Файл: Эффективность организации менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления[20].

Эффективность менеджмента может определяться количественными и качественными показателями.

Количественные показатели – включают в себя: политика кадрового управления, финансовые показатели деятельности, показатели экономии времени (сокращение трудового цикла за счет внедрения информационных технологий).

Качественные показатели – повышение научно – технического уровня управления, повышение квалификации сотрудников, умение принимать решения, получение общественного доверия и авторитета, повышение социальной ответственности предприятия.

Если в результате верного подхода управления удается достичь высокого уровня перечисленных показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект[21].

Любому виду менеджмента на предприятии конечно необходима конкретная оценка, которая будет определять его эффективность. В соответствии с этим складываются подходы к оценке эффективности менеджмента. Среди них выделяют  целевой, поведенческий, функциональный, композиционный и множественный подходы.

  • Целевой подход – это подход, при котором главной целью деятельности предприятия и всех его систем управления является достижение поставленных целей самым рациональным путем. Благодаря этому подходу эффективность можно измерить степенью достижения поставленных целей.
  • Поведенческий подход – подход, основанный на измерении удовлетворения всех участников деятельности, которые заинтересованы в результатах работы предприятия. Это могут быть и потребители, руководство, акционеры, поставщики, подразделения предприятия, а также удовлетворенность личных потребностей сотрудников благодаря проведенной деятельности. То есть можно сказать, что поведенческий подход в оценке эффективности менеджмента определяет сбалансированный интерес в достижении результатов.
  • Функциональный подход – это подход, измеряющий эффективность управления с точки зрения организации труда. Здесь учитываются результаты работы всей системы управления на всех уровнях. Это включает производительность труда, сроки обработки информации, контроль рабочего времени.
  • Композиционный подход – подход, который определяет степень воздействия работы в сфере управления конкретного предприятия на результаты работы в целом.
  • Множественный подход – это подход, который объединяет многие показатели, затрагивающие разные сферы управленческой деятельности на предприятии[22].

Все перечисленные подходы, безусловно, важны, однако, главным обобщающим критерием оценки эффективности менеджмента остается конкурентоспособность предприятия. Ее можно определить благодаря рейтингу среди других аналогичных предприятий. Чем выше рейтинг – тем выше эффективность менеджмента. В процессе развития социально – экономической сферы появляются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, например ресурсный и инвестиционный подходы, к оценке эффективности менеджмента. Ресурсный подход отражает потенциальные возможности и фактически использованные возможности предприятия. Инвестиционный подход – это внедрение информационных технологий, совершенствование менеджмента. Для оценки эффективности при инвестиционном подходе определяются финансовыми последствиями и интересами для участников предприятия.

В качестве критериев эффективности выступают группы показателей, от значения которых зависит в целом эффективность предприятия. Эти показатели могут меняться или необходимо применять ресурсы для их изменения (улучшения). Для того, чтобы эффективность менеджмента стала высокой необходимой помимо подходов учитывать факторы воздействия. Среди них можно выделить следующие факторы:

  • Характер воздействия – повышение эффективности благодаря совершенствованию организации рабочего процесса, повышения квалификации, увеличение сотрудников, внедрение дополнительного оснащения;
  • Масштабы воздействия – определяются факторы на уровне подразделений предприятия, организации в целом или на уровне, например, государства;
  • Продолжительность воздействия – это факторы, влияние которых определяется на протяжении длительного времени или короткого времени. Длительное время: степень производства, стратегия управления. Короткое время – задержки или простои на производстве, отгулы и т.д.;
  • Форма воздействия – внутренний климат среди сотрудников, квалификация сотрудников, техническое состояние оборудования – все это факторы, которые прямо или косвенно влияют на менеджмент предприятия;
  • Содержание воздействия – затрагивают разные сферы предприятия: уровень автоматизации, трудовая дисциплина, мотивация и поощрение персонала, межличностные отношения.

Каждый их этих факторов воздействует на менеджмент предприятия как по – отдельности, так и вместе. Руководители обязаны следить за воздействием каждого фактора, которые в конечном итоге приводят к главной целее менеджмента и работы предприятия – постоянный рост эффективности организации[23].


Таким образом, для повышения эффективности управления предприятием важно понимать значимость деятельности в социально – экономической сфере, выявить факторы, влияющие на производительность и качество труда, деловую активность. Деятельность предприятия должна быть организована так, чтобы сотрудники выполняли свою работу эффективно, понимали цели в организации и что необходимо сделать, чтобы эти цели достигнуть. В совокупности все эти ресурсы и факторы помогут добиться высокой эффективности менеджмента и поставленных целей.

Глава 3. Социальная ответственность эффективности менеджмента

3.1. Значение социальной ответственности

Современное развитие менеджмента показывает, что успех любого предприятия зависит от использования гибких подходов приспособления к изменениям внешней среды. Если рассматривать внешнюю среду, то главная роль отдается экономическим, технологическим, правовым, политическим, социально – культурным и экологическим сферам. Внешние факторы в свою очередь определяют стратегию и тактику работы предприятия. Любому предприятию принадлежат определенные особенности: структура предприятия, взаимосвязь структур, влияние различных уровней друг на друга. В соответствии с современными тенденциями признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед работниками предприятия становится очень важным. Отличительной чертой является формирование новых отношений между предприятием и ее сотрудниками[24]. Менеджмент направлен на то, чтобы сотрудники предприятия совместной работой приносили высокие результаты деятельности. Создание одной команды, в которой каждый знает свою работу, а также организовано взаимодействие является одной из важных задач менеджера. Любое предприятие, которое работает на рынке, должно решать вопросы не только внутри организации, но и взаимодействовать с внешней средой. Общественная функция социальной работы предприятия рассматривается как ориентация на потребителя и решения важных задач, связанных с персоналом предприятия. На социализацию менеджмента влияют такие вопросы как: качество труда, достойная заработная плата, безработица. Эти проблемы становятся актуальными в сфере социальной ответственности не только для руководителей предприятий, но и государства в целом[25].


Предприятие должно создавать нормальные условия и оплату труда, необходимые для удовлетворения социальных потребностей. С одной точки зрения социальная ответственность предприятия – это использование его возможностей, направленные на получение высокой прибыли. С другой точки зрения, предприятия создает рабочие места и обеспечивает удовлетворение социальных потребностей своих сотрудников, например, повышение квалификации, оплата санаторно – курортного отдыха. Необходимость достижения социальной эффективности предприятия стимулирует руководителей к созданию структур, которые будут отвечать за внедрение социальных технологий и выработку взаимоотношений с руководителями разных уровней[26].

Менеджер предприятия должен брать на себя ответственность за общие интересы, при этом сдерживать личные интересы, если это не выгодно обществу и предприятию. Достижение социальной эффективности отражается в:

  • Достоверном информировании потребителей;
  • Этическое обслуживание, культура обслуживания;
  • Незамедлительная реакция на жалобы или просьбы потребителей;
  • Гарантийность обслуживания, безопасность товара и обслуживания;
  • Внимательное отношение к потребителю.

Социальная ответственность в достижении эффективности менеджером – это не только строгое соблюдение законов, которые регулируют деятельность предприятия, но и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, уважение конкурентов, создание положительного психологического и трудового климата на предприятии. Эффективность менеджмента связана не только с развитием внутренних и международных отношений на рынке, но и с личными качествами руководителей, менеджеров управления, таких как – особый склад мышления, выработка авторитета и доверия, чувство такта и так далее. Важной задачей менеджмента в данном случае выступает ориентация на ценности предприятия, достижение целей, исключение рисков, удовлетворение общественным интересам[27]. Высокая эффективность менеджмента должна поддерживаться в организации культуры и поведения руководящих уровней. Под понятием организации культуры мы понимаем исторически сложившиеся ценности и традиции взаимоотношений между руководителями и сотрудниками. Однако, нельзя забывать, что культура предприятия вполне управляема и может меняться в зависимости от стратегии менеджмента, или смене руководителей. Если же культура сформировалась в результате взаимодействия культур разных членов организации, непосредственно ею управлять нельзя. В результате менеджмента можно действовать строго в рамках одной организационной культуры. Прогрессивность деятельности приведет к успеху, а падение деятельности приведет, соответственно, к низкой социальной эффективности. Необходимо учитывать совместимость будущих изменений и самой организационной культуры, преобразование стратегии с учетом предполагаемых рисков.


Понятие культуры организации отражает внутреннюю атмосферу организации, тактику работы с людьми. Это является важным аспектом в получении высокой эффективности в организации. Сюда мы можем включить различные традиции, ценности, методы мотивации, имидж предприятия. Конечно же носителями организационной культуры, в первую очередь, являются люди, но в тоже время она становится важной сферой предприятия, которая активно влияет на всех сотрудников предприятия[28]. Очень часто организационная культура является единственным показателем перспективности и эффективной работы предприятия. Выбор структуры организации зависит от форм собственности, масштабов организации, выбора технологии производства, общих целей и задач предприятия. Изменение какого либо из этих факторов требуют приспособления предприятия, если оно хочет стать эффективным.

Можно выделить основные способы приспособления предприятия:

  • Способ дифференциации – этот способ предполагает группировку всех видов деятельности предприятия.
  • Способ обсуждения – этот способ предполагает теоретическое обоснование приспособления к той или иной культуре организации.
  • Способ воспроизводства – этот способ предполагает реорганизацию или выделение подразделений, которые формируются в соответствии с текущей ситуацией[29].

3.2. Значение деятельности менеджера

В настоящее время необходимо пристальное внимание обращать на проблемы и качество труда, а также внимательно оценивать эффективность работы менеджеров предприятия. Для определения эффективности деятельности менеджера применяются определенные формы оценки. Такими формами служат: собеседование, анкетирование, оценка квалификации, психологический тест. Применяя формы оценки деятельности менеджера выделяют два основных направления – это, оценка эффективности работы менеджера и оценка качеств менеджера.

Оценка эффективности работы менеджера включает следующие этапы:

  • Личный вклад менеджера в деятельность предприятия.
  • Эффективность распределения рабочего времени.
  • Результат деятельности менеджера.
  • Содержание трудовой деятельности менеджера[30].

Оценка качеств менеджера – это, личные и профессиональные качества. Эти качества менеджер использует постоянно в процессе управленческой деятельности: использует в принятии решений, анализировании, а также в контроле выполнения поставленных задач. Как правило, выделяют три группы качеств менеджера: деловые качества, личные и профессиональные.