Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций) установлены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений), использующие свое право на осуществление предпринимательской деятельности, предоставленное п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, как уже было сказано выше, должны вести учет как доходов, так и расходов, а значит, применять положения ПБУ 10/99.

Расходами организации согласно п. 2 ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации. При этом уменьшение вкладов по решению участников (собственников имущества) расходами организации не признается.

Расходами в целях налогообложения прибыли на основании ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, и убытки, понесенные налогоплательщиком.

Если расходы произведены на территории иностранного государства, то документы иностранного государства должны быть оформлены в соответствии с обычаями делового оборота. В первичных документах, составленных в соответствии с требованиями иностранного государства в отношении операций, осуществляемых на его территории, должны содержаться реквизиты, отражающие суть совершенной операции. Такие документы, согласно Конституции РФ и Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", в установленном порядке должны быть переведены на русский язык.

Для признания расходов необходимо выполнение определенного ряда условий. Такие условия предусмотрены и бухгалтерским, и налоговым законодательством [4, с.12].

Условия, которые должны выполняться для признания расходов в бухгалтерском учете, установлены п. 16 ПБУ 10/99, согласно которому расход признается, если:

  • производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, то есть когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, то в бухгалтерском учете организации признается не расход, а дебиторская задолженность.

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и способов начисления амортизации, применяемых организацией.

Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

При этом расходы, в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99, признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Если организацией - субъектом малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), а также социально ориентированной некоммерческой организацией принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то есть кассовым методом, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности [5, с.9].

В налоговом учете расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Основное различие в порядке признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете состоит в следующем: в бухгалтерском учете расходы подлежат признанию независимо от намерения получить выручку либо прочие доходы, в налоговом же учете расходами признаются любые затраты, но при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Сравним классификацию расходов.

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 расходы, произведенные организацией, подразделяются следующим образом:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ и оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав на объекты интеллектуальной собственности, которыми владеет организация, а также участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано и перечисленными видами деятельности.


Деление расходов производится в зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности организации. Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, включаются в состав прочих расходов организации.

В целях налогового учета согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы налогоплательщика подразделяются на:

  • расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ);
  • внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ).

Критерии, по которым производится деление расходов, аналогичны критериям, установленным в бухгалтерском учете, то есть в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика.

Обратите внимание: если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то, руководствуясь п. 4 ст. 252 НК РФ, налогоплательщик имеет право самостоятельно определить, в какую группу он включит такие затраты [2].

Пунктом 8 ПБУ 10/99 установлено, что при формировании расходов по обычным видам деятельности следует обеспечить группировку расходов по таким элементам, как:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Помимо этого, в целях управленческого учета следует организовать учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

В целях налогообложения прибыли расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются следующим образом (п. 2 ст. 253 НК РФ):

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.

НК РФ предлагает практически такую же классификацию расходов, которая применяется в бухгалтерском учете, за исключением отчислений на социальные нужды. Дело в том, что расходы на социальное обеспечение в целях исчисления налога на прибыль организаций учитываются в составе расходов на оплату труда.

В налоговом учете расходы также делятся на прямые и косвенные.

К прямым расходам согласно п. 1 ст. 318 НК РФ могут быть отнесены, в частности:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг [2].

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском учете деления расходов на прямые и косвенные нет.

Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете.

Различия:

  • Проведение реконструкции. В отличие от налогового учета в бухучете амортизация по модернизированному основному средству начисляется исходя из оставшегося срока полезного использования (т. е. по новым нормам). Поэтому если до модернизации ежемесячные суммы амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учете совпадали, то после ее проведения они будут отличаться.
  • Достройка (дооборудование ОС). В отличие от налогового учета, в бухучете амортизация по достроенному (дооборудованному) основному средству начисляется исходя из оставшегося срока полезного использования (т. е. по новым нормам). Поэтому если до достройки (дооборудования) ежемесячные суммы амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учете совпадали, то после проведения этих работ они будут отличаться.
  • Приобретение ОС с отсрочкой ввода. Если же основные средства изначально приобретены для использования с отсрочкой ввода в эксплуатацию, возникнут разницы между налоговым и бухгалтерским учетом. Амортизировать такие объекты до ввода в эксплуатацию при расчете налога на прибыль нельзя (п. 4 ст. 259 НК РФ). В бухучете в этом случае амортизация начисляется на счет 97, поэтому разниц по ПБУ 18/02 в период, предшествующий фактической эксплуатации, не возникнет. Разницы возникнут после начала фактической эксплуатации.

Во-первых, в бухучете основное средство самортизируется быстрее, чем в налоговом.

Во-вторых, в момент списания сумм начисленной амортизации со счета 97 в налоговом учете таких расходов не возникнет. Это образует вычитаемые временные разницы, которые приводят к возникновению отложенного налогового актива (п. 11, 17 ПБУ 18/02) [2].

Различия между бухгалтерским и налоговым учетом при создании резервов.

Организация также может столкнуться с расхождениями между бухгалтерским и налоговым учетом, если создает резервы.

Расхождения возникнут:

  • При создании резерва на оплату отпусков. Порядок создания резерва в налоговом учете не применим для бухгалтерского учета. Обратите внимание, что механизм создания резерва на оплату отпусков в налоговом учете приведет в ст. 324.1 НК РФ. Согласно указанной правовой норме, резерв на оплату отпусков в налоговом учете создается непосредственно под отпуска отчетного года и, соответственно, в конце года он в редких случаях имеет остаток. Это кардинально отличается от бухгалтерского учета.
  • При создании резерва по сомнительным долгам. Если возникла просроченная дебиторская задолженность, организация обязана создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. В налоговом учете создавать такой резерв - это право организации. Метод формирования резерва в учетах разный. Поэтому даже если создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, расхождения неизбежны.

Итак, с 1 января 2015 года Закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс РФ, которые направлены на сближение бухгалтерского учета с налоговым учетом. Но не следует забывать, что порой сближение учетов может привести и к увеличению налоговой нагрузки. Чтобы избежать ошибок при сближении бухгалтерского и налогового учета, надо сначала разобраться, в чем их различие. Налоговый и бухгалтерский учет – это два совершенно разных вида учета. Обязанность по ведению налогового и бухгалтерского учета напрямую зависит от статуса налогоплательщика, являющегося субъектом хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет обязаны вести все кроме предпринимателей. Налоговый учет ведут все и юридические лица и ИП. Организация ведет налоговый учет с целью определения налога на прибыль - это главная цель налогового учета. Цель же бухгалтерского учета составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на основании которой можно судить о результатах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета. Соответственно, к выбору методов ведения бухгалтерского и налогового учета следует подойти с большой ответственностью.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному можно заключить, что, налоговый учет представляет собой систему обобщения информации о доходах и расходах. Он осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода. Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, а порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике. Но несмотря на это, у практических работников до сих пор нет полной ясности, что же означает это понятие.

В свою очередь, налоговая отчетность представляет собой совокупность документов, отражающих результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, но с точки зрения налогового законодательства. Налоговая отчетность частично сдается в налоговую службу, некоторые сведения по налогам – в Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики, а также в Фонд социального страхования. Каждая организация предоставляет налоговую отчетность в зависимости от характера деятельности, а также наличия или отсутствия определенных видов материального имущества (активов).