Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Общепрофессиональная деформация. Она характерна для всех представителей данной конкретной профессии и специальности. Им подвержено большое количество людей, так как они возникают непосредственно в процессе обучения и трудовой деятельности, делая более заметными различия между представителями различных профессиональных областей и специальностей.

2. Типологические деформации – они связаны непосредственно с теми функциями и обязанностями, которые выполняет субъект труда. Данные деформации образованы путём слияния личностных черт и качеств с особенностями функционального строения труда [11]. Сюда относят:

  1. деформации профессиональной направленности личности (перестройка ценностных ориентаций, изменение мотивации выполнения деятельности, пессимизм);
  2. деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, управленческих, педагогических);
  3. деформации, обусловленные чертами характера [12].

3. Индивидуальные деформации, которые, в большей степени, связаны с личностными особенностями субъекта труда, чем с выполняемой работой. Здесь профессиональная деятельность лишь создаёт условия для развития тех качеств личности, которые имели свои предпосылки ещё до начала трудовой деятельности.

По мнению автора, важную роль в развитие профессиональных деформаций вносят свой вклад индивидуально-личностные особенности субъекта труда, проявляющиеся в выраженности определённых качеств характера, мышления, способов обработки информации; особенности мотивационной сферы, заключающиеся в придании сверзначимости профессиональной деятельности при сравнительно низких возможностях её реализации [11].

В качестве отдельного вида профессиональной деформации, Е. И. Рогов выделяет личностно-ролевой диссонанс, который проявляется в том, что человек берётся за выполнение профессиональных обязанностей, к которым, на данный момент, ещё не готов, что приводит к снижению трудовой мотивации и активности в выполняемой работе, невозможности полноценной реализации в труде. Таким образом, в отличие от профессиональной дезатаптации, профессиональные деформации являются примером приспособления человека к условиям трудовой деятельности [9].

Таким образом, нами были рассмотрены основные сферы и направления, в которых происходит изменение личности профессионала, условия и факторы, влияющие на эти изменения. Также, нами были рассмотрены профессионально-личностные деформации субъекта труда. И, на основе изложенного материала, можно сделать вывод, что профессионально-личностные деформации субъекта труда – неотъемлемая часть профессионального развития специалиста и, в профессиональном плане, является, скорее, явлением положительным, негативные влияния которого проявляются в сфере непрофессионального взаимодействия.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Таким образом, нами были рассмотрены основные сферы и направления, в которых происходит изменение личности профессионала, условия и факторы, влияющие на эти изменения. Также, нами были рассмотрены профессионально-личностные деформации субъекта труда. И, на основе изложенного материала, можно сделать вывод, что профессионально-личностные деформации субъекта труда – неотъемлемая часть профессионального развития специалиста и, в профессиональном плане, является, скорее, явлением положительным, негативные влияния которого проявляются в сфере непрофессионального взаимодействия.

На основе материала изложенного в главе 1, мы можем сделать вывод о том, что профессионально-личностные деформации субъекта труда являются неотъемлемой частью трудовой деятельности, и обеспечивают успешную адаптацию к её условиям; при этом их негативное воздействие выявляется в сфере непрофессионального межличностного взаимодействия. Что указывает на двоякий характер изучаемого явления и делает невозможным его оценку как только положительное или негативное явление.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ СУБЪЕКТА ТРУДА

2.1. Программа эмпирического исследования

Проведённый анализ психологической литературы указал на то, что проблема профессионально-личностных деформаций субъекта труда является недостаточно изученной в психологической литературе.

Цель эмпирического исследования – проверить гипотезу о том, что профессионально-личностным деформациям подвержены все люди, занимающиеся какой-либо профессиональной деятельностью.

В эмпирическом исследовании решались следующие задачи:

  1. подбор методик для исследования диагностики профессионально-личностных деформаций субъекта труда;
  2. анализ полученных, в ходе исследования, результатов и выявление деформаций субъекта труда в различных сферах – эмоциональной, когнитивной, ценностной;
  3. провести анализ полученных результатов и сформулировать выводы и практические рекомендации субъектам труда.

Базой эмпирического исследования являлась БУЗ ВО «ГКБ №11», МОУ СОШ №38 им. Е.А. Болховитинова. Исследованием было охвачено 50 человек. Из которых 14 мужчины и 36 женщин в возрасте от 25 до 48 лет.

В работе для сбора эмпирической информации использовался метод нестандартизированного самоотчёта, который реализовывался в виде нестандартизированного интервью и стандартизированного самоотчёта, который реализовывался в следующих конкретных методиках:

- опросник на «выгорание» (MBI) для диагностики эмоционального выгорания и его различных компонентов: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений; данная методика содержит 22 утверждения, требующих ответа по 6 уровневой шкале от «никогда» до «ежедневно».

Основная цель опросника – выявление степени эмоционального выгорания у специалистов, работающих с людьми.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Ответы оцениваются по шкале от 1 до 6 баллов, в соответствии с ключом. Баллы по каждой шкале суммируются.

Специальных условий проведения исследования не требуется.

Обработка полученных данных с помощью описанного диагностического комплекса проводилась методами качественного и количественного, в том числе статистического анализа.

2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования

В ходе проведения исследования, которым было охвачено 50 человек в возрасте 25-48 лет, среди которых 14 мужчины (28% выборки) и 36 человек (72%) – женщины, с использованием нестандартизированного опроса-беседы были получены следующие результаты: 46 человек (92% опрошенных) негативно относятся к профессионально-личностным деформациям, 1 человек (2% опрошенных) – не смог сформулировать своё мнение и воздержался от ответа, 2 человека (4% опрошенных) – указали на негативные и позитивные стороны изучаемого явления, и 1 человек (2% опрошенных) считает профессионально-личностные деформации закономерным и положительным явлением. Данные представлены на рисунке 1.

Полученные результаты могут быть связаны с личным опытом, полученным образованием респондентов. Схожие данные были получены при ответе респондентов о том, на какие сферы жизни воздействуют профессиональные деформации в большей степени.


Так, 25 человек из 50 (50% опрошенных) считают, что профессионально-личностные деформации влияют на все сферы жизни человека в равной степени – работу, семью, отношения и интересы и досуг; 10 человек (20% опрошенных) полагают, что профессионально-личностные деформации в большей степени оказывают влияние на работу; 5 человек из 50 (10%) утверждают, что профдеформации в наибольшей степени сказываются на досуге и интересах человека; 7 человек (14% респондентов), уверены, что наибольшее влияние профессионально-личностные деформации оказывают на отношения в семье; и 3 человека из 50 опрошенных (6%) указали на то, что в большей степени профессионально-личностные деформации влияют на отношения в целом. Представленные результаты наглядно показаны на рис. 2. Полученные результаты и характер ответов на вопросы объясняются участниками исследованиями личным опытом и (или) опытом их родных и близких, друзей и знакомых.

На рисунке 3 показаны представления респондентов о том, что в наибольшей степени влияет на скорость развития профессионально-личностных деформаций субъекта труда.

Из полученных данных наглядно видно, что 15 человек (30% опрошенных) связывают развитие профессионально-личностных деформаций с графиком работы, указывая на то, что чем больше времени человек проводит на работе, тем быстрее будет деформироваться и изменяться его личность; другие 15 человек (30% выборки) уверены, что график работы и какие-то другие показатели слабо влияют на скорость развития и выраженность профессионально-личностных деформаций, указывая, при этом, что наибольшее значение для профилактики профессионально-личностных деформаций должна быть налажена «жизнь вне работы» - поясняя свои ответы, респонденты указали, что у человека, кроме работы, должны быть налажены и другие сферы жизни – досуг и интересы, отношения, увлечения, хобби. Указанные респонденты говорят о том, что, если соблюдается баланс личной и профессиональной жизни, то профессионально-личностных деформаций «можно не бояться».

10 человек из опрошенных 50 (20%) указывают на то, что в наибольшей степени на развитие и выраженность профессионально-личностных деформаций влияет стресс на работе; 7 человек (14% опрошенных) полагают, что избежать или замедлить развитие профессионально-личностных деформаций может характер человека – чем «сильнее» характер, тем меньше выраженность профессионально-личностных деформаций, так как человек с «сильным» характером может сам выбирать вектор своего развития и сопротивляться изменениям из внешней среды; и 3 человека из 50 (6%) указывают, что чем выше интересность работы (при отсутствии других сильных интересов), тем быстрее будут развиваться профессиональные деформации.


При этом, отвечая на вопрос об источниках профессионально-личностных деформаций, 18 человек (36%) утверждают, что они (профдеформации) начинают развиваться ещё в процессе обучения в ВУЗе и освоении профессии; 17 человек (34% опрошенных) указывают на исключительную роль корпоративной культуры организации, в которой человек выполняет свою трудовую деятельность. При этом, под корпоративной культурой они понимают правила и нормы организации, характер выполняемой работы (должностные инструкции и обязанности специалиста в организации, график работы). Оставшиеся 15 человек (30% опрошенных), не принижая роль других факторов в развитии профессионально-личностных деформаций, говорят о том, что в большей степени личность деформируется в процессе трудовой деятельности, так как, по их мнению, именно непосредственно в работе развиваются все необходимые качества и вырабатываются профессионально важные навыки. Полученные результаты представлены наглядно на рисунке 4.

Таким образом, мы выяснили отношение респондентов к профессионально-личностным деформациям, узнали мнение людей об источниках профессионально-личностных деформаций и факторов, влияющих на их развитие.

Далее мы перейдём к обсуждению результатов, полученных в результате использования стандартизированного опросника на «выгорание» (MBI), разработанного К. Маслач и С. Джексоном и адаптированного Н.Е. Водопьяновой.

В ходе проведение исследования, было установлено, что в разной степени у всех респондентов выявлен синдром эмоционального выгорания. Однако, было выявлено, что у разных людей выражены различные стороны изучаемого феномена. При этом, это не зависит от пола или профессии. полученные данные представлены на рисунке 5.

Из графика видно, что для более половины опрошенных (29 человек или 58% респондентов) характерна деперсонализация (авторами понимается как дегуманизация). То есть, для 29 человек из 50 (58% респондентов) характерно негативное отношение к другим людям. В частности, у них выражены цинизм, представление о человеке как о комплексе проблем и болезней.

Для 11 человек (22% опрошенных) характерно эмоциональное истощение – равнодушие, сниженный эмоциональный фон, плохое настроение, утомляемость, ощущение дискомфорта, утомляемость, ощущение опустошения. В это же время, у 10 человек из 50 (20%) в большей степени наблюдается редукция личных целей, т.е. происходит снижение значимости своих профессиональных достижений, негативное оценивание себя, преуменьшение собственного достоинства, халатное отношение к выполняемым обязанностям и резкое снижение их круга.