Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность менеджмента организации
1.1. Понятие менеджмента организации и его сущность
Глава 2. Оценка эффективности менеджмента организации
2.1 Показатели и критерии эффективности менеджмента
2.2. Подходы оценки эффективности менеджмента организации
Глава 3. Социальная ответственность эффективности менеджмента
3.1. Значение социальной ответственности
Введение
Управление организацией в нашем современном обществе представляет собой сложную работу, которую, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными законами. Руководитель должен сочетать понимание общих факторов и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Процесс управления предприятием в одной сфере имеет множество общих черт с процессом управления в любой другой организации, но при этом, будут выделяться и иные методы управления, зависящие от самого предприятия, окружающей обстановки, сотрудников и прочих ресурсов, которые необходимо изучить.
Современные, стремящиеся отвоевать или сохранить свои «места под солнцем» компании действуют в условиях глобальной конкуренции, неопределенной внешней и внутренней сред, ограниченности используемых ресурсов, значительных перемен в экономической, политической и социальной сферах. Население, а значит и рабочая сила, становятся все более разнообразными по своему составу, что тоже создает определённые трудности. Организациям необходимо научиться использовать это многообразие и одновременно развивать корпоративную культуру; находить баланс между исполнением сотрудниками, как рабочих, так и домашних обязанностей; конструктивно разрешать конфликты, связанные со стремлением женщин и представителей этнических меньшинств к расширению властных полномочий и ответственности. Многие работники стремятся к участию в управлении. Организационные структуры становятся более плоскими, исчезают целые властные уровни, а те, кто "живет на нижних этажах" компаний, объединяются в команды, что приводит к изменению исполняемых сотрудниками ролей и активному участию в принятии управленческих решений.
Все эти перемены позволяют говорить о том, что в мире менеджмента происходит настоящая революция. Управленческая революция требует увеличения объемов производства при сокращении используемых ресурсов, активного участия в процессе труда всех сотрудников организации, отношения к переменам как к естественному состоянию внешней среды и создания благоприятствующей совместному труду корпоративной культуры. В связи с этим, мы можем определить цель курсовой работы – это изучение эффективности менеджмента организации.
Объектом курсовой работы будет являться эффективность менеджмента.
Предмет курсовой работы – это исследование путей и признаков эффективности менеджмента организации.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:
- понять, что такое «эффективность менеджмента организации»;
- рассмотреть признаки и сущность эффективности менеджмента;
- определение признаков эффективности менеджмента;
- анализировать пути эффективности менеджмента;
- произвести оценку эффективности менеджмента организации.
Методы курсовой работы:
- метод обоснования;
- метод сбора и обработки информации;
- метод анализа информации;
- метод обоснования решений.
Глава 1. Эффективность менеджмента организации
1.1. Понятие менеджмента организации и его сущность
Менеджмент – это управление деятельностью организации, ее материальными, техническими и человеческими ресурсами; определение степени профессиональной подготовки сотрудников и повышение производительности их труда; изучение и анализ рынка с целью повышения конкурентоспособности организации.
Основной целью менеджмента является обеспечение гармонии в развитии организации, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних сегментов организации.
Различают разные понятия «менеджмента», самые распространенные из них:
- Менеджмент как достижение целей организации посредством объединения усилий работающих людей;
- Менеджмент как особый вид деятельности, создающий эффективную и производительную организацию;
- Менеджмент как процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством профессионального использования человеческих и материальных ресурсов[1].
Несмотря на различия в определении понятия «менеджмента», можно выделить общие черты:
- наличие цели;
- характер указанного вида деятельности;
- управление и его основные процессы - планирование, организация, руководство и контроль
Сущность менеджмента – это управление организацией в условиях рынка, с учётом использования методов и механизмов управления в рыночной экономике[2]. Это проявляется в направленности деятельности на удовлетворение потребностей и спроса рынка, на обеспечение требований потребителей, на разработку и производство продукции и услуг, которые приведут к получению желаемой прибыли. Особенностью менеджмента является постоянная приспособленность деятельности организации и управления к внешней среде. Это включает обозначение и, если необходимо, корректировку целей и путей их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Также одной из составляющих менеджмента, которая отражает его сущность, является направленность управления на постоянное повышение эффективности производства: получение лучших результатов с меньшими затратами. Эффективный менеджмент должен включать самостоятельность предприятий, обеспечивать свободу принятия управленческих решений, использование современных информационных технологий, баз и техники для разных вариантов расчётов при принятии оптимальных и важных решений[3].
Как и любая наука, или отрасль деятельности, менеджмент имеет свои характерные черты:
- Менеджмент выделяется как определенный вид деятельности, характерный для рынка. Это профессиональное управление: разносторонний анализ, учёт различных условия и ситуаций, принятие решений, формирование стратегии развития предприятия, разработка и реализация решений и деятельности.
- Основа менеджмента – это экономические методы управления, которые, конечно же, направлены на получение максимальной прибыли и социального эффекта.
- Управление предприятием должно привести к качественной организации труда, повышение производительности труда, качества продукции. Именно это является важными составляющими для формирования конкурентного предприятия.
- Менеджмент – это система гибкого управления, что позволяет предприятию своевременно реагировать на изменения на рынке, в конкурентной среде; перестраивать свою деятельность, в связи с изменениями каких-либо социальных факторов, например в развитии страны, региона, конкретной отрасли или даже самого предприятия.
