Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить что граждане, ранее частично распорядившиеся маткапиталом, также смогут рассчитывать на часть средств. В случае если остаток не превышает двадцати тысяч рублей, то будет выплачена данная оставшаяся сумма. Если же остаток более этой суммы, то им выплатят 20 тысяч рублей.

Также предлагаются более широкие возможности использования материнского капитала, в частности, на:

- газификацию жилья;

- лечение детей;

- приобретение семейного автомобиля;

- приобретение для детей-инвалидов спецтехники;

- получение образования для матери;

- выдача материнского капитала наличными[27].

Таким образом, в рамках данной главы мы проанализировали наиболее распространенные виды социального обеспечения.

Глава 3. Практика реализации прав граждан на социальное обеспечение

3.1 Особенности реализации права на социальное обеспечение

В ст. 39 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на социальное обеспечение в случае болезни, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Эти конституционные положения применительно к работникам и работодателям развиты в ряде федеральных законов.

Так, согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ[28] работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а по ст. 22 работодатель обязан осуществлять социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами. Однако в приведенных случаях речь идет не об обеспечении работников по обязательному социальному страхованию, а об обязательном социальном страховании, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» представляет собой страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Что касается прав работников на обеспечение денежными пособиями по обязательному социальному страхованию и корреспондирующих им обязанностей работодателей, то они закреплены в других нормах.


Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. В обобщенном виде права работников на различные виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и соответствующие обязанности работодателей определены в ряде статей Закона об основах страхования.

Реализация прав работников на виды социального обеспечения имеет место в рамках процедурных, а затем и материальных правоотношений. Процедуры обращения за пособиями, выплачиваемыми работодателем из средств обязательного социального страхования, в настоящее время установлены лишь в общих чертах. Так, согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255 «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»[29] назначение и выплата указанных пособий осуществляются работодателем.

В случае если работник работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. Если же работник утратил трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом Фонда социального страхования РФ[30]. Эти органы осуществляют назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам, если на момент обращения работников за пособиями деятельность их работодателей прекращена.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работник предоставляет работодателю листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией. ФЗ № 255 не регламентирует порядок назначения работодателями указанных пособий. Работодатели устанавливают его самостоятельно, руководствуясь при этом ФЗ № 255, а также соответствующими подзаконными актами. Кроме того, ориентирами здесь служат положения о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Из положений о структурных подразделениях организаций можно сделать вывод, что вопросами назначения и выплаты пособий по социальному страхованию занимается бюро пенсионного обеспечения и социального страхования отдела социального развития.


Одна из задач отдела – организация гарантий материально-бытового обеспечения и социальной защиты работников.

Среди задач отдела кадров в положении об этом отделе отсутствуют задачи, связанные с обеспечением работников пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Однако в разд. 4 положения «Взаимоотношения (служебные связи)» указано, что отдел кадров взаимодействует с главной бухгалтерией по вопросам предоставления ей листков временной нетрудоспособности к оплате. Однако в положении о главной бухгалтерии ничего не сказано о назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Отдельные нормы о порядке назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам содержатся в подзаконных актах федерального уровня.

Так, в Положении об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г.[31], содержатся правила исчисления заработка, из которого определяются размеры пособий, а также размеров пособий, основания для снижения размера пособий по временной нетрудоспособности. Все эти юридически значимые действия осуществляют соответствующие службы работодателя, в первую очередь бухгалтерские. Непосредственно работодателю адресованы и Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г.

Подсчет страхового стажа также производится службами работодателя, в основном кадровыми (управления персоналом).

К сожалению, о правах и обязанностях работодателя не упоминается в таком важном акте, как Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г.

О действиях работодателя по исчислению заработной платы и определению размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам можно судить и по содержанию оборотной стороны листка нетрудоспособности, форма бланка которого утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 16 марта 2007 г. «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности».

Изложенное позволяет утверждать, что назначение и выплата пособий в организациях-страхователях осуществляются на основе сложившихся в них обыкновений. При этом возникает вопрос о последовательности и содержании действий работников соответствующих подразделений организации по назначению и выплате пособий. Н.Л. Смирнова выделяет следующие этапы действий работодателя по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности: определение права на данный вид пособия; определение продолжительности выплаты пособия; вынесение решения о назначении или отказе в назначении; выплата пособия[32].


Представляется, однако, что эта классификация не учитывает выработанные в российской юридической науке стадии правоприменительной деятельности. Поэтому более точной является классификация стадий назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности: обращение за пособием; прием больничного листка и других документов; оценка сведений, содержащихся в представленных документах; выбор и анализ норм права, подлежащих применению; принятие решения по данному делу и его документальное оформление.

К этому, на наш взгляд, следует добавить, что названные стадии опосредуют лишь отношения процедурного характера. Более того, внутри них можно найти еще ряд стадий. Так, в исчислении пособий различаются: определение фактического заработка для исчисления пособия; определение среднего дневного заработка работника; определение дневного пособия; определение размера дневного пособия, исчисленного из максимального размера пособий, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год; определение общей суммы пособия.

Что касается материальных правоотношений по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, то необходимо различать следующие их виды:

1) по выплате пособий;

2) контролю за выплатой пособий;

3) прекращению выплаты пособий;

4) удержанию из пособий.

Отсутствие принятых на федеральном уровне положений о порядке назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам ставят работодателей в затруднительное положение и являются причиной различного рода ошибок в данной сфере. Можно сделать вывод о том, что в настоящее время порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работодателями на федеральном уровне урегулирован неудовлетворительно. Поэтому, на наш взгляд, существует настоятельная потребность в разработке и утверждении Минздравсоцразвития России рекомендации по организации работы работодателей по назначению и выплате застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

3.2 Процедура защиты прав на социальное обеспечение

Интерес представляет и защита прав социального обеспечения в судебных органах, в частности в Конституционном суде РФ.


Так, пенсионное законодательство является важнейшим и достаточно самостоятельным элементом законодательства о социальном обеспечении. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал специфику предмета его регулирования, особую общественную значимость, обусловленную значением пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, длительным периодом формирования пенсионных прав и тем обстоятельством, что момент приобретения права на пенсию значительно удален от начала выполнения условий пенсионирования (начала трудовой или предпринимательской деятельности)[33]. Система пенсионного страхования призвана обеспечить гражданам достойные социально-экономические условия жизни после оставления работы и выхода на пенсию. Это предопределяет особые требования к качеству, стабильности и эффективности правового регулирования пенсионных отношений. Конституция РФ не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсионного обеспечения, государственные пенсии устанавливаются законом. Конституционный Суд РФ при разрешении дел по вопросам права социального обеспечения обосновал конституционный характер пенсионных прав, указав, что конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный законодатель вправе определять механизм реализации этого права с соблюдением Конституции РФ, в том числе гарантированного ею принципа равенства, который распространяется не только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона. В частности, к компетенции законодателя относится установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, установление правил исчисления их размеров; определение правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка исчисления и выплаты, включая как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан; определение всех элементов права на пенсионное обеспечение. С другой стороны, законодатель обязан следовать конституционным принципам правового регулирования, принципам равенства, социального государства, чтобы обеспечить стабильность системы пенсионного обеспечения.

Вопросам пенсионного обеспечения посвящено значительное количество решений Конституционного Суда РФ. Среди них, в частности, решения о досрочном пенсионном обеспечении граждан, осуществлявших педагогическую, медицинскую и творческую деятельность в учреждениях, не являющихся государственными и муниципальными; о возможности осуществления оценки приобретенных до 2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам действовавшего законодательства, и др. Большее внимание в исследовании будет уделено решениям, вынесенным в период с 2002 г., так как именно в этот период произошла пенсионная реформа, потребовавшая кардинального обновления законодательства о пенсионном обеспечении и затронувшая права и интересы не только пенсионеров, но и людей трудоспособного возраста.