Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, мы видим, что все люди профессии «человек-человек», в той или иной степени, подвержены профессионально-личностной деформации в процессе трудовой деятельности; также мы видим, что «симптоматически» профессионально-личностные деформации могут различаться – у одних людей больше выражен аффективный компонент, у других – ценностный, у третьих – когнитивный.

Выводы по главе 2

Во 2 главе нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение профессионально-личностных деформаций субъекта труда.

В ходе выполнения исследования было установлено, что боле половины участников исследования негативно относятся к профессионально-личностным деформациям; половина обследуемых полагает, что профдефрмации влияют на все сферы жизни; большая часть респондентов считает, что на скорость развития профдеформаций влияет способность человека поддерживать баланс между профессиональной и личной сферами жизни; также, большая часть опрошенных полагает, что личность человека начинает деформироваться ещё в период обучения человека в ВУЗе и освоения им профессией и именно профессиональное обучение является наиболее значимым фактором в развитии профессионально-личностных деформаций.

Также, в ходе исследования было установлено, что больше половины опрошенных склонны относиться к другим людям как к объектам, не наделённым волей и желаниям. Поведение таких специалистов носит, как правило, авторитарный характер.

Рекомендации по профилактике профессионально-личностных деформаций:

1. Будьте внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Высыпайтесь! 

3. Перестаньте искать в работе счастье или спасение.

4. Хобби. Обязательно найдите себе занятие по душе, не связанное с профессиональной деятельностью.

5. Музыка является одним из компонентов улучшения настроения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были изучены профессионально-личностные деформации субъекта труда.

В частности, были рассмотрены условия формирования профессионально-личностных деформаций и их необходимость для адаптации человека к условиям профессиональной деятельности.

В первом параграфе мы подробно рассматриваем понятийно-категориальный аппарат исследования, где описываем такие понятия, как «деятельность», «личность», «субъект». Также, в рамках первого параграфа была показана важность деятельности для развития личности.


Во втором параграфе мы подробнее рассмотрели феномен профессии: дали определение термину «профессия», описали основные классификации профессий, определили основные отличительные характеристики профессии от других видов деятельности, указали на важность профессионального обучения как основного фактора развития профессионала.

В третьем параграфе мы рассмотрели профессионально-личностные деформации субъекта труда; указали на их положительное и негативное влияние на различные сферы жизни и отношений, описали основные виды и классификации профессионально-личностных деформаций, описали феномен эмоционального выгорания.

На основе материала изложенного в работе, мы можем сделать вывод о том, что профессионально-личностные деформации субъекта труда являются неотъемлемой частью трудовой деятельности, и обеспечивают успешную адаптацию к её условиям; при этом их негативное воздействие выявляется в сфере непрофессионального межличностного взаимодействия. Что указывает на двоякий характер изучаемого явления и делает невозможным его оценку как только положительное или негативное явление.

Также, в ходе выполнения работы, была достигнута основная цель - теоретическое изучение профессионально-личностных деформаций субъекта труда. Для достижения поставленной цели нами были выполнены следующие задачи исследования:

  1. дано определение понятию «субъект труда»;
  2. определены основные характеристики субъекта труда;
  3. рассмотрены такие феномены, как «профессия», «профессиональное обучение»;
  4. сформулировано определение понятию «профессионально-личностные деформации»;
  5. определено место профессионально-личностных деформаций субъекта труда в системе профессионального обучения и становления личности.

Во второй главе мы проверяли гипотезу о том, что профессионально-личностным деформациям субъекта труда подвержены специалисты всех профессий.

Также, в завершении второй главы, по результатам проведённого эмпирического исследования, были сформированы практические рекомендации специалистам, работающим с людьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2017. – 299 с.
  2. Асеев В. Г. Психология труда : учебн. пособие / В. Г. Асеев. – Иркутск : Ирк. гос. ун-т, 2016. – 342 с.
  3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 295 с.
  4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Москва : АСТ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. – 811 с.
  5. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич // Актуальные вопросы профессионального обучения и адаптации персонала. – Москва : Наука, 2017. – С173–200.
  6. Дмитриева М. А. Психология труда и инженерная психология : учеб. пособ. / М. А. Дмитриева, А. А. Крылов, А. И. Нафтельев. – Ленинград : изд-во ЛГУ, 2016. – 224 с.
  7. Ишмухаметов Р. Р. Проблемы самореализации личности / Р. Р. Ишмухаметов. – Москва : КРАСАНД, 2017. – 100 с.
  8. Козлов В. Интегративная психология : Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В. Козлов. – Москва : Психотерапия, 2017. – 520 с.
  9. Козлов Н. Психологос : энциклопедия практической психологии / Козлов Н. – Москва : изд-во ЭКСМО, 2015. – 749 с.
  10. Колпачников В. В. Некоторые тенденции в развитии современной личности и её жизненного мира / В. В. Колпачников // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития : сборник научных трудов. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2016 – С. 349–352.
  11. Котелова Ю. В. Основные определения психологии труда / Ю. В. Котелова // Актуальные вопросы профессионального обучения и адаптации персонала. – Москва : Наука, 2017. – С. 201–207.
  12. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 939 с.
  13. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 582 с.
  14. Немов Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва : ЮРАЙТ, 2016. – 639 с.
  15. Никандров В. В. Психология : учебник / В. В. Никандров. – Москва : Wolters Kluwer, 2015. – 974 с.
  16. Носкова О. Г. Психология труда / О. Г. Носкова // под ред. Е. А. Климова. – Москва : изд. центр «Академия», 2017. – 372 с.
  17. Платонов К. К. Основные вопросы понятийно-категориального аппарата психологии труда/ К. К. Платонов// Актуальные вопросы профессионального обучения и адаптации персонала. – Москва : Наука, 2017. – С. 250–255.
  18. Поволяева С.И. Агрессивность как проявление профессонально-личностной деформации педагогов / С. И. Поволяева // Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии / отв. ред. Ю. А. Бубнов. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2016. – Вып. 7. – С. 136–141.
  19. Профессиональная деформация личности : учеб. пособ. / сост. А. В. Коваленко, Л. А. Шиканов. – Томск : изд-во ТПУ, 2016. – 101 с.
  20. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – Москва : изд. центр «Академия», 2016. – 480 с.
  21. Психология труда : учебник / под ред. А. В. Карпова. – Москва : ВЛАДОС-пресс, 2015. – 369 с.
  22. Толочек В. А. Современная психология труда / В. А. Толочек. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 431 с.
  23. Филиппова Н. И. Психологическое здоровье учителя / Н. И. Филиппова // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития : сборник научных трудов. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2016 – С. 315–319.
  24. Хмельницкая О. Е. Секретарь – лицо компании / О. Е. Хмельницкая. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2016. – 125 с.
  25. Чанги И. И. Труд. Социологические аспекты психологии труда / И. И. Чанги // Актуальные вопросы профессионального обучения и адаптации персонала. – Москва : Наука, 2017. – С. 100–110.
  26. Щёкин Г. В. Профессиональная ориентация: этапы и методы / Г. В. Щёкин // Актуальные вопросы профессионального обучения и адаптации персонала. – Москва : Наука, 2017. – С. 87–92.