Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также, Е. А. Климов выделил, внутри этих пяти типов профессий, три класса профессий по целевой направленности:

а) гностические – сюда относятся специальности, связанные с контролем и проведением экспертиз, так как для этого класса профессий характерна высокая наблюдательность и познавательная активность;

б) преобразующие – представители данного класса профессий и специальностей активно преобразуют объект воздействия;

г) изыскательные – этот класс профессий направлен на активное изучение предмета деятельности, постановки новых проблем и поиска их решения [1].

Таким образом, мы видим, что каждая классификация профессий, всё многообразие определений термина «профессия» может использоваться для решения конкретной поставленной задачи.

1.4 Профессионально-личностные деформации субъекта труда

Овладевая определённой профессией, ещё в процессе профессионального обучения, и в процессе выполнения профессиональных обязанностей, в период работы в какой-либо организации, личность человека подвергается изменениям, и происходят профессионально-личностные деформации.

Ряд авторов [2, 12] рассматривают профессионально-личностные деформации как негативное явление, так как, по их мнению, профессиональная деформация связана с патологичным изменением личности профессионала, которое мешает ему эффективно взаимодействовать с другими людьми, и миров в целом, затрудняя его поведение в повседневной жизни и, в последствии, снижая качество выполняемой работы. В свою очередь, возникновение профессионально-личностных деформаций субъекта труда они связывают с неблагоприятными условиями труда (физическими и психологическими).

Однако другие авторы [1, 3, 11] рассматривают профессиональную деформацию и как положительное явление, возникающее в процессе профессионального обучения (как развитие профессионально важных качеств и свойств личности), так и как негативное явление (когда происходит акцентирование какого-либо качества или свойства личности ввиду внешних негативных воздействий).

Мы, в большей степени, склонны соглашаться с последними, так как, на наш взгляд, профессиональное развитие неразрывно связано с развитием профессионально-личностных деформаций как последствий профессионального обучения, адаптации к профессии и организации.


Исходя из вышесказанного, можно выделять два определении профессионально-личностной деформации. Согласно первому, узкому, под профессионально-личностной деформацией понимается любое негативное изменение личности субъекта труда, возникшее в результате профессионального обучения (переобучения) или выполнения профессиональных обязанностей [2, 12]. Согласно другому определению, под профессионально-личностной деформацией понимается любое изменение личности субъекта деятельности (а не только негативное), возникшее в результате профессионального обучения (или переобучения) или выполнения профессиональных обязанностей [3, 11].

В пользу более широкой трактовки термина «профессионально-личностная деформация» свидетельствует следующее: 1) в процессе овладение профессией (профессионального обучения) в личности человека происходят изменения в мотивационно-потребностной, эмоциональной, когнитивной (изменение особенностей восприятия, обработки, запоминания и воспроизведения информации) сферах, которые необходимы для успешного обучения и, в дальнейшем, выполнении профессиональных обязанностей; 2) профессионально-личностная деформация выступает в качестве механизма адаптации к условиям труда и жизнедеятельности; 3) они способствуют повышению производительности труда. Однако здесь важно отметить, что то, какое влияние, положительное или отрицательное, будет иметь профессионально-личностная деформация, будет зависеть от степени её выраженности и представленности в структуре личности. Таким образом, профессиональная деформация личности – «изменение качеств личности, которое наступает в процессе выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, внешнем облике» [19].

На наш взгляд, прежде чем переходить непосредственно к рассмотрению профессионально-личностных деформаций субъекта труда, необходимо перечислить и описать основные деформирующие факторы, к которым относят:

  • свойства материала – изначальные личностные качества и особенности человека, его склонности;
  • конфигурация процесса – те профессиональные рамки, в которые помещается человек при освоении профессии и выполнении профессиональных функций;
  • сила пресса – степень воздействия предыдущих факторов, которая зависит от того, насколько специалист доверяет предыдущему опыту, методам работы, которые он освоил ранее, личностной значимости профессиональной деятельности;
  • «обжиг» - это тот фактор, который способствует закреплению полученных результатов и связан, в основном, с получением положительных эмоций [11].

Далее мы рассмотрим те изменения (деформации), которые происходят в личности субъекта труда в процессе профессионального обучения и выполнения профессиональных обязанностей.

В процессе обучения и выполнения трудовой деятельности происходят изменения в следующих сферах личности.

Первая: мотивационная. В процессе обучения и профессиональной деятельности формируются профессиональные мотивы деятельности. Под мотивом понимается внутренние побуждения человека к выполнению деятельности. Профессиональная мотивация – система внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность, направляя её на достижение профессиональных целей и задач, а также регулируют структуру и функции деятельности.

При этом, возникновение и развитие профессиональных мотивов может двигаться в двух направлениях: 1) превращение общих мотивов в профессиональные – общая мотивация человека наполняется профессиональным содержанием, а потребности находят свой предмет в профессиональной деятельности. Здесь важно отметить, что больше потребностей человек может удовлетворить в своей профессиональной деятельности, тем больше его включённость в эту деятельность [12].

И второе направление развития мотивов – трансформация, изменение сформированных ранее профессиональных мотивов и потребностей на разных этапах профессионального развития. Здесь акцент, по мере профессионального становления и развития субъекта труда, сменяется с внешней мотивации, которая в качестве важного критерия выделяет внешнюю сторону выполняемой деятельности – оплата труда, интересность выполняемой работы, режим и график работы, на внутреннюю – поиск и освоение новых знаний, самоутверждение себя как профессионала, дальнейшее профессиональное развитие. При этом, в разные периоды профессионального развития, может доминировать какая-либо одна мотивация, они могут сменяться, а могут сосуществовать, найдя гибкое равновесие.

