Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, российское общество переживает кризис: изменяется экономика, политика, культура. Своё изменение переживают взгляды на духовные ценности, взгляды на мораль. Все эти изменения и потрясения сказываются не только на обществе в целом, но и на профессии и человека, в частности.

Так, например, появляются новые профессии и исчезают старые; в рамках некоторых профессий (например, психолог, врач, полицейский, педагог) меняются требования, предъявляемые к человеку, к его профессионально-личностным характеристикам, расширяются компетенции, меняются квалификационные требования. Вместе с этим происходит более дробная дифференциация внутри каждой специальности, открываются новые специализации и курсы переподготовки. Совместно с изменениями, происходящими на рынке профессий, меняется рынок работодателей - работодатели предъявляют более жёсткие требования к своим сотрудникам, чем раньше. И, вместе с этим, обучаясь определённой специальности, проходя обучение и переобучение, работая в какой-либо профессии и определённой организации, изменяется и личность сотрудников, их ценности и система взглядов на себя и жизнь в целом; меняется возможность сопротивляться воздействию стрессам, адаптироваться к новым условиям постоянно меняющегося мира. Таким образом, мы получаем, что, всеемте с изменениями, происходящими в обществе, меняется и личность человека. Особенно это видно по профессионально-личностным деформациям, которые происходят в процессе обучения в образовательных учреждениях, работе в организациях и жизни в определённом городе [1].

При этом профессионально-личностные деформации субъекта труда являются одним из важных факторов, сказывающихся на здоровье личности [8, 9], эффективности выполняемой работы и общественно-политических изменений в стране [13].

Таким образом, актуальность изучения профессионально-личностных деформаций субъекта труда продиктована необходимость расширения теоретических данных и разработки эффективных способов сохранения психологического здоровья человека как субъекта труда в процессе трудовой деятельности.

Основная цель исследования – теоретическое изучение профессионально-личностных деформаций субъекта труда.

Объектом исследования является субъект труда. Предметом исследования – профессионально-личностные деформации субъекта труда.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что профессионально-личностные деформации субъекта труда носят не только негативный, но и позитивный характер.


Для постижения поставленной цели и проверки гипотезы будут решены такие задачи, как:

  1. дать определение понятию «субъект труда»;
  2. определить основные характеристики субъекта труда;
  3. рассмотреть такие феномены, как «профессия», «профессиональное обучение»;
  4. сформулировать определение понятию «профессионально-личностные деформации»;
  5. определить место профессионально-личностных деформаций субъекта труда в системе профессионального обучения и становления личности.

В работе использовались такие методы сбора теоретической информации, как анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных данных по теме исследования.

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА

1.1 Понятийно-категориальный аппарат исследования

Человек, по природе своей, является биосоциальным существом, где, с одной стороны, является строго детерминированным со стороны генов и наследственности, а с другой – социальным окружением, культурно-исторической ситуацией развития и родом выполняемой деятельности [15]. Важным социальным образование человека является личность. И, в настоящее время, нет единого мнения относительно точной формулировки определения того, что же является личностью, однако, в большинстве своём, исследователи сходятся во мнении, что «личность – особое качество человека, обретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения» [4, с. 320]. Исходя из этого определения, мы видим, что личность человека формируется в процессе совместной деятельности и общения, что полностью соответствует культурно-исторической теории развития Л.С, Выготского, согласно которому, человек развивает те психологические качества, свойства и функции, которые необходимы ему в той внешней ситуации, в которой он живёт и развивается; также, данное определение соответствует идеям деятелностного подхода, который развивался А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном и их учениками и последователями [14]. Согласно с их идеями, личность формируется и развивается в совместной деятельности с другими людьми. Отсюда, также, следуют четыре важных положения: 1) развитие личности человека невозможно без общения с другими людьми; 2) вне деятельности нет развития; 3) развитие личности происходит в тех условиях и среде, которая есть на момент жизни человека; 4) личность – прижизненное образование психики человека, формируемое и развиваемое всю жизнь (через общение и совместную деятельность) [13].


Деятельность, в свою очередь, определяется как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [4, с. 166]. Исходя из определения, мы видим, что деятельности присуща цель. То есть, любая деятельность является целесообразной, и, исходя из этого, для её выполнения необходимо наличие сознания, что делает её сугубо человеческой формой активности. Кроме цели, структура деятельности включает в себя также средство, процесс, результат деятельности [4, 8, 13].

