Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
Как показывает практика, большая часть внештатных сотрудников принадлежит к мужскому полу, но разнообразие и характер тактических задач, которые им приходится выполнять в ходе подготовки или участия в оперативно-розыскных мероприятиях, указывают на возможность и необходимость привлечения к этой работе женщин.
С.С. Малыгин пишет, что одним из параметров подбора внештатного сотрудника является его отношение к необходимости борьбы с преступностью, к формам достижения этой цели оперативно-розыскной деятельности и личному участию в такой работе. Обязательно должны быть учтены уровень и характер социальной активности, морально-нравственные установки. Как уже говорилось, в основе изъявления желания к сотрудничеству могут лежать не только патриотические, но и материальные и иные мотивы. Главное, чтобы они не привели их носителей к использованию своего участия в ОРД в преступных целях. В ходе сотрудничества, под влиянием оперативного работника, мотивация может измениться.
Относительно медицинского критерия следует сказать, что внештатным работником не может быть гражданин, состоящий на учете в медицинском учреждении по поводу психического заболевания либо наркомании, а также имеющий ярко выраженные дефекты речи и заболевания, при которых физические и психологические нагрузки противопоказаны.
Под интеллектуальным уровнем развития подразумевается соответствующий уровень образованности, а также способности к анализу, обобщениям и другие умственные возможности индивида. Немаловажно и наличие природной смекалки, которая, может быть, не менее существенна, чем глубина познания в какой-либо отрасли науки и практики.
Учет профессионального критерия предполагает оценку уровня готовности лица к выполнению обязанностей, т. е. его возможности без предварительной дополнительной подготовки выполнять отдельные правоохранительные действия, в т. ч. оперативно-розыскного характера. При таком подходе приоритетное положение среди кандидатов должны занимать бывшие работники полиции и прежде всего те из них, кто знаком с оперативной работой. Однако не следует думать, что занятие в прошлом ОРД автоматически дает право на сотрудничество с оперативными аппаратами ОВД.[7]
Отечественный и зарубежный опыт использования такого содействия определил следующие основные этапы подбора и привлечения отдельных лиц к сотрудничеству:
- подбор кандидата, пригодного по своим возможностям для решения конкретных оперативно-тактических задач;
- проверка и изучение кандидата (его личностных и деловых способностей и возможностей);
- привлечение кандидата к выполнению отдельных поручений несложного характера при участии оперативного сотрудника, преимущественно профилактической направленности (например, участие в охране общественного порядка);
- правовое закрепление (оформление) внештатного сотрудничества;
- обучение некоторым приемам выполнения поручений по решению задач оперативно-розыскной деятельности;
- привлечение к подготовке или осуществлению отдельных оперативно-розыскных мероприятий под руководством опер.работника;
- самостоятельное выполнение поручений по подготовке или осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (под контролем опер. работника).
В зависимости от конкретной ситуации установления сотрудничества, личных характеристик внештатных помощников, этап оформления сотрудничества может следовать сразу за их проверкой и изучением (т. е. приближен к начальной фазе подбора и привлечения).
Результативность сотрудничества с внештатными помощниками, как показывает практика, обеспечивается компетентным руководством со стороны работников оперативных аппаратов ОВД, которое содержит два основных компонента.
Первый: верная организация деятельности внештатных сотрудников предусматривает не только оптимальность их расстановки по участкам (зонам, объектам и линиям) деятельности, но и создание для них необходимого режима работы. Здесь следует исходить не только из реальных возможностей и личных способностей «внештатников» выполнять предполагаемую работу, но и наличия для этого времени.
В связи с этим основной формой организации работы конкретного внештатного сотрудника по выполнению поручений оперативного работника может стать одна из предложенных ниже форм:
1) индивидуальная, предусматривающая самостоятельную деятельность по выполнению поручений под контролем оперативного работника;
2) групповая, когда внештатный сотрудник действует в группе с другими такими же сотрудниками, оказывая помощь в подготовке либо осуществлении оперативно-розыскных мероприятий с участием или под контролем сотрудника ОВД;
3) смешанная, при которой внештатный работник осуществляет оперативно-розыскные мероприятия или иное действие вместе с сотрудником оперативного аппарата.
Второй включает в себя планирование их работы (о чем уже говорилось), дачу им конкретных поручений, обучение методам и тактике их выполнения, оказание на них необходимого воспитательного воздействия, контроль над правильностью и законностью действий по выполнению поручений.
Поручение внештатному сотруднику, как правило, дает тот работник оперативного подразделения, за которым он закреплен в связи с обслуживанием последним оперативной зоны (территории), объекта или линии деятельности. Сотрудник ОВД информирует внештатного помощника об элементах оперативной обстановки, которые могут помочь ему в выполнении поручения, инструктирует о способах и методах его выполнения, определяет линию поведения, формы непосредственной связи, а также взаимодействия с другими внештатными сотрудниками и работниками ОВД. В завершении инструктажа проверяется, как внештатный сотрудник понял поручение и уяснил способы достижения его выполнения.
