Файл: Эффективность организации менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следуют рассмотреть внутренние и внешние факторы эффективности менеджмента.

Внутренние факторы:

  • Расширение или сокращение сферы деятельности предприятия;
  • Психологические климат: отношения между всем персоналом предприятия;
  • Равномерность и распределение рабочей деятельности;
  • Мотивация сотрудников;
  • Система поощрения;
  • Подбор персонала (увольнение, набор новых сотрудников);
  • Налаженность производства, состояние рабочей техники и т.д.;
  • Охрана и безопасность труда;
  • Разработка стратегии и направленности рабочего процесса.

Внешние факторы:

  • Следование за изменениями и тенденциями экономического, политического положения в целом;
  • Конкурентоспособность;
  • Положение на рынке труда – квалификация сотрудников, количество специалистов, наличие вакансий;
  • Финансовое положение рынка;
  • Появление новых технологий производства;
  • Влияние СМИ;
  • Формирование имиджа[11].

Управление предприятием требует рационального подхода, систематизации и объективности. Необходимо иметь творческий подход, интуицию, знания. Высокая эффективность управления достигается тогда, когда руководитель владеет всеми методами и факторами управления; умеет налаживать межличностные отношения; использование сильных сторон руководителя. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента, различным между собой: некоторые из них действуют постоянно, другие – иногда или временно. К постоянным факторам относятся окружающая среда, социальные нормы, черты личности, производственная ситуация. К временным факторам относятся: опыт руководства, эмоции, психологический климат в коллективе. 

Для любого предприятия на том или ином этапе можно определить стратегию и найти ключевые факторы повышения эффективности менеджмента. Уровень эффективности предприятия – это не только получение финансовой прибыли организации, но и социальные цели.

Таким образом, можно уточнить определение менеджмента: Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение целей конкретного предприятия при помощи использования определенных методов, ресурсов трудовых и хозяйственных. Как наука, менеджмент имеет ряд специализированных методов управления: кадровая политика, наблюдения, эксперементы, устранение рисков и т.д. При разработке методов управления необходимо более многогранно подходить к этому вопросу, перебирать опыт других руководителей или конкурентов, учитывать интересы предприятия и персонала. Эффективность менеджмента – это результат работы системы управления и взаимодействия всех систем; эффективность менеджмента достигается совокупным управленческим трудом на всех уровнях предприятия.


Глава 2. Оценка эффективности менеджмента организации

2.1 Показатели и критерии эффективности менеджмента

Управление предприятием заключается в осуществлении связанных между собой действий по формированию ресурсов для достижения целей предприятия. Менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия в условиях современной рыночной экономики. Менеджмент включает в себя функции, действия, связанные с координацией и установлением взаимодействия внутри самой организации, направленные на деятельность для достижения поставленных целей. Для того, чтобы цели были достигнуты, необходимо выполнять управленческую деятельность сотрудников организации. В случае, когда деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной. Также, действия, которые направлены на достижение целее, должны быть экономичны, выгодны предприятию. Это характеризуется получением прибыли, однако необходимо понимать сколько при этом приходится затрат в соотношении к выгоде. Чем меньше затрат на единицу прибыли, тем деятельность становится выгоднее.

Признаками эффективной деятельности являются:

  • результативность,
  • надежность,
  • точность,
  • рациональность,
  • соответствие целям.

При одновременной работе всех направлений менеджмента будет эффективная работа предприятия. При этом главной задачей менеджмента определяется обеспечение прибыльностью и выгодностью каждого из отделов или подразделений данного предприятия. Это должно быть эффективное использование рабочей силы, правильная организация труда, обеспечение мотивации и внутреннего развития персонала[12]. В совокупности все перечисленные моменты определяют уровень прибыли предприятия и его выгодности, а это в свою очередь определяет стабильность работы предприятия. Однако, нельзя забыть и про возможные риски, которые зависят от конкуренции на рынке, уровня спроса и как следствие уровнем предложения, а также общих экономических условий на рынке. В этом случае задачей менеджмента становится снижение этих рисков, прогнозирование возможных препятствий, умение принять важные и правильные решения.


В оценке эффективности управления важно правильно выделить результаты деятельности. Часто за результаты управления принимают темпы роста производительности труда, качество работы и другие производительные и экономические результаты. К любому результату приводят затраченный труд и коллективная работа всех сотрудников предприятия, которые проявляются и в верно выбранных стратегиях управления, и в качестве выполняемой работы. В итоге конечный результат эффективности управления достигается совокупным управленческим трудом. Результаты и эффективность управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят от многих условий и предпосылок. К их числу условий, от которых зависит эффективность управления предприятия, относятся потенциал сотрудника, его способности и опыт, средства предприятия; социальная деятельность персонала и коллектива; культура организации, а также авторитет, стиль и подход к работе самого руководителя[13].