В негативном ключе мотивационно-потребностная сфера личности субъекта труда развивается в том случае, когда человек «замыкается» на выполнении профессиональной деятельности, находя в ней удовлетворение всех своих потребностей. В этом случае происходит резкая смена интересов. В частности, исчезают интересы, сфера удовлетворения которых находится вне профессии, и полностью заменяются профессиональными.

Также, негативный аспект формирования и развития этой сферы проявляется в снижении значимости других сфер жизни и ценностных ориентаций: культурной, духовной, научной. А в сфере увлечений, как правило, преобладает пассивный отдых и (или) использование психоактивных веществ различного воздействия (алкоголь, наркотики) в качестве релаксантов и стимуляторов [12].


Вторая сфера личности, в которой происходят изменения в процессе профессионального развития – познавательная. В процессе профессионального обучения и выполнения трудовых обязанностей, человек получает информацию, знания, формирует навыки, необходимые для того, чтобы быть успешным в той или иной профессии – это, что принято называть профессиональным познанием. В процессе профессионального познания происходят отражение реальных производственных ситуаций, которые представляют собой объективные (условия труда, параметры производственных заданий, наличие оборудования и его состояние) и субъективные (личностные особенности индивида, его способности и ограничения) факторы, которые оказывают влияние на процесс профессиональной деятельности.

К развитию данной сферы личности относится не только получение знаний о профессии и формирование навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, но и формирование представления о личности профессионала – о тех психологических и физических данных, которые обеспечивают успешность в данной профессии [12].

При гипертрофии сферы профессионального познания и интересов, происходит сужение информированности о мире и процессах, происходящих в обществе, до сферы профессии – такой человек, как правило, интересуется только профессиональной жизнью и развивается только в профессии, достигая более глубокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, чем человек, который имеет, кроме профессиональных интересов, другие увлечения.

Другая сторона негативного искажения познавательной сферы - выработка у специалиста профессиональных стереотипов и установок, которые, в дальнейшем, мешают профессиональному развитию, затрудняя выработку новых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности в меняющихся условиях окружающей действительности и изменчивости профессии, и требований, предъявляемым к специалистам. Также, негативный аспект стереотипов и установок проявляется в сложностях, связанных с овладением других профессиональных сфер, даже смежных. Это происходит из-за переноса прежних стереотипов профессионального мышления и поведения, установок на новые условия, что мешает успешному процессу адаптации к новой профессии, новым условиям труда, и, как результат, снижает успешность выполнения новых профессиональных функций [12].

Третья сфера личности, в которой происходят изменения, связанные с профессиональным обучением и выполнением профессиональных функций – непосредственно личности – характер, темперамент, свойства нервной системы, скорость реакции. Профессионально важные качества – «профессиональные способности и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности» [Карпов, с. 253]. Они формируются на основе общих способностей человека. При этом на разных этапах профессионального развития предъявляются различные требования к профессионально важным качествам. Также, важно отметить, что исследования указывают на то, что личностные и профессионально важные качества формируются в разное время.


Здесь важно указать, также, на то, что развитие личностных особенностей может происходить не только за счёт адаптации личности к профессии, но и за счёт компенсаторного приспособления – когда человек усилием воли формирует в себе те или качества, или устраняет мешающие качества.

При доминирующем профессиональном компоненте в сфере личностных качеств, затрудняет неформальное общение человека с другими людьми, снижает способность к социальной адаптации, снижает коммуникативные качества и способности личности в непрофессиональной среде.

Другое направление негативного развития личности здесь - акцентуация одной или нескольких личностных черт и характеристик, которые являются важными профессиональными качествами (например, ригидность, стереотипность), но они, как правило, компенсируются развитием других, социально-положительных качеств (например, аккуратностью) [12].

Также, к личностной сфере относятся изменения эмоционального реагирования. В частности, здесь наблюдается феномен, который получил название «эмоциональное выгорание» [3, 9, 11, 12]. Его характерной особенностью является то, что он в большей степени проявляется у людей, чья профессиональная деятельность связана с другими людьми. Для него характерно: 1) ощущение опустошённости, апатии, безразличия по отношению к труду и другим людям; 2) потеря смысла выполнения профессиональной деятельности; 3) хроническая усталость и недосыпание, частичная или полная бессонница; 4) снижение аппетита; 5) развитие физических заболеваний; 6) отстранённость от объекта труда; 7) отсутствие интереса к другим людям и сферам жизни; 8) разочарование профессией и выполняемой работой. Также, отличительной особенностью данного явления от других (утомления, усталости, депрессии) является то, что после отдыха, при эмоциональном выгорании, восстановление происходит медленнее, а при возвращении к профессиональной деятельности – напряжение и неудовлетворённость копятся быстрее; некоторые качества, например, цинизм по отношению к другим людям, проявляются практически сразу после возвращения к деятельности. Поэтому, исследователи сходятся в идее о том, что можно проводить профилактику с целью предотвращения данного синдрома, предпринимать меры по замедлению его развития (при возникновении), снизить выраженность симптомов, но невозможно полностью купировать симптомы и избавиться от него полностью [11, 12].

Таким образом, мы рассмотрели изменения, происходящие в личности при профессиональном обучении и выполнении человеком своих профессиональных обязанностей. Далее мы рассмотрим классификацию профессионально-личностных деформаций, предложенную Е. И. Роговым, который выделил три их типа: