Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в Российской Федерации возрос рост преступности, которая становится все более организованной и профессиональной.

В условиях роста преступности, отличающейся высокой степенью организованности, вооруженности и профессионализма, эффективность работы правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-розыскной деятельности.

Опыт показывает, что невозможно обеспечить раскрытие преступлений и неотвратимость ответственности преступников без противопоставления их криминальной деятельности целенаправленного комплекса оперативно-розыскных мер и следственных действий, без использования в качестве вспомогательной информации данных, полученных оперативно-розыскным путем, без привлечения граждан к борьбе с преступностью и использования агентуры. Учитывая выше изложенное, следует признать, что изучение вопросов правового регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, практики привлечения граждан к такому содействию и соблюдения при этом прав и свобод личности актуально в современных условиях и сохранит свое значение для правоохранительных органов России в будущем. [1]

Выбор темы работы обусловлен актуальностью вопросов правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, защиты их прав, неопознанностью этих вопросов юридической наукой.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с содействием отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Предметом исследования - правовое регулирование этих отношений.

Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее:

а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

- рассмотреть вопросы соблюдения прав и свобод личности (человека) при привлечении к содействию отдельных лиц оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;


- изучить основания и условия привлечения граждан к участию в осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- изучить развитие правового регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- определить содержание и объем правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Для этого были использованы законодательные акты, нормативные документы по теме. Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, теоретические труды ученых в области оперативно-розыскной деятельности, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам

Участниками оперативно-розыскной деятельности, помимо должностных лиц и оперативных сотрудников, могут быть и иные частные физические лица. Это граждане, участвующие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (содействующие оперативно-розыскному органу); лица, изучаемые, и лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности; а также субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.[2]

Лицом, содействующим оперативно-розыскному органу, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, т .е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств.


«Привлечение» означает побуждение лица принять участие в осуществлении ОРМ. Отсюда следует, во-первых, что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от оперативно-розыскного органа; во вторых(самое существенное), что окончательное решение о возможности задействования лица в ОРМ принимает только оперативно-розыскной орган (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.

В зависимости от различных критериев среди привлекаемых лиц выделяют несколько групп:

  • По степени участия в ОРД различают основную группу (агент, доверенное лицо и др.) и дополнительную (специалист, переводчик и др.).
  • По форме оказания содействия оперативно-розыскным органам привлекаемые лица классифицируются на тех, кто содействует только негласно (агент), только гласно (доверенное лицо, дружинник и др.) и в смешанной форме (специалист, переводчик и др.).
  • По способам (этапам) задействования деление производится на лиц, подготавливающих ОРМ и непосредственно участвующие в его проведении.
  • По длительности содействия (в зависимости от срока решения конкретной задачи ОРД) различают разовое оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном обеспечение производства по конкретному уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе (как правило, агент).[3]

Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности

Единственным основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности. Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной закон, иные законы, а также нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, детализирующие указанный закон применительно к специфике своего ведомства.

Закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.


Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий.

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.

Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания гражданина. Как правило, вовлекаемый в оперативно - розыскной процесс сам должен выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами внутренних дел. Однако это не исключает случаев, когда орган внутренних дел в лице своих штатных должностных лиц из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами МВД РФ.

Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан

Наиболее оправдавшими себя на практике формами гласного участия общественности в борьбе с правонарушениями и преступностью в прошлом являлись специализирующиеся по определенным направлениям деятельности служб ОВД подразделения народной дружины. Правовые предпосылки для развития их деятельности сегодня уже есть. Однако реальность доказала, что ориентированность первых в основном на охрану общественного порядка на определенных территориях, где объем их работы даже по сравнению с сотрудниками наружной службы составил немногим более 1 %, организационная самостоятельность и др. не позволяют всерьез рассчитывать на их помощь оперативным аппаратам ОВД.[4]


Институт же внештатных сотрудников доказал свою эффективность, поскольку имел ряд принципиальных отличий.

1. Внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел в борьбе с преступностью регламентировано не только документами законодательного уровня, но и ведомственными нормативными актами.

2. Внештатное сотрудничество предполагает обязательную специализацию участия граждан в оперативно-розыскной деятельности. При этом такое сотрудничество предусматривает:

а) организационную самостоятельность оперработников ОВД по руководству деятельностью общественников (определение линии работы, ее режима, технической обеспеченности, пределов тактической активности и др.);

б) право работников оперативных подразделений самостоятельно подбирать кандидатов для внештатного сотрудничества;

в) полную подотчетность и подконтрольность внештатных работников штатному составу оперативных подразделений ОВД.

Внештатные сотрудники подбираются оперативным составом подразделений ОВД из числа совершеннолетних граждан, добровольно изъявивших желание оказывать помощь в решении задач, входящих в компетенцию этих подразделений, и проявивших необходимые для этого личные качества и возможности.

К основным таким качествам и возможностям следует отнести: честность, обостренное чувство справедливости и ответственности, непримиримость к попранию закона, смекалку, волю, способность активно участвовать в подготовке либо проведении оперативно-розыскных мероприятий, умение пойти на оправданный риск.

Указанные качества и возможности позволяют внештатным сотрудникам соответствовать определенным требованиям и условиям сотрудничества. Так, неотъемлемым условием внештатного сотрудничества с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является обязанность сохранения в тайне сведений, ставших известными внештатным сотрудникам в ходе подготовки либо осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Это положение обусловлено несколькими факторами: во-первых, тем, что негласность оперативно-розыскных мероприятий есть мера по достижению их наибольшей эффективности; во-вторых, тем, что внештатным сотрудникам в процессе специального обучения, а также в ходе их привлечения к подготовке или осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, так или иначе, раскрываются какие-либо конкретные объекты оперативного внимания, оперативные цели, а также отдельные приемы и методы оперативно-розыскной деятельности.