Для любого функционирования предприятия, обеспечение высокого качества товаров и услуг, данное предприятие должно определить варианты управления, которые будут отвечать задачам работы предприятия. Необходимо выявлять характерные особенности эффективности менеджмента предприятия и определять пути его совершенствования, перспективы и ключевые моменты. Необходимо сформулировать цели и задачи, последовательное выполнение которых позволит предприятию работать в нужном направлении[14]. Например:

  • увеличение прибыли;
  • повышение эффективности производства;
  • расширение предприятия;
  • создание конкурентной репутации;
  • снижение рисков.

Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько менеджмент соответствует этому этапу. Эффективная система управления возможна при научном управлении. То есть это управление с правильно выбранными целями, средствами их достижения, при наилучшем использовании ресурсов, с получением наивысших результатов.

Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации комплексных мероприятий, отражающих пути роста эффективности управления. Среди мероприятий, связанных с ростом результата и снижением затрат и рисков можно выделить:

  • Технические - направлены на усовершенствование технологий, оборудовании, качества используемых ресурсов
  • Организационные – направлены на совершенствование организации учета, производства и труда, сокращения цикла производства, экономии ресурсов.;
  • Социально – экономические – направлены на улучшение условий труда, применение методов стимулирования, мотивации роста качества и производительности труда, развития корпоративного духа[15].

Для того чтобы создать условия повышения эффективности менеджмента, необходимо придерживаться определенной системы или подхода, например используя следующие подходы:

1. Совместные ценности – культура, политика, миссия предприятия.

2. Стратегия – цели, перспективны предприятия.

3. Структура – уровни подразделений организации, распределение функций подразделений, их ответственность.

4. Правила и процесс принятия решений.

5. Стиль руководства, коллегиальность в управлении.

6. Состав работников – подбор персонала, мотивация сотрудников.

7. Обучение персонала, повышение квалификации сотрудников[16].

Все перечисленные подходы должны находиться в тесной связи между собой. Затем, на основе результатов работы предприятия, изучения системы управления, прилагаются меры или подходы к повышению эффективности менеджмента, которые будут затрагивать все элементы его функционирования. Для этого можно использовать следующие пути:

  • Совершенствование структуры управления предприятия, грамотное распределение функций и полномочий руководителей с учетом квалификации и личных качеств. Совершенствование системы принятия решений в организации.
  • Выработка стратегии развития предприятия на основе анализирования сильных и слабых сторон, разработка политики предприятия, которая будет охватывать все сферы деятельности.
  • Разработка информационных технологий, которые отвечают за эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.
  • Разработка и применение постоянного повышения квалификации работников с помощью переподготовки, обучения и развития.
  • Разработка системы подбора и обучения руководящих кадров, планирование карьерного роста руководителей.
  • Осуществление мер по предупреждению возникновения конфликтов.
  • Развитие самостоятельности и ответственности сотрудников.
  • Создание культуры организации, выработка ценностей, которые будут разделять все сотрудники и руководители предприятия[17].

Также для создания условий, ведущих к повышению эффективности менеджмента, например, таких как соблюдение высшим руководством точных принципов, участие и вовлечение всего персонала предприятия, заинтересованность руководства и сотрудников, устранение проблем и рисков. Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любой части системы, самое главное при этом, чтобы соблюдалась тесная связь со всеми элементами. В процессе менеджмента могут вноситься разные изменения. Управление предприятием, а также участие в повышении эффективности менеджмента, считается трудной, но важной и значимой задачей.


2.2. Подходы оценки эффективности менеджмента организации

Оценка эффективности менеджмента является довольно сложной, в связи с этим применяют большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность.

Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных результатов основной деятельности фирм и прибыли. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей[18].  Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательные действия:
1. Определяются цели оценки; 
2. Выбираются критерии оценки; 
3. Определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки; 
4. Определяются требования к критериям оценки; 
5. Определяются методы расчета критериев; 
6. Проводится расчет количественной величины критериев, то есть показателей, соответствующих тем или иным критериям[19].

Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.

Узкая эффективность – сопоставление затрат на управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности менеджмента пригодны частные показатели, такие как изменение уровня технических ресурсов, изменение доли работников.

Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. Необходимо сопоставить с аналогичным показателем других предприятий, а также представить по показателям предприятию в динамике за несколько лет. 

В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление. В эти затраты входят:

  • основная и дополнительная заработная плата сотрудникам;
  • амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);
  • затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;
  • затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);
  • затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.