- Менеджмент необходимо рассматривать как науку организации и координации совместной деятельности людей. Это включает общую работу персонала, разных подразделений, умение работать с людьми для достижения целей предприятия. Также стоит отметить, что современный менеджмент характеризуется в направленности работы на повышение благосостояния персонала предприятия.
Как и любая наука, менеджмент, имеет свой предмет исследования. При определении предмета науки менеджмента следует исходить из того, что объектом и субъектом управления выступают, прежде всего, люди. В процессе деятельности появляются управленческие отношения: межличностные (исполнители и руководители, руководители одного уровня, исполнители одного уровня), межсистемные отношения (подсистемы различного уровня: государство, предприятие, производство), смешанные (общество и работники)[4].
Предмет менеджмента – это совокупность различных общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе управления на различных звеньях и уровнях социально – экономической системы.
Задачей менеджмента является изучение систем и механизмов управления, взаимодействие различных инструментов социально – экономической части рынка, предприятия или производства. Наука менеджмента не ставит целью дать законченные рекомендации, пригодные на все случаи жизни. Основная её задача превратить управление из науки и искусства, в научную систему, доступную каждому обладающему необходимой квалификацией[5].
Наиболее главными задачами менеджмента можно выделить:
- Усовершенствование организации управления;
- Переподготовка персонала, стратегия развития кадровой политики;
- Разработка структур управления;
- Разработка методов оценки работы.
Теоретической базой менеджмента является общая теория систем и исследований, которые в свою очередь определяют практическую часть менеджмента рекомендациями и методами. Менеджмент, или управление, зачастую зависит от индивидуальных способностей руководителя, его инициативности, личного роста и таланта. Но нельзя забывать, что искусство управление заключается в умении сочетать в себе личные качества и использовать, применять на практике теоретические знания и рекомендации менеджмента как науки[6].
Менеджмент как управление можно разделить на три уровня:
- высший уровень управления
- средний уровень управления
- нижний, (основной) уровень управления.
Каждый уровень имеет свои функции и спецификацию:
- Высший уровень управления, или высшее руководство предприятия, его задача формировать цели, политику, стратегию предприятия, принимать решения по важным вопросам, заниматься образованием филиалов, контактировать с конкурентами, то есть заниматься вопросами, которые влияют на настоящее и будущее развитие своего предприятия.
- Средний уровень управления реализует планы и стратегию, принятые высшим руководством решений.
- Нижний (основной) уровень менеджмента направлен на непосредственное управление работой. Менеджеры этого уровня (например, руководитель, или бригадир) обеспечивают выполнение планов и решений среднего уровня менеджмента[7].
Также, менеджмент различают по специфике управления организацией: производственный, финансовый, инновационный, стратегический и управление персоналом.
-
- Производственный менеджмент – это процесс управления производством. В вою очередь, он неразрывно связан с инновационным и финансовым менеджментом.
- Инновационный менеджмент. Инновации – это внедрение чего-то нового, что обеспечит рост продукции или услуг, в конкурентной среде.
- Финансовый менеджмент заключается в управлении финансовой сферой конкретного предприятия.
- Стратегический менеджмент – это деятельность по управлению, которую осуществляет высший уровень управления. Он направлен на получение успеха и эффективности в целом всего предприятия.
- Управление персоналом – это умение и деятельность по правильной организации деятельности персонала предприятия, применение различных методов управления[8].
1.2. Эффективность управления
Эффективность управления – это экономический показатель, который отражает вложение управленческой деятельности в результат работы предприятия. Эффективность управления определяется степенью реализации целей предприятия и ее главного показателя – прибыли. Эффективность управления представляет собой характеристику результативности конкретной системы управления, которая отражается в разных показателях организации. Эти показатели бывают как количественными, так и качественными[9].
На управление затрачивается много трудовых ресурсов. Необходимо объективно использовать ресурсы, а также своевременно сокращать затраты. Различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.
В то время, когда требуется проанализировать эффективность предприятия с другим временным периодом или с конкурентами с целью выявления динамики роста или падения эффективности и на ее основе принять соответствующие меры по развитию управленческой деятельности. В этом помогают показатели и критерии эффективности. В этих случаях пользуются критериями (качественными признаками) и показателями (количественными признаками) эффективности управления.
В современных условиях менеджмент – это важное условие успешного функционирования и развития любого предприятия. Если рассматривать с данной точки зрения, главная задача управленца (руководителя) – поиск факторов повышения эффективности управления организацией, от которых зависит достижение поставленных целей[10].
В любой хозяйственной или рыночной деятельности факторы повышения эффективности менеджмента имеют первостепенное значение для оценки внутренних ресурсов производства и выделения условий и качества работы организации. Повышение эффективности менеджмента зависит от поставленной управленческой задачи. Чем выше уровень менеджмента, тем больше факторов рассматривается в качестве повышения эффективности управления, а также расширяются условия и границы повышения эффективности менеджмента. Факторы повышения эффективности работы предприятия определяются конкретными условиями реализации принимаемого управленческого решения.
К числу объективных факторов, которые влияют на эффективность управления предприятия, следует отнести масштабы предприятия и количество его сотрудников, а также особенности производства. Таким образом, например, промышленность, банк, магазин, строительство будут во многом и значимо отличаться характером труда, качеством рабочей силы и спецификой управления. Менеджмента предприятия будет зависеть от производственных задач, условий их выполнения.
В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на повышение эффективности управления. Основаниями для выделения факторов повышения эффективности менеджмента служат внешние и внутренние факторы управления, структурные факторы.