на региональном уровне обусловлена концентра­цией финансовых и материальных ресурсов конкретной территории для их более эффектив­ного использования. Каждому типу региона должен соответствовать тип механизма финан­сово-бюджетного контроля. Таким образом, финансово-бюджетный контроль должен быть обусловлен спецификой развития региона.


1.2 Стратегическое управление развитием региона

Как известно, в современной России со­храняются источники кризиса регионов, вы­званные несовершенством бюджетного фе­дерализма. Пока еще у каждого региона ос­тается возможность получить дополнитель­ные средства не столько за счет вовлечения внутренних резервов роста, сколько за счет перераспределения федеральных бюджетных средств. При этом вступают в силу механиз­мы как прямого лоббирования в верхних эшелонах власти, так и перераспределения ресурсов за счет несовершенства того или иного законодательства, прежде всего нало­гового. Существенными факторами, опреде­ляющими социально-экономическое разви­тие российских регионов, должны стать чет­ко сформулированные принципы бюджетно­го федерализма и зафиксированные правила перераспределения централизованных ресур­сов, которые послужат стимулом для поиска внутрирегиональных резервов развития. В условиях, когда перераспределение ресурсов между регионами будет стабильным и упо­рядоченным, особенно актуальными стано­вятся вопросы управления социально-эконо­мическим развитием регионов. Поэтому вполне очевидна необходимость выработки концепции управления развитием на основе новых научных идей, подходов, механизмов, методов, учитывающих изменение содержа­ния и структуры общественного развития.

Особенностью современной парадигмы управления экономическим раз­витием региона является то, что, во-первых, управление становится стратегическим, а во-вторых, экономическое развитие территории и эффективное управление этим процессом становятся задачами не только управленче­ской подсистемы региона, но и обществен­ных групп населения.

Рассмотрение региона как сложно фор­мализуемой экономической сис­темы, функционирующей на принципах адаптации и самоорганизации, управление которой зависит не только от оптимальной внутренней структуры, но и от того, на­сколько четко она сможет адаптироваться к своему факторному внешнему окружению, позволит сформулировать и обосновать но­вые алгоритмы и инструменты стратегиче­ского управления региональным социально-экономическим развитием.

В целом, стратегическое управление (стратегический менеджмент) - управленче­ская деятельность, направленная на дости­жение поставленных целей в условиях неста­бильной, конкурентной, рыночной среды, включающая диагностический анализ со­стояния региона, стратегическое планирова­ние и реализацию выбранной стратегии.[21]


Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием регио­на можно определить как совокупность про­грамм, принципов, методов и приемов, при помощи которых руководство планирует развитие определенной социально-экономи­ческой системы на среднесрочную или дол­говременную перспективу. Стратегиче­ское управление является своего рода «управленческой парадигмой», под которой понимается система взглядов, обосновы­вающих идеи научных результатов ряда крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и менеджеров-практиков.

Сущность стратегического управления регио­ном наиболее полно раскрывается через сово­купность основных категорий стратегическо­го менеджмента (управления).

1. Разделы стратегического менеджмента - включают основные теоретические состав­ляющие стратегического управления соци­ально-экономическим развитием региона: основы стратегического менеджмента, стра­тегическое планирование и управление реа­лизацией стратегии.

2. Методология исследования - совокуп­ность общих и специальных методов иссле­дования, применяемых в стратегическом ме­неджменте социально-экономическим разви­тием региона: системный анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление и др.

3. Этапы стратегического управления -составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа, формирования разделов стратегического плана по макро­подсистемам и кончая управлением измене­ниями в регионе.

4. Макроподсистемы - крупные состав­ные части региона, объединяющие взаимо­связанные отрасли экономики.

5. Стадии жизненного цикла региона от­ражают основные этапы социально-экономи­ческого развития региона: зарождение, рост, зрелость и упадок. Их выделение нельзя пу­тать со стадиями жизненного цикла продук­ции и услуг.

6. Виды стратегий развития - виды обобщающих моделей поведения организа­ции на ближайшую перспективу. В теории стратегического управления известно более 20 типовых стратегий, которые можно объе­динить в несколько групп: эталонные, функ­циональные, отраслевые и др.

7. Положение на национальном рынке -позиции региона.[21]

Основные этапы стратегического управ­ления социально-экономическим развитием региона представим на рисунке 1.[21]

Рассмотрение региона как сложной со­циально-экономической системы позволяет применить методологию исследования сис­темного анализа, со всеми вытекающими из этого последствиями: наличие большого ко­личества сложных взаимосвязанных причин­но-следственных связей между факторами, рассматриваемыми в описании сложной сис­темы, результат действия которых не всегда очевиден при принятии решений, необходи­мость исследования систем в условиях неоп­ределенности, неоднозначности.