Выполняя какую-либо деятельность, активно взаимодействуя с внешней средой и преобразуя её, создавая нечто новое, человек становится субъектом деятельности. В отечественной психологии, под субъектом понимается индивид (или группа), «активно преследующий собственные цели, самосознающий деятель, осуществляющий некую деятельность» [4, с. 641]. То есть, субъект – некое активное начало в процессе выполнения деятельности. Активность (или субъектность) – важное условие развития и изменения личности человека. И здесь мы видим необходимым указать на важное замечание, которое в своём исследовании приводит К.А. Абульханова. В частности, она указывает на то, что, выполняя какую-либо деятельность машинально, развитие сознания и личности не происходит, а человек, в данном случае, не является субъектом деятельности [1].

Таким образом, для того, чтобы человек являлся субъектом деятельности, он должен быть включён в процесс выполнения деятельности и проявлять активность относительно объекта деятельности, дожжен быть погружён в выполняемую деятельность.

Здесь мы рассмотрели основные понятия и категории, которыми будем оперировать в дальнейшем. Далее мы рассмотрим, что собой представляют профессии: дадим определение термину, обозначим их характерные черты и приведём классификации профессий.

1.2 Профессия: определение, основные характеристики и виды

Несмотря на то, что термин «профессия» существует достаточно давно и прочно вошёл в научный и бытовой обиход, он не имеет одного чёткого определения. Нами было обнаружено несколько определений, приводимых в различных психологических источниках.

Первое определение приводится К. К. Платоновым. И, согласно мнению автора, профессия это «совокупность специальностей, необходимый минимум знаний, навыков и умений, по которым в современных условиях молодёжи обеспечивается возможность обучения в соответствующем по профилю учебном заведении» [17].


К. М. Гуревич под профессией понимает «длительно существовавший комплекс трудовых обязанностей» [5]. Также он отмечает, что совокупность профессий, существующих в данном обществе, обеспечивает его (общества) потребности и выполняет функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности данного конкретного общества [5]. Ю. В. Котелова также указывает на то, что профессия это «типичная исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой работник должен обладать определённой суммой знаний умений, навыков, а также иметь соответствующие способности и особенности личности» [11]. На необходимость получения знаний и навыков, а также устойчивость данного вида деятельности указывает и социолог И. И. Чангли, говоря, что профессия «представляет собой достаточно обширный и устойчивый вид деятельности, требующий определённых теоретических знаний и практических навыков» [25]. Похожее определение профессии даёт Г. В. Щёкин, описывая её как «определённый вид трудовой деятельности, возникающий в процессе общественного разделения труда и требующий для его выполнения определённых способностей, специальных теоретических знаний и практических навыков» [26]. Обобщая всё вышесказанное, нам важно привести определение профессии, которое даёт А. В. Асеев. По его мнению, профессия это «социально-необходимый вид трудовой деятельности, появившийся вследствие общественного разделения труда и требующий от человека наличия определённых способностей, знаний, умений и навыков» [2]. Автор также указывает на то, что все профессии подразделяются на более узкие и профильные виды деятельности – специальности [2].

Таким образом, мы рассмотрели основные определения термина «профессия» и на наш взгляд, наиболее полное определение дал А. В. Асеев, обобщив в своём понимании данного явления точки зрения предшествующих учёных. Далее мы рассмотрим основные характеристики профессии как специфического вида деятельности человека. Важно отметить, что все они, так или иначе, уже заключены, учтены в определении.

Первая особенность профессии – её социальная необходимость [24]. Профессии возникают в результате развития и более чёткой дифференциации общества, как ответ на вновь появляющиеся потребности общества, развивающиеся технологии, изменения условий жизни. Поэтому для профессий характерна, во-первых, культурная специфика [21, 22]. То есть, в разных странах набор развивающихся и «умирающих» профессий будет различаться. Во-вторых, историческое изменение – средства и способы труда меняются, в зависимости от новых научных открытий, создания новых технологий. В третьих, возникновение, развитие и угасание профессии, её модернизацию и изменение можно отследить во времени (этот пункт неразрывно связан с культурной и исторической спецификой профессии) [23]. И, в четвёртых, «естественность» профессий – возникновение профессии, в культурно-историческом поле, связано с естественным разделением и усложнением труда [18, 20].


Вторая особенность профессий – необходимость прохождения обучения для выполнения трудовых обязанностей [16]. Сроки, виды и формы профессионального обучения могут различаться для разных профессий и специальностей внутри одной профессии и зависят от сложности выполняемых действий и манипуляций. Как правило, сроки, виды и формы обучения конкретной профессии и специальности отражены в нормативно-правовых актах (законах, профессиональных стандартах, квалификационных требованиях, номенклатуре профессий и должностей и т.д.) и могут отличаться в зависимости от страны. Также, в этих нормативно-правовых актах прописаны знания, умения, навыки и компетенции, которыми должен овладеть человек для успешного выполнения своей профессиональной деятельности [12].

Как правило, начало обучения профессии выпадает на старший подростковый или юношеский возраст [12] и продолжается всю жизнь (необходимость постоянного обучения в профессии вызвана естественным развитием науки и техники, возникновения новых средств труда) [7]. Также обучение является наиболее важным компонентом профессии и профессиональной деятельности, так как в процессе обучения формируются и развиваются профессионально-важные качества личности. Профессионально важные качества – это психические, психофизиологические и физиологические качества личности, которые обеспечивают успешное выполнение конкретной профессиональной деятельности [2]. Здесь важно отметить, что профессионально-важные качества будут изменяться в зависимости от профессии и специальности.

Мы рассмотрели основные определения профессии, её основные характеристики, привели определение понятию «профессионально-важные качества» и теперь перейдём к рассмотрению классификаций профессий.

1.3 Классификация профессий

В настоящее время существует большое количество классификаций профессий. Все они, в той или иной степени, применяются и по сей день; их использование зависит от целей [3].

Итак, в настоящее время, выделяют следующие классификации профессий:

  1. По отраслям народного хозяйства. Ее основу составляют технологические и экономические критерии.
  2. промышленные;
  3. транспортные;
  4. строительные.
  5. По содержанию профессии.
  6. медицинские;
  7. педагогические;
  8. юридические;
  9. технические.
  10. По степени тяжести. В основу данной классификации легли факторы и условия труда, оказывающие негативное воздействие на здоровье и функциональное состояние человека.
  11. Историческая классификация. За её основу взяты исторические эпохи, уровень технического прогресса и прогнозируемые изменения в мире профессий [10].
  12. По требуемой степени развития психических и психофизиологических функций (психофизиологический подход к классификации профессий). Как пример, группы профессий по С. Пиорковскому:
  13. низшие – профессии, которые не предъявляют требований к квалификации сотрудника (неквалифицированный труд);
  14. средние – сюда автор относит профессии, которые предъявляют определённые требования к квалификации сотрудника (индустриальные профессии с чёткими требованиями к интеллектуальным, творческим и иным способностям личности);
  15. высшие – сюда относятся профессии, требующие от человека самостоятельного принятия решений, развития организационных функций.
  16. По разновидностям неприятных сторон труда (по С. Г. Струмилину):
  17. профессии, предполагающие неприятности физического характера (боль, изнурительный труд, сырость, некомфортные температурные условия);
  18. профессии, предполагающие неприятности эстетического характера (неприятные запахи, раздражающие звуки);
  19. профессии, предполагающие неприятности социального характера (беспорядки, бесцельность, оторванность от людей, суета) [16].
  20. По степени самостоятельности человека при выполнении работы:
  21. автоматический – строго регламентируемый труд, однообразный, с установленным темпом работы;
  22. полуавтоматический – трудовые действия человека не всегда регламентированы, и специалист имеет возможность самостоятельно выбирать темпы и приёмы работы;
  23. шаблонно-исполнительский труд. Здесь задания и приёмы работы многообразны, но их выбор определяется инструкциями, шаблонами, чертежами;
  24. самостоятельный труд в пределах задания (организации) – у специалиста выбор методов работы ограничен только рамками профессии и (или) организации, в которой работает человек;
  25. свободный творческий труд. Здесь человек сам выбирает методы и методики работы, самостоятельно ставит перед собой цели и задачи [1].
  26. По предмету труда (классификация профессий по Е. А. Климову):
  27. человек-техника. К данному типу профессий относятся такие, которые связаны с обслуживанием, активной эксплуатацией и ремонтом техники, транспортных средств, станочной обработкой материала;
  28. человек-природа – представители данных профессий активно взаимодействуют с природой. Сюда относятся такие профессии как, например, биолог, садовник, почвовед;
  29. человек-знак. Представители данных профессий активно взаимодействуют со знаковыми системами и языками. К данному типу профессий относят, например, лингвиста, программиста, математика;
  30. человек-художественный образ – сюда относятся все творческие профессии: художник, артист, музыкант, поэт;
  31. человек-человек. Данный тип образуют, связанные с непосредственным взаимодействием с людьми. Например, врач, учитель, преподаватель, управляющий [1].