В процессе инструктирования осуществляется и обучение внештатных помощников формам и методам работы по борьбе с преступностью. Однако оно может проходить и во время специальных занятий, проводимых их непосредственным руководителем либо другими наиболее подготовленными сотрудниками ОВД, прокуратуры, суда, преподавателями учебных заведений. При необходимости использования в ходе выполнения поручений специальных познаний к занятиям могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний. С учетом возможностей использования различных форм обучения внештатных сотрудников такие занятия должны проходить по специальной программе, включающей общую, юридическую и специальную подготовку.
В общую подготовку следует включать изучение комплекса вопросов, связанных с психологией и этикой общения, педагогикой, психиатрией, оказанием медицинской помощи и пр.
Юридическая подготовка должна предусматривать изучение основ административного и уголовного права, уголовного процесса, организации и тактики защиты личности, собственности, чести и достоинства граждан. Внештатные помощники должны иметь четкое представление о содержании институтов необходимой обороны и крайней необходимости. Их следует научить составлять протоколы (акты) об административных правонарушениях, получать письменные объяснения от граждан.
Специальная подготовка включает изучение основ предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников, тактики сбора оперативно-значимой информации, распознания преступников по поведению и внешности, одежде и другим признакам, а также приемов самообороны, задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Воспитательное воздействие на внештатных сотрудников оказывается в процессе общения с ними при даче поручений, инструктажах о порядке их выполнения, обучении, а также при осуществлении контроля и должно быть основано на неукоснительном соблюдении законности, выполнении гражданского долга и взятых обязательств по участию в борьбе с преступностью, сохранению в тайне сведений, ставших известными в процессе содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
За оказание активной помощи в борьбе с преступностью внештатные сотрудники могут поощряться руководством органа внутренних дел.
Вопросы социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, требуют особого внимания, т.к. впервые закреплены законодательно.[8]
Особенность правовых отношений органов внутренних дел и лиц, взявших на себя обязанности по оказанию им помощи в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обусловлена спецификой выполнения таких обязательств. Отношения конфиденциального и иного сотрудничества контролируются и охраняются государством. Таким образом, государство гарантирует лицам, сотрудничающим с подразделениями, осуществляющими ОРД, социальную и правовую защиту.
Это положение означает, что государство в лице ОВД обязано неукоснительно выполнять все предусмотренные Законом об ОРД предписания, связанные с обеспечением законных интересов лиц, содействующих указанным органам в борьбе с преступностью, как на контрактной, так и на бесконтрактной основе.
При получении сведений о возникновении реальных угроз жизни, здоровью, имуществу таких лиц, а также членов их семей или близких органы внутренних дел в лице их специальных оперативных подразделений обязаны принять достаточные меры по предотвращению противоправных действий. Если же такие действия уже совершены, то предпринимаются меры оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и иного характера по установлению виновных и привлечению их к ответственности.
Сведения о лицах, конфиденциально содействующих оперативным аппаратам ОВД в борьбе с преступностью, отнесены законодательством к сведениям, составляющим государственную тайну. Поэтому материалы, содержащие данные о таких лицах, не могут быть представлены суду (судье), рассматривающему дело по жалобе граждан о нарушении их прав и свобод в ходе оперативно-розыскной деятельности. Разглашение таких сведений не допускается и при использовании результатов ОРД. Они не могут также приобщаться к открытым материалам оперативно-розыскного процесса и уголовным делам.[9]
Факт сотрудничества лица с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть предан гласности только с письменного согласия такого лица либо в случае расследования уголовного дела по преступлению, совершенному лицом при оказании конфиденциального содействия. Но и тогда эти сведения могут быть отражены в материалах дела и использованы в установленном законом порядке, ограничивающем круг лиц, осведомленных об участии такого лица в оперативно-розыскной деятельности, а дело должно рассматриваться в закрытом судебном заседании.
Должностные лица ОВД вне зависимости от того, непосредственно ли они сотрудничают с лицами на негласной основе или только знают об этом, обязаны обеспечить их конфиденциальность.
Поэтому сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел следует помнить, что в случае нарушения правил конспирации в ходе оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой с участием лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, они подвергают последних особому риску, а оперативное подразделение утрачивает и эффективность своей деятельности, и авторитет населения.
Заключение
Необходимость содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, их непосредственного нахождения в криминальной среде обусловлена замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников.
Благодаря негласной, конспиративной деятельности граждан в криминальной среде становится возможным получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи населения немыслима успешная борьба с преступностью.
Непременное условие содействия заключается в том, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют оперативные службы, по меньшей мере, не знали их конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности последних, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Она напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более объекты мероприятий. В этой связи действия их субъектов предполагают применение преимущественно негласных средств и методов работы с использованием при подготовке и проведении ОРМ конфиденциального содействия отдельных частных лиц.
Простейший опыт показывает, что оперативно-розыскные мероприятия, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение оперативно-розыскных мероприятий и привлечение к ним конкретных лиц нередко допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.