Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Система налогового учёта Российской Федерации, в отличие от бухгалтерского учёта, не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Объект исследования это система налогового учета и отчетности в Российской Федерации. Предметом является – сущность налогового учета и отчетности, а также сходства и различия налогового и бухгалтерского учета.

Цель курсовой работы изучить системы налогового учета и отчетности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности налогового учета и отчетности;
  • сравнить налоговый и бухгалтерский учет,
  • определить их сходство и различия.

Методологической основой исследования послужили следующие методы: анaлитический поиск, с использованием Интернета; анализ различных источников литературы; общенаучные методы познания, включающие методы классификации, обобщения, описания, принципы, методы системного подхода. Это позволило в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов.

Теоретической основой исследования является современная научная и периодическая литература.

Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, трех двух глав, заключения, списка используемых источников.

1. Сущность налогового учета и налоговой отчетности

1.1 Особенности организации и ведения налогового учета

В Главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ впервые четко указано на необходимость ведения организациями налогового учета для расчета налоговой базы. Этому посвящены статьи 313-333 НК РФ. Однако нельзя говорить о том, что российские организации не вели раньше налоговый учет. Хотя общие понятия налогового учета и сформулированы в конкретной главе ч.2 Налогового Кодекса РФ, - логичнее было бы перенести материал в часть первую НК РФ, для того чтобы налогоплательщикам и работникам налоговых органов было понятно, что продекларированные правила налогового учета касаются определения налоговой базы по всем налогам.


Если исходить из тех понятий налогового учета, которые уже прочно вошли в практику, то можно сделать вывод, что фактическая обязанность налогоплательщиков по организации и ведению налогового учета возникла одновременно с формированием современной системы налогообложения в 1992 г.

Налоговый учет – это система обобщения информации о доходах и расходах для определения налоговой базы по прибыли на основе данных первичных документов.

Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога [9, с.18].

Подтверждением данных налогового учёта являются:

  • первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учёта;
  • расчёт налоговой базы.

Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя» [2].

Если понятие «налоговый учет» расшифровано в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, то правила формирования учетной политики для целей обложения НДС закреплены в п. 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость". Они представляются достаточно простыми для понимания и касаются не только НДС. Эти методы отражают правила определения налоговой базы, необходимые для расчета различных показателей, и утверждаются соответствующими указами руководителя предприятия на год.

Организации ведут налоговый учет по-разному. При этом существует лишь небольшой перечень исключений (благотворительные учреждения и некоторые иные) на которые данное правило не распространяется.

Модели организации налогового учета могут быть различными. Но основная цель всегда остается неизменной. Это сбор полной и максимальной достоверной информации о финансовом, имущественном состоянии данного предприятия


Налоговый учет позволяет реализовывать следующие важные задачи:

  • избегать отрицательных результатов при ведении деятельности хозяйственного характера;
  • обеспечивать в принудительном порядке финансовую стабильность конкретного предприятия;
  • осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства, положений нормативно-правовых актов;
  • контролировать необходимость проведения финансовых операций для выявления схем ухода от налогов.

Важно помнить о наказании допущения ошибок при ведении налогового учета. Ошибки грозят не только штрафом, а еще и административным и уголовным наказанием.

Осуществлять постановку на налоговый учет необходимо в соответствии с установленным регламентом. При этом следует соблюдать большое количество различных нормативов и правил. Ознакомиться с ними стоит заранее. Каждый год налоговое законодательство реформируется – важно отслеживать все изменения [9, с.19].

При проведении камеральной или выездной проверки ФНС в первую очередь обращает внимание на все, что связано с нововведениями в налоговой сфере.

Основополагающими нормативно-правовыми актами являются следующие [2]:

  • Процесс устранения двойного налогообложения ст.311 НК РФ.
  • Особые моменты налогообложения ст.312 НК РФ.
  • Основные правила ведения налогового учета ст.313 НК РФ.
  • Регистры аналитического характера данного вида учета ст.314 НК РФ.
  • В каком порядке осуществляется составление данных для вычисления налогооблагаемой базы ст.315 НК РФ.
  • Как формируется налоговый учет в случае учета доходов ст.316 НК РФ.
  • Оглашается процедура учета для некоторых, особых типов доходов ст.317 НК РФ.
  • Как допускается определять сумму расходов на реализацию ст.318 НК РФ.
  • Как вычисляются затраты по операциям торгового характера ст.320 НК РФ.

Для некоторых отдельных предприятий действуют специальные правила ведения учета. Отражаются они в следующих НПД [2]:

  • Как осуществляется налоговый учет доходов и расходов для организации страхового типа ст.330 НК РФ.
  • Процедура налогового учета доходов/расходов для банков, кредитных учреждений ст.331 НК РФ.
  • Осуществление учета данного типа учреждениями бюджетного типа ст.331.1 НК РФ.
  • Как формируется налоговый учет и отчетность в случае осуществления доверительного управления имуществом ст.332 НК РФ.
  • Налоговый учет в организациях, занимающихся исследованиями налогового характера, опытно-конструкторскими работами ст.332.1 НК РФ.
  • Налоговый учет по операциям РЕПО ст.333 НК РФ.

Стоит уделить максимально пристальное внимание федеральному законодательству. Особенно это касается учета в коммерческих организациях нематериальных активов.

Поскольку, модели организации налогового учета могут быть различными. Но при этом принцип формирования налоговой отчетности и ведения самого учета един для всех предприятий – вне зависимости от формы собственности. Именно поэтому стоит обязательно ознакомиться со всеми ними.

Наиболее важными вопросами являются следующие:

  • какими принципами руководствоваться?
  • способы ведения на предприятии;
  • с какими проблемами сталкиваются;
  • доходы и расходы фирмы – финансовые результаты.

Все принципы ведения налогового учета отражаются в гл.25 Налогового кодекса РФ.

Наиболее важными являются следующие:

  • Денежного измерения. Вся информация в отчетности всегда отражается только в денежных единицах, без исключения.
  • Обособленности имущества. Находящееся в собственности предприятия имущество находится в обособленном положении в случае необходимости включения его в налоговый учет (затрагивает амортизацию имущества).
  • Непрерывность работы предприятия. Процесс налогового учета в обязательном порядке должен вестись непрерывно, без каких-бы то ни было интервалов, исключений.
  • Принцип начисления. Представляет собой временную определенность, разбивку на отдельные отчетные периоды (ст.272, 271 Налогового кодекса РФ).
  • Последовательность применения. Все отраженные в законодательстве правила, принципы, иные условия в обязательном порядке должны применяться постоянно, от одного отчетного периода к другому.
  • Равномерности доходов и расходов. Подразумевает под собой отражение всех налогов в одном и том же периоде отчетности.

Так, самым важным документом в сфере регулирования налогообложения является Налоговый Кодекс РФ. Стоит уделить рассмотрению данного документа максимальное количество времени. Важно обязательно разобраться, в каком порядке производится учет всех налоговых сборов. При обнаружении ошибок ФНС позволяет осуществить доработку отчетной документации и сдать точную декларацию. Это может привести к потере времени, проведению повторной камеральной, выездной проверки [9, с.19-20].

Процедура ведения налогового учета может быть различной. Существует две основные методики:

  • ведение полностью независимого и автономного учета налогов;
  • налоговый учет на основе бухгалтерского.

Каждый способ имеет как свои достоинства, так и некоторые важные недостатки.

Независимый учет налогов, который никак не интегрируется с учетом бухгалтерским, требует внесения всех важных данных в специальные регистры. Применение такой системы по сравнению с интеграцией с бухгалтерией требует некоторого увеличения расходов. Так как потребуется все операции, действия отражать дважды (в бухгалтерии, налоговом учете).

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в т.ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Подтверждением данных налогового учёта являются:

  • первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учёта;
  • расчёт налоговой базы.

Первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учёта.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых магнитных носителях.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению) руководителя об учетной политике для целей налогообложения.

Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Варианты организации налогового учета могут быть различными. Но в некоторых случаях использование учета совместного типа невозможно.

Например, упрощенная система налогообложения позволяет не вести бухгалтерский учет.

В таком случае использование интеграции учета налогового и бухгалтерского невозможна – ввиду отсутствия последнего [4, с.10].

Таким образом, налоговый учет представляет собой систему обобщения информации о доходах и расходах, он осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций. Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, а порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике. Но несмотря на это, у практических работников до сих пор нет полной ясности, что же означает это